12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вараксина Светлана Владимировна156
Россия, Иркутская обл., п.Кежемский Братского района

 

 

Тема: « Приставки-сёстры ПРЕ- и ПРИ-»

 

Цели урока:

обучающая цель: знать правило написания приставок пре- и при-, значения приставок пре- и при-;

развивающие цели: научить различать приставки ПРЕ- и ПРИ- по лексическому значению слова, сформировать навык письма приставок пре- и при-;

способствовать развитию речевой компетентности, развивать умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

воспитательные цели: формировать ценностное отношение к слову и его лексическому значению, любовь к родному языку.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, индивидуальные оценочные листы, карточки с индивидуальными заданиями, схема, презентация на тему «Приставки Пре- и ПРИ-».

 

В разнообразии приставок

таится разнообразие смысла

К. Чуковский

Ход урока

Организационный момент

 

II. Формулирование темы и цели урока

- Ребята, сегодняшний урок я назвала Приставки-сёстры Пре- и При-.

- Какое слово из названия темы вам знакомо?

- А что такое приставка?

- Кого называют сёстрами? (к названию темы мы ещё вернёмся в конце урока).

- В каком разделе науки о языке изучаются приставки?

- Итак, мы продолжаем изучение раздела словообразование.

- Как вы думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?

- Корней Чуковский так сказал о приставках: «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» (эпиграф к уроку).

- Какой же смысл таится в приставках ПРЕ- и ПРИ-, нам с вами предстоит выяснить.

 

Создание новых знаний

На доске постепенно появляются значения приставок в схеме-ромашке.

 

1. Работа по карточкам.

- У вас на столах есть карточки с группами слов (карточка № 1).

1 группа: приклеить, пришить, прикрутить, привязать.

- Назовите приставки в данных словах. Попробуйте определить значение приставки ПРИ- во всех этих словах (ПРИСОЕДИНЕНИЕ).

2 группа: прибежать, примчаться, приплыть, приблизиться (ПРИБЛИЖЕНИЕ).

3 группа: пришкольный (участок), привокзальная (улица), приморский (городок) (БЛИЗОСТЬ).

4 группа: приоткрыть, присесть, прилечь, прикрикнуть (НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ).

5 группа: прескверный (характер), предобрый, премилый, преувеличить (пре = ОЧЕНЬ).

6 группа: прервать, преградить, преступник (пре- = ПЕРЕ-).

 

- У поэтессы Антонины Андреевны Каютиной про приставку ПРЕ- есть замечательное стихотворение, которое нам сейчас прочитает …….

Пре-

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка ПРЕ-.

Особа преотважная,

Важная-преважная,

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у нее прелестный пудель,

Прехрабрый пес по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери.

Когда вошла приставка ПЕРЕ-,

Она сказала: « На заре

Я уезжаю. Друг мой ПРЕ-,

Меня не будет тут три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи, я спешу».

 

- Ребята, какие слова с приставкой ПРЕ- вам запомнились?

 

- Итак, от каких условий зависит выбор букв Е - И в приставках ПРЕ- и ПРИ-?

(от значения).

- Попробуйте сформулировать правило о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-.

2. Чтение правила на стр. 69.

 

IV. Закрепление новых знаний

Упр. 154 (частично). Комментированное письмо (в тетрадях).

ФИЗМИНУТКА

Упражнения:

- Присядьте 3 раза; разбейтесь на пары, прицепитесь друг к другу руками; прижмитесь спинами и сделайте несколько наклонов влево и вправо; приподнимитесь на носочках.

- Прищурьте глаза, закройте их, откройте. Прикоснитесь одной ладонью к другой, потрите руками.

- Ребята, какие действия вы совершили? Назовите слова с приставками ПРИ-.

 

Упр. 155 (устно) - Д/З.

Выборочный диктант (самостоятельно по группам), на индивидуальных листах. 2 человека работают у доски (затем самопроверка).

1 группа – выборочный диктант.

 

Я тихо приоткрыл окно – в створку хлынула прохлада.
Маленькие цыплята - презабавные пушистые комочки. 
В прибрежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли. 
В придорожную канаву то и дело прибегают мышки-полёвки. 
Наблюдать за животными – премилое занятие!

