Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России. Закрепление»
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку. Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? | Поприветствуют учителя. |
Проверка ранее изученного. | - Ребята риродное многообразие нашей страны уникально? Давайте выполним задание и убедимся в этом. [https://learningapps.org/view19160121] (Приложение 1) - На всей территории России растительный и животный мир одинаков? От чего это зависит? (слайд 2)- Посмотрите, пожалуйста, на карту. На какие части разделена поверхность нашей страны? - Что такое природная зона? - Назовите основные природные зоны | - Да - Различен. - От влажности. - От температуры. - От расположения солнца и выпадения осадков. - Она разделена на природные зоны -Это участок земного пространства с одинаковыми условиями: климатом, почвой, растительным и животным миром. - Арктические пустыни - Тундра. - Тайга. - Зона лесов. - Степь. - Пустыня. - Субтропики. |
Сообщение темы урока. Актуализация знаний | - Мы изучили особенности всех основных природных зон России. Чем же мы будем заниматься на уроке? (слайд 3) Я предлагаю, в паре выполнить задание на карточках и найти ошибки в тексте.(Приложение 2) Проверка (слайд 4-13) | Закреплять свои знания о природных зонах России. В паре выполняют задание на карточке «Найди ошибку». Проверяют по образцу на слайде. |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. | - Дома вы в парах готовили мини проект, который вы сейчас представите. (слайд 14) По ходу выступлений учитель задает вопросы. - Что включает в себя арктическая зона? - Чем занимаются люди, живущие в тундре? | Представляют свои проекты. Проект №1 Арктические пустыни Представляют проект - Арктическая зона включает в себя Северный Ледовитый океан, и входящие в него северные моря. Проект №2 Тундра Представляют проект - Люди, живущие в тундре, занимаются рыболовством, оленеводством, пушным промыслом. |
Динамическая пауза | Ветер Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.) Раз, два — выше голова, (Поднять голову.) Три, четыре - руки шире, (Руки в сторон ы.) Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.) | Повторяют движения |
Продолжение работы по теме урока | - Ребята, предлагаю вам продолжить представление проектов. - Какие деревья прорастают в широколиственном лесу? -Почему в степи почти не растут деревья? - Какая характерная особенность пустынь? | Представляют проекты Проект№3 Лесная зона Представляют проект - Липа, осина, береза, ива, ольха. Проект №4 Степь Представляют проект - Выпадает мало осадков, поэтому деревья почти не растут. Проект №5 Пустыня Представляют проект - Самой характерной особенностью пустыни является сухость и обилие света. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Ребята вы представили свои проекты. - Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? - Комфортно вам было работать в паре? - Скажите спасибо товарищам по парте Ребята спасибо вам за вашу работу на уроке. Посмотрите, пожалуйста, на экран и дополните фразы: (Слайд 14) На уроке я узнал_____________ На уроке мне понравилось______________ Приём «Дерево успеха» (Приложение 3) У вас на столах лежат листья красного, жёлтого, зелёного цвета. Красные листья – Всё хорошо понял и могу рассказать своему товарищу. Жёлтые листья – Нужно еще раз прочитать, для лучшего усвоения. Зелёные листья – Есть затруднение. Есть вопросы. Выберите лист и прикрепите его на дерево успеха на наше «Дерево успеха». | - Конечно, ведь природа – это общее достояние всех граждан России. Мы должны защищать и охранять ее. - Да Благодарят друг друга. Дополняют фразы на экране. - На уроке я узнал, какие черты характерны для каждой природной зоны - На уроке мне понравилось работать в паре. - На уроке мне понравилось представлять проект. Выбирают и прикрепляют лист к дереву успеха. Объясняют свой выбор, обозначают затруднения. |
Приложение 1
Приложение 2
Найди ошибку
1. В Арктической зоне зима длится 9 месяцев. С сентября по май стоит глобальная жара. Средняя температура - 35°. Нередко термометр показывает 40, 50, 60 градусов тепла. Дуют сильнейшие ветры, бушуют метели.
2. Из крупных животных в тундре обитают тюлени и полярный волк. Стада тюленей кочуют по тундре в поисках пищи: лишайников. За оленями следуют полярные волки, для которых олени являются главным объектом охоты.
Основа таежных лесов – нетребовательные к теплу хвойные деревья. Это в основном сосна, ель, кедр, лиственница, берёза. Иногда встречаются и широколиственные деревья: липа, осина, пихта, ива, ольха. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают солнечный свет, поэтому здесь нет мелких кустарников и трав. В нижнем ярусе тайги – лишь папоротники и зеленые мхи.
Богата природа степей. Много солнца, длинное холодное лето, торфенные почвы – это позволяет людям выращивать здесь многие ценные культуры. Издавна степь называли житницей России. И теперь степная зона – основной поставщик хлеба.