12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Вера84
1

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


      ГЕНДЕР - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности, включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами.
     ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности и особенностей различия детей в ходе поло-ролевой социализации.
     ЦЕЛЬЮ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
     Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом, является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста, так как социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.      Демократизация отношений полов, повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
      Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с трех лет руководил отец. Дети видели своих родителей постоянно, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.д.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, но при этом нельзя допускать мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке и искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно ли воспитать мальчиков и девочек так, чтобы они поняли и приняли свои роли еще в детстве? Так как половая идентификация ребенка происходит к трем–четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».
Поэтому социально осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол.
Стереотипы женского и мужского поведения ребенок берет, непосредственно наблюдая за окружающими людьми, мужчинами и женщинами. Дети подражают всему: и полезным формам поведения, и стереотипам поведения взрослых, являющихся вредными привычками (курение, брань и т.п.) Ребенок начинает вносить их в сюжеты своих игр.
     Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор (потешки, пестушки, поговорки, сказки, игры):

  1. учит детей овладевать первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду внешних признаков мальчика и девочки, мужчины и женщины с помощью устного народного творчества;
     2. формирует уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и детям;
     3. воспитывает чувство отзывчивости, вежливости, честности, исполнитель-
    ности;
     4. развивает способность осознавать нравственный смысл гендерных качеств;
     5. обогащает представление ребенка о тех ролях, которые в обществе играют
    мальчик и девочка;
     6. обогащает представления о домашним обязанностях девочки и мальчика.

    Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от
    предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от челове-
    ка к человеку.
       Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах народных произведений, оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
    С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка:.
    девочкам над веретеном или на гребенке, что символизировало наделением ее качествами труженицы, хозяйки, рукодельницы;
     мальчикам обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он оказался в будущем хорошим хозяином, работником.


 В КОЛЫБЕЛЬНЫХ  ПЕСНЯХ  присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке или мальчику.
ДЛЯ ДЕВОЧЕК :
Котик котик коток,
Котик серенький хвосток!
Приди котик ночевать,
Нашу Машеньку кочать…
Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок.
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
Сели на воротцах
В красных чеботцах
Стали гули говорить,
Чем нам Машу накормить?
Сахорком да медком,
Сладким пряником.
Карову надоим,- молочком напоим.
Стали гули ворковать - стала Маша засыпать.

ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ:
Баю-баю-баюшок,
В огороде петушок
Петя громко поет,
Ване спать не дает.
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к себе мани.
Тебе спать, не гулять,
Только глазки закрывать.

При этом очевидно, что в данных традициях заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской - стойкость, мужество, ответственность.


Интуитивно предписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорили - красивая, нежная, хрупкая; о мальчике - сильный, крепкий.
Это хорошо отражается в произведениях - ВЕЛИЧАНИЯХ.

ВЕЛИЧАНИЕ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ:
Для мальчиков - Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый, смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.

ДЛЯ ДЕВОЧЕК -
 Моя девочка - прелестница
Мастерица и кудесница,
Зорькой алой умывалась
И с рассветом просыпалась,
Маме солнцем улыбалась.

В семейных традициях   был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей,
которые по женской линии несли в себе сдержанность, любовь и доброту, а по
мужской - стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.


Одной из задач, гендерного воспитания является овладение детьми первоначальным представлением О СОБСТВЕННОЙ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖ-НОСТИ , аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).
Например:


Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньку,
Расти коса до пояса
Не вырани ни волоса!
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся!..


Еду к бабе, еду к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
В старом лапаточке…
В связи с тем, кому именно, адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется будущее.


Следует отметить внимание на то, как в семье ДИФФЕРЕНЦИРОВАЛСЯ ТРУД:
ТРУД ДЕВОЧЕК  в деревне в будущем был связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством
матери делали первые шаги по приобретеню навыков в прядении, вышивании,
шитье, ткачестве.
 МАЛЬЧИКОВ - с охотой, рыбной ловлей, рубкой леса, учили запрягать лошадь и
управлять ее, пахать. Отцы воспитывали мальчиков как будущих защитников
Родины.


ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ:
Будем рано разбужать, на работу посылать,
На работу на току, да на веселую страду
Будем сено косить, да будем кучки носить.
Будешь большой, будешь рыбку ловить,
Тетерьку ловить, будешь лес рубить,
Тятьку, мамку кормить.
Идет Кузьма из кузнецы,
Несет Кузьма два молота…


ДЛЯ ДЕВОЧЕК:
Аленка - маленька
Шустра - быстра:
Грибов насобирала,
Носок довязала,
Сарафан дошила,
Воды наносила.
Везде поспела,
В охотку ей дело.

Во поле рябинушка, во поле кудрявая стояла.
Как под той рябинушкой сидят четыре девушки.
Первая - Катюшка - шьет.
Вторая - Марфушка - прядет.
Третья - Акулинушка - вышивает.
Четвертая - Аринушка - зевает.


От девочек и мальчиков требовалось СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ,УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ:

ДЛЯ ДЕВОЧЕК:
Будь счастлива, будь умна,
При народе будь скромна.


Пошла Маша на базар,
Принесла домой товар:
родной матушке - платок,
братьям-соколам - по козлиным сапогам,
сестрицам-лебедицам - по новым рукавицам.


К фольклорным формам относятся русские народные игры. ИГРА - ЭТО ШКОЛА
ВОСПИТАНИЯ.  Одни развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра – является неотъемлемой частью национального богатства, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, с обычаями и трудом мужчин и женщин.
Многие народные игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», « Кузнецы» и т.д.
Некоторые игры построены на противопоставлении мальчиков и девочек. Что внешне выражается в пространственно– композиционном построении игры («Бояре- княгини», «А мы просо сеяли», « Цепи-цепи кованы»).
По содержанию народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и созда-вали РАВНЫЕ возможности для участия в них ДЕТЕЙ ОБОЕГО ПОЛА.

Еще неотъемлемой частью русского фольклора являются СКАЗКИ. Через чтение художественной литературы, ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира. Учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.СКАЗКА - ЕСТЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ.СКАЗКА всегда насы-
на социальными действиями и сильна нравственной основой (« Морозко », «Иван-
царевич », « Царевна - лягушка «, « Крошечка - Хаврошечка »,»Сестрица Аленушка и братец Иванушка »). В сказке задаются,
складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно,
чтобы ребенок прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональ-
ную положительную МОДЕЛЬ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ.При помощи сказок

можно ВЫЯВИТЬ СЛОЖИВШИЕСЯ ЛОЖНЫЕ  СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ, что
позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать
РАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКА.
Например, в сказках и БЫЛИНАХ  показаны сильные мужественные герои, которые защищали Родину, боролись с вражьей силой, оберегали слабых и любимых.
Также в русских народных сказках по особенному называют девушек: Василиса - премудрая, девица - краса, лебедь - белая, лебедушка, пава, красна - девица.
Читая сказки и былины можно одновременно знакомить детей с творчеством русских художников (В.М. Васнецов «Три Богатыря», «Аленушка», «Иван Царевич и серый волк»).

.
На гендерное воспитание  детей влияют ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Короткие, но глубокие по своему содержанию,  они  оказывают  непосредственное  влияние  на нравственное становление личности ребенка. Кратко и образно выражают народные  мысли  о воспитании  мужских  и  женских  качеств,  культуры взаимоотношений полов.

«Семья вместе - душа на месте».«Где любовь да совет, там горя нет».«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».

«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец».

«Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою».

«Девичье терпенье - жемчужно ожерелье».

                                              

Благодаря  механизму  идентификации  со  сказочными персонажами  ребенок-дошкольник  усваивает  идеальный  тип  отношений, представленный в описании жизни сказочных героев.

Сказки  о ЖИВОТНЫХ ,такие, как например:

"Волк и семеро козлят", "Петушок и курочка",

"Ячменное зернышко»,

"Петушок и чудо мельница",  формируют у детей представление  о  заботливости,  миролюбии,  терпимости.


Таким образом,роль  народного  фольклора  является  одним  из средств гендерного воспитания дошкольников.

Чтобы эта работа была живой,  интересной,  разнообразной,  яркой  красочной,  образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку,

которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим,  способствовать  благоприятному  протеканию  процесса полоролевой социализа-

ции мальчиков и девочек дошкольного возраста,

формированию  начал  мужественности  и  женственности  у дошкольников.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.