12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Литвиненко Светлана Юрьевна614
Работаю в школе 37 лет учителем русского языка и литературы. Люблю детей, книги, театр, кошек
Россия, Хабаровский край, Хор

Образовательная организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Учитель русского языка и литературы: Литвиненко Светлана Юрьевна

Класс: 6

Технологическая карта урока

Тема урока

Правописание приставок пре- и при-

Тип урока

Усвоения новых знаний

Цель урока

Обучающиеся научаться распознавать и правильно писать приставки пре- и при-, опираясь на их значение.

Задачи урока

1.Повторить образование слов с приставками;

2.Познакомить с основными значениями приставок пре- и при-;

3.Усвоить зависимость написания гласных в приставках пре- и при-;

4.Различать на письме приставки пре- и при-;

5. Распределять слова в соответствии со значением приставок;

6. Совершенствовать орфографические навыки и умения;

7.Обогащать словарный запас учащихся.

Предметные умения

УУД

1. Совершенствуют навык слова с приставками.

2.Научить объяснять правописание гласных в приставках пре- и при- по алгоритму.

4. Научить применять алгоритм правописания приставок на практике.

Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных способностей;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.

Познавательные: 

-структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: 

- осознают  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные:

-  организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;

- обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Формы и методы обучения

Ресурсы

Элементы образовательных технологий здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогики сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся

1. Л.М.Рыбченкова, О.А.Александрова,

О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений 2-х частях (часть 1), Москва: «Просвещение», 2014г.

2.Л.М.Рыбченкова, И.Г. Добротина. Русский язык 6 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение» , 2015 г.

3. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. (часть1) Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик Москва: «Просвещение», 2016г.

4. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии.Книга для учащихся 5-7 классов. Москва: «Просвещение», 1991

5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

6. Сайт мультиурок – проект для учителей (https://multiurok.ru)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Учитель предлагает ученикам поиграть в игру с приставками. По названию приставки необходимо догадаться, что надо сделать.

После игры учитель просит сделать вывод о значении приставок. Одинаковые ли приставки? В чём различие?

Ученики отгадывают слова с приставками, делают вывод о том, что каждая приставка имеет свое значение.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель предлагает вставить слово при помощи приставки: бежал-бежал и …

Елена очень красивая, то есть – Елена …

Выделите приставку. Как нам узнать какую гласную букву Е или И надо писать в приставке?

Учитель объявляет тему урока.

Учащиеся записывают слова, выделяют приставку. Затрудняются в объяснении.

3.Постановка цели урока

Учитель предлагает учащимся прочитать «Советы помощника» на странице 46 параграфа 11 и ответить на вопрос, что нам необходимо знать, чтобы правильно писать гласные в приставках.

Учитель объявляет вслед за учащимися цель урока.

Учащиеся отвечают на вопрос. Необходимо установить значение приставок.

4. Приобретение учащимися новых знаний и способов  

Учитель предлагает записать правило (стр. 46) учебника в виде кластера в тетрадь и на доску.

Один учащийся это делает у доски (с закрытой от учащихся стороны). Остальные работают в парах на месте.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель предлагает учащимся сделать взаимопроверку. Проверяет кластер-образец, составленный учеником у доски.

Ученики проводят взаимопроверку, устраняют ошибки, недочёты. Ученик у доски предъявляет кластер-образец. Остальные сверяют свою работу с образцом и устраняют ошибки, недочёты.

Физкультминутка

Учитель называет слова с приставками пре- и при-

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь:

присесть,

привстать,

принагнуться,

снова приосаниться

да призадуматься:

«А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

Физкультминутка «Приставочки».

Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова

6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель разбивает класс на 6 групп. Каждой группе предлагается 4 картинки, задание: рассказать о значении приставки по плану при помощи картинок; и критерии оценивания.

Задание:

К каждой картинке подобрать слово с приставкой при- или пре-

Объяснить выбор гласной в приставке на основе значения.

Подобрать свой пример с рисунком, в соответствии со значением приставки.

Оформить работу группы на листе.

Проверить работу по критериям оценивания.

Учитель предлагает каждой группе представить свои проекты и оценить работы других групп. Оценивает ответы групп вместе с учащимися. Отмечает активных.

Учащиеся работают в группе по заданию.

Проверяют свою работу по критериям и предъявляют свой проект классу.

Оценивают выступление группы вслух и на листе оценки.

Подводят итоги - подсчет баллов.

7.Информация о домашнем задании

Учитель предлагает и комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание:

учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Для всех: § 11;

На выбор:

1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.

3.Упр. в рабочей тетради к учебнику

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Учитель проверяет усвоение материала при помощи Plicers или сигнальных карточек с буквами И/Е. Подводит итог занятия. Отмечает процент выполнения задания класса, учащихся, которые безошибочно выполнили задание. Обращает внимание учащихся на ошибки и их устранение, предлагает совершенствовать навыки правописания приставок тренировкой определения значения, а в случае затруднения обращаться к словарю.

Просит оценить свою работу на уроке, наклеив стикер на один из листов с надписью на доске: работал прекрасно, работал прескверно, работал не то не сё.

Учащиеся поднимают персональные карточки со штрих-кодами (Plicers) или сигнальные карточки (при отсутствии интернета).

Уходя с урока, учащиеся оценивают свою работу на уроке.

       

Приложение 1

Игра с приставками

- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

- Представили?

- Я вам скажу «В!» Что вы сделаете?

- Включим телевизор!

- А если я скажу: «Пере!»?

- Переключим телевизор на другую программу!

- А если я скажу: «Вы!»?

- Выключим!

- Хорошо. А теперь представьте, что вы на уроке технологии. Девочки работают с одеждой, а мальчики мастерят что-то из дерева. Если я скажу: «При!» Девочки, что делают?

- Пришивают, прикрепляют, приклеивают...

- А мальчики, что делают?

- Прибивают, прикручивают, привинчивают…

- Молодцы!

Приложение 2

Значение приставок пре- и при-

Приложение 3

Критерии оценивания

Правильно определено значение приставки - 1балл

Правильно подобраны все слова к картинкам - за каждое слово 1балл, максимум – 4 балла

Подобран свой пример, иллюстрирующий значение приставки 1 балл

Наглядное и речевое представление: речь без ошибок – 1 балл, оформление – все видно, логично-1балл

Работа выполнена без орфографических ошибок – 1 балл

Итого: 9 баллов

Приложение 4

Лист оценки групп

Критерии

1группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

Значение приставки

           

Слова к картинкам

           

Пример

           

Представление

           

Грамотность

           

Итого

           
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 24.11.18 в 05:54 0Ответить Пожаловаться
Беру в копилку! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.