Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством музыкального фольклора в условиях ДОО»
Приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры посредством
музыкального фольклора в условиях ДОО.
(Из опыта работы музыкального руководителя)
В данной статье представлен педагогический инновационный опыт по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством музыкального фольклора в условиях ДОО
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
В.А.Сухомлинский
В данное время главной целью государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина. В ФГОС ДО определен важнейший принцип организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей, а также важность воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, своему народу, его народным традициям и культуре, родному языку.
Обозначены задачи объединения воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе социокультурных и нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе развития нравственных качеств.
Приоритетной задачей государства и общества и основной целью современного российского образования является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, инициативного, ответственного, компетентного и ответственного гражданина России.
Почему формирование духовно – нравственного мира дошкольников является важным и актуальным в наше время? У современных детей искажены понятия о милосердии, доброте, справедливости, великодушии, патриотизме, а материальные ценности превозносят над духовными.
Над проблемой духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста трудились Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова и другие отечественные педагоги.
Самый важный период для развития представлений о человеке, становления личности, обществе, культуре - это дошкольный возраст. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению с нормами поведения в процессе различной деятельности.
В настоящее время обращение к народным истокам, культурному наследию страны, фольклорному искусству нашего народа стало предметом особого внимания педагогов дошкольных образовательных организаций. Заклички, пестушки, пословицы, дразнилки, поговорки, небылицы, народные песни всегда были огромным пластом народной мудрости и связаны с опытом народной педагогики.
Русский фольклор - кладезь народной мудрости. В современном педагогическом мире основная задача воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – прививать любовь детям и родителям к народной музыке. Фольклор с раннего возраста жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка, способствует развитию таких процессов, как память, воображение, мышление. На основе фольклорного материала ребенок имеет возможность развивать творческие способности, приобретать опыт творческой деятельности, формировать индивидуальность.
В отечественной дошкольной педагогике музыкальному фольклору-важнейшее педагогическое средство и ему отводится главная роль при ознакомлению детей с культурой своего народа. Малые фольклорные формы вызывают у детей положительные эмоции, раскрывают социальную сущность событий и явлений, происходящих в жизни народа; формируют устойчивый интерес к народной культуре. Посредством музыкального фольклора дети дошкольного возраста усваивают нравственные и культурные ценности своего народа.
Русская народная культура – это тесно переплетенные различные виды искусства, которые позволяют решать воспитательно-образовательные задачи посредством культурных практик. Требования к современному воспитательно-образовательному процессу, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ориентируют педагогов на использование культурных практик дошкольников, поддержку их инициативы и тесное взаимодействие с участниками образовательного процесса.
В основу педагогического опыта положены идеи дифференцированного подхода к воспитаннику, гуманизации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников. Теоретической основой опыта работы стали концептуальные положения музыки, педагогики и психологии. Методической основой опыта стали инновационные, современные технологии по организации образовательного процесса на музыкальном фольклорном материале.
Приобщение детей к русской народной культуре посредством фольклора мы строим на основе синтеза музыки, фольклорного театра, хореографии, изобразительного искусства, народного танца. Особое внимание для развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте необходимо уделять импровизации, способствующей развитию творческих способностей.
Современные исследования в педагогике указывают на то, что основная проблема дошкольного образования - это утрата живости, притягательности процесса познания, снижение положительной мотивации.
В современных дошкольных образовательных организациях наблюдается такая тенденция, что деятельность по приобщению детей к фольклору имеет ознакомительный характер, а развитию практических умений, творческих способностей, уделяется недостаточное внимание. Необходимо так выстраивать образовательную деятельность, чтобы дети были активными участниками поиска, исследования.
В дошкольном образовании происходит реформирование системы, которое побуждает нас пересматривать устоявшиеся методы и формы работы с детьми. Акцентируется внимание на активизации творческих проявлений детей и их самостоятельных действий. Гуманный стиль взаимодействия педагога и детей позволяет использовать привлекательные для дошкольников формы и методы организации музыкальной деятельности в образовательном процессе.
