Урок русского языка в 6 классе на тему «Правописание приставок -пре и -при»
Образовательная организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Учитель русского языка и литературы: Литвиненко Светлана Юрьевна
Класс: 6
Технологическая карта урока
Тема урока |
Правописание приставок пре- и при- |
|||||
Тип урока |
Усвоения новых знаний |
|||||
Цель урока |
Обучающиеся научаться распознавать и правильно писать приставки пре- и при-, опираясь на их значение. |
|||||
Задачи урока 1.Повторить образование слов с приставками; 2.Познакомить с основными значениями приставок пре- и при-; 3.Усвоить зависимость написания гласных в приставках пре- и при-; 4.Различать на письме приставки пре- и при-; 5. Распределять слова в соответствии со значением приставок; 6. Совершенствовать орфографические навыки и умения; 7.Обогащать словарный запас учащихся. |
Предметные умения |
УУД |
||||
1. Совершенствуют навык слова с приставками. 2.Научить объяснять правописание гласных в приставках пре- и при- по алгоритму. 4. Научить применять алгоритм правописания приставок на практике. |
Личностные: - стремление к речевому самосовершенствованию; - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; - взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу. Познавательные: -структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. Регулятивные: - осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; - вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: - организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией; - обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать. |
|||||
Формы и методы обучения |
Ресурсы |
|||||
Элементы образовательных технологий здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогики сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся |
1. Л.М.Рыбченкова, О.А.Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений 2-х частях (часть 1), Москва: «Просвещение», 2014г. 2.Л.М.Рыбченкова, И.Г. Добротина. Русский язык 6 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение» , 2015 г. 3. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. (часть1) Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик Москва: «Просвещение», 2016г. 4. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии.Книга для учащихся 5-7 классов. Москва: «Просвещение», 1991 5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru) 6. Сайт мультиурок – проект для учителей (https://multiurok.ru) |
|||||
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся |
Учитель предлагает ученикам поиграть в игру с приставками. По названию приставки необходимо догадаться, что надо сделать. После игры учитель просит сделать вывод о значении приставок. Одинаковые ли приставки? В чём различие? |
Ученики отгадывают слова с приставками, делают вывод о том, что каждая приставка имеет свое значение. |
||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Учитель предлагает вставить слово при помощи приставки: бежал-бежал и … Елена очень красивая, то есть – Елена … Выделите приставку. Как нам узнать какую гласную букву Е или И надо писать в приставке? Учитель объявляет тему урока. |
Учащиеся записывают слова, выделяют приставку. Затрудняются в объяснении. |
||||
3.Постановка цели урока |
Учитель предлагает учащимся прочитать «Советы помощника» на странице 46 параграфа 11 и ответить на вопрос, что нам необходимо знать, чтобы правильно писать гласные в приставках. Учитель объявляет вслед за учащимися цель урока. |
Учащиеся отвечают на вопрос. Необходимо установить значение приставок. |
||||
4. Приобретение учащимися новых знаний и способов |
Учитель предлагает записать правило (стр. 46) учебника в виде кластера в тетрадь и на доску. |
Один учащийся это делает у доски (с закрытой от учащихся стороны). Остальные работают в парах на месте. |
||||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Учитель предлагает учащимся сделать взаимопроверку. Проверяет кластер-образец, составленный учеником у доски. |
Ученики проводят взаимопроверку, устраняют ошибки, недочёты. Ученик у доски предъявляет кластер-образец. Остальные сверяют свою работу с образцом и устраняют ошибки, недочёты. |
||||
Физкультминутка |
Учитель называет слова с приставками пре- и при- А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять. А теперь: присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!» Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию. |
Физкультминутка «Приставочки». Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова |
||||
6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Учитель разбивает класс на 6 групп. Каждой группе предлагается 4 картинки, задание: рассказать о значении приставки по плану при помощи картинок; и критерии оценивания. Задание: К каждой картинке подобрать слово с приставкой при- или пре- Объяснить выбор гласной в приставке на основе значения. Подобрать свой пример с рисунком, в соответствии со значением приставки. Оформить работу группы на листе. Проверить работу по критериям оценивания. Учитель предлагает каждой группе представить свои проекты и оценить работы других групп. Оценивает ответы групп вместе с учащимися. Отмечает активных. |
Учащиеся работают в группе по заданию. Проверяют свою работу по критериям и предъявляют свой проект классу. Оценивают выступление группы вслух и на листе оценки. Подводят итоги - подсчет баллов. |
||||
7.Информация о домашнем задании |
Учитель предлагает и комментирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание: учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. Для всех: § 11; На выбор: 1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой. 2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные. 3.Упр. в рабочей тетради к учебнику |
||||
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
Учитель проверяет усвоение материала при помощи Plicers или сигнальных карточек с буквами И/Е. Подводит итог занятия. Отмечает процент выполнения задания класса, учащихся, которые безошибочно выполнили задание. Обращает внимание учащихся на ошибки и их устранение, предлагает совершенствовать навыки правописания приставок тренировкой определения значения, а в случае затруднения обращаться к словарю. Просит оценить свою работу на уроке, наклеив стикер на один из листов с надписью на доске: работал прекрасно, работал прескверно, работал не то не сё. |
Учащиеся поднимают персональные карточки со штрих-кодами (Plicers) или сигнальные карточки (при отсутствии интернета). Уходя с урока, учащиеся оценивают свою работу на уроке. |
||||
Приложение 1
Игра с приставками
- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
- Представили?
- Я вам скажу «В!» Что вы сделаете?
- Включим телевизор!
- А если я скажу: «Пере!»?
- Переключим телевизор на другую программу!
- А если я скажу: «Вы!»?
- Выключим!
- Хорошо. А теперь представьте, что вы на уроке технологии. Девочки работают с одеждой, а мальчики мастерят что-то из дерева. Если я скажу: «При!» Девочки, что делают?
- Пришивают, прикрепляют, приклеивают...
- А мальчики, что делают?
- Прибивают, прикручивают, привинчивают…
- Молодцы!
Приложение 2
Значение приставок пре- и при-
Приложение 3
Критерии оценивания
Правильно определено значение приставки - 1балл
Правильно подобраны все слова к картинкам - за каждое слово 1балл, максимум – 4 балла
Подобран свой пример, иллюстрирующий значение приставки 1 балл
Наглядное и речевое представление: речь без ошибок – 1 балл, оформление – все видно, логично-1балл
Работа выполнена без орфографических ошибок – 1 балл
Итого: 9 баллов
Приложение 4
Лист оценки групп
Критерии |
1группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
6 группа |
Значение приставки |
||||||
Слова к картинкам |
||||||
Пример |
||||||
Представление |
||||||
Грамотность |
||||||
Итого |
Устинова Валентина Ивановна