Важная гусыня преграждала дорогу своим гусятам.

Пёс Дружок приковылял из соседнего двора.

 

2 группа – распределительный диктант.

 

Распределите слова в две колонки, вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки:

 

Пр…морский, пр…милый, пр..лечь, пр..осторожно, пр…паять, пр..открыть, пр…града, пр..школьный, пр…ступник, пр…землиться, пр…крепить, беспр…рывно.

Самостоятельно. Диктант «Найди слово» (разноуровневые карточки) на индивидуальных листах.

 

V. Контрольный этап. Итог урока Таблица «ЗУХ» (знал(а), узнал, хочу узнать подробнее) – карточка № 2.

 

- Ребята, вернёмся к названию темы. Так почему же приставки Пре- и При- называют сёстрами? Нам ещё много интересного предстоит изучить о данных приставках, но это будет на следующих уроках.

VI. Рефлексия

Выберите утверждение:

1. На уроке я ощущал(а) себя:

Хорошо 
Уверенно
Смело
Гордо
Комфортно
Глупо
Неуверенно
Испуганно
Сердито
Грустно

Отметки за урок (в оценочных листах), за работу у доски…..

- Спасибо за урок! Мне с вами было очень интересно!

2. Этот урок:

Я запомню надолго
Хороший
Отличный
Интересный
Однообразный
Неинтересный
Скучный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный оценочный лист Фамилия, имя

Выборочный диктант (1 группа)

 

Слова

Значение приставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметка за работу:

 

 

 

 

Распределительный диктант (2 группа)

Распределите слова в две колонки, вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки:

 

Пр…морский, пр…милый, пр..лечь, пр..осторожно, пр…паять, пр..открыть, пр…града, пр..школьный, пр…ступник, пр…землиться, пр…крепить, беспр…рывно.

 

ПРИ-

ПРЕ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметка за работу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа: образуйте слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, составьте словосочетания с получившимися словами.

2 группа: образуйте слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, запишите их, обозначьте орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметка:

Выберите утверждение:

На уроке я ощущал(а) себя:

Хорошо 
Уверенно
Смело
Гордо
Комфортно
Глупо
Неуверенно
Испуганно
Сердито
Грустно

2. Этот урок:

Я запомню надолго
Хороший
Отличный
Интересный
Однообразный
Неинтересный
Скучный

 

Карточка № 1

 

1 группа: приклеить, пришить, прикрутить, привязать.

2 группа: прибежать, примчаться, приплыть, приблизиться.

3 группа: пришкольный (участок), привокзальная (улица), приморский (городок).

4 группа: приоткрыть, присесть, прилечь, прикрикнуть.

5 группа: прескверный (характер), предобрый, премилый, преувеличить.

6 группа: прервать, преградить, преступник.

Карточка № 2. Таблица «ЗУХ»

 

Знал(а)

Узнал(а)

Хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1

 

1 группа: приклеить, пришить, прикрутить, привязать.

2 группа: прибежать, примчаться, приплыть, приблизиться.

3 группа: пришкольный (участок), привокзальная (улица), приморский (городок).

4 группа: приоткрыть, присесть, прилечь, прикрикнуть.

5 группа: прескверный (характер), предобрый, премилый, преувеличить.

6 группа: прервать, преградить, преступник.

Карточка № 2. Таблица «ЗУХ»

 

Знал(а)

Узнал(а)

Хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1

 

1 группа: приклеить, пришить, прикрутить, привязать.

2 группа: прибежать, примчаться, приплыть, приблизиться.

3 группа: пришкольный (участок), привокзальная (улица), приморский (городок).

4 группа: приоткрыть, присесть, прилечь, прикрикнуть.

5 группа: прескверный (характер), предобрый, премилый, преувеличить.

6 группа: прервать, преградить, преступник.

Карточка № 2. Таблица «ЗУХ»

 

Знал(а)

Узнал(а)

Хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

Пре-

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка ПРЕ-.

Особа преотважная,

Важная-преважная,

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у нее прелестный пудель,

Прехрабрый пес по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери.

Когда вошла приставка ПЕРЕ-,

Она сказала: « На заре

Я уезжаю. Друг мой ПРЕ-,

Меня не будет тут три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи, я спешу».

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.