Основные формы работы по формированию духовно-нравственного мира дошкольников: организованная образовательная деятельность, праздники и развлечения, тематические и социальные акции, мастер – классы, музыкальные гостиные, театрализованная деятельность, взаимодействие с социумом, участие в концертной и конкурсной деятельности, самостоятельная деятельность, совместная деятельность детей и родителей.
Процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора это особый вид художественно-эстетической деятельности дошкольников, основанный на подлинном историческом народном материале и направленный на овладение детьми богатым опытом народа через восприятие произведений фольклора..
На эффективность педагогического процесса по приобщению к традиционной народной культуре влияет:
- создание педагогических условий, предметно-пространственной среды;
- организация педагогического процесса по овладению культурным опытом народа;
- включение регионального компонента;
- комплексный подход к освоению музыкального фольклора;
- сотворчество детей и взрослых.
Использование музыкального фольклора в образовательной деятельности способствует развитию творческих способностей старших дошкольников, если формы, методы и приемы работы соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей; широко применяется наглядный материал, используются русские народные музыкальные инструменты; образовательная деятельность строится на основе синтеза основных форм художественной деятельности.
Для меня, как для музыкального руководителя, фольклор является одним из главных помощников в привитии интереса и любви к музыкальной культуре. Разучивая с детьми народные песни, потешки, прибаутки, заклички мы решаем одну из актуальных задач – знакомим с красотой, разнообразием и силой русского языка, обогащаем речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами.
Музыкальный фольклор дает возможность обратить детей к истокам русской народной культуры, внести его в жизнь подрастающего поколения. Большое внимание я уделяю народным играм, как средству приобщения детей к музыкальной культуре, в которые дети продолжают играть не только в детском саду, но и в свободной деятельности. Мы стараемся заинтересовать родителей, организуем для них творческие и познавательные встречи в рамках семейных клубов, в которых организовываем действующую модель сотрудничества с родителями воспитанников.
Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора выполняет важную роль в становлении личности ребенка. Образовательная деятельность, фундаментом которой является народный фольклор, способствует обогащению у воспитанников лексического запаса, они глубоко чувствуют родной язык, богаче формируются духовно.
Для успешного развития творческих и специальных музыкальных способностей мы опираемся на педагогические принципы систематичности, последовательности, доступности, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, активности и самостоятельности в обучении. Важным фактором является включение в образовательную деятельность тематических и интегрированных занятий, народных праздников и развлечений, хороводные, театрализованные и подвижные народные музыкальные игры.
Необходимо включать в образовательный процесс музыкально-творческие задания, направленные на развитие песенного творчества, умение свободно включаться в импровизацию, формирование понимания и переживания музыкального образа.
Использование музыкального народного фольклора в приобщении дошкольников старшего возраста к истокам народной культуры демонстрирует высокую практическую значимость. У детей расширяется кругозор, формируются такие нравственные качества, как уважение и любовь к народным традициям.
При ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами необходимо привносить элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.
Комплексная, систематическая работа по формированию духовно-нравственного мира дошкольников в рамках художественно-эстетического развития, позволила создать в нашей дошкольной образовательной организации условия для становления у детей активной гражданской позиции, позитивной системы жизненных ценностей, нравственных и духовных чувств, эмоциональной отзывчивости на события в стране и обществе, интереса к культуре и истории России, для становления творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В завершении хочется сделать акцент на том, что в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре тесно сотрудничают дети, педагоги и родители, которые являются полноправными участниками образовательного процесса. Родители, совместно с детьми, участвуют в мероприятиях: выставках творческих работ, принимают участие в проектной деятельности, оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий. Нам приятно, что инициатива детей и педагогов находит отклик в душе родителей.
Дошкольное детство — это особый мир, со своими ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий. И задача педагогов посредством культурных практик приобщать молодое поколение к культуре русского народа.
Список использованной литературы:
Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика». № 5, 2015 г. стр. 38 – 47
Боронина, Е. Г. Оберег: Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду / Е.Г. Боронина. - М.: Владос, 1999. - 220 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-синтез, 2008.
М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез.2006
М.Б. Зацепина. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез.2006
Комарова С.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.М.: Педагогическое общество России», 2005