Урок русского языка в 6 классе на тему «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»

5
4
Материал опубликован 17 February 2018

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС)

Тема: «Правописание приставок -ПРЕ и -ПРИ».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид: комбинированный.

Учитель: Воробьева Елена Сергеевна

Класс: 6 «Б»

МБОУ СОШ № 18 им. Братьев Могилевцевых г. Брянска

Дата: 27.09.2017 г.

Цели урока: 

Деятельностная – создание условий для самостоятельного усвоения знаний и способов деятельности, поиска и обработки информации, выбора способов деятельности и постановки учебной задачи, развитие самости ребенка.

Содержательная – создание условий для формирования суммы знаний по теме: «Правописание приставок – ПРЕ и - ПРИ».


 

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма. 

 

Задачи урока: 

Образовательные:

Выявление условий выбора гласных е – и в приставках;

Способствовать формированию навыка написания приставок пре-/ при-;

Обогащение словарного запаса учащихся;

Развивающие:

Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;

создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;

создание условий для развития коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


 

Формируемые УУД: 

Личностные: развитие навыков сотрудничества, уважение чужого мнения; установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: развитие самости ребенка (анализирование, постановка целей, рефлексия).

Познавательные: установка причинно-следственных связей, умение группировать, анализировать и обобщать.

Коммуникативные: Умение полно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Структура и ход урока:


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

  • Приветствие. Организационный момент.

- ПРИгрело солнце,

и ПРИоткроем мы оконце.

Давайте улыбнемся друг другу, чтобы на душе у всех стало светло и тепло.

- Скажите пожалуйста, как бы вы написали эти слова? (с приставкой ПРИ). Почему? (Приставка имеет значение неполноты действия ).

- Очень хорошо. Вот и сегодня мы с вами приоткроем оконце в мир знаний.

Цитирует двустишие.

Мотивирует учащихся на успех и нацеливание.

Отвечают на вопросы.

1 минута

  • Постановка цели и задач урока.

- Давайте разберемся, что же мы будем сегодня изучать? И как мы будем это делать? – Что нам уже известно по этой теме?(работа со схемой – Приложение 1).

Задает вопросы.

Работает со схемой на доске.

Отвечают на вопросы.

Чертят схему.

2 минуты.

  • Актуализация знаний.

- Хотите, я познакомлю вас с интересной сказкой, в которой множество слов с приставками –ПРЕ и –ПРИ? Взгляните на свои распечатки. Давайте прочитаем эту сказку. (читает один учащийся).

- Скажите, испытывали ли вы трудности при прочтении сказки? Почему?

- Чтобы выполнить это задание, нам необходимо вспомнить правила. Перед вами лежат таблицы, которые необходимо заполнить. (Работа в парах – у доски 2 пары: учеников).

- Если все выполнено верно, поставьте себе 6 баллов.

Работает с текстом.

Задает вопросы.

Работают с текстом.

Работают у доски.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают правила.

6 минут.

  • Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте вернемся к нашей сказке и поработаем по цепочке.(Фронтальная работа).

- Молодцы. С заданием справились. У кого все слова записаны верно – ставят себе 15 баллов.


 

- У меня для вас есть еще задания. Сейчас предлагаю вам игру, которая называется «Замена». (5 человек – за доской по 2 слова).


 

Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

1) Расположенный у берега. (Прибрежный). 

2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 

3) Участок около школы. (Пришкольный).

4)Открыть дверь не полностью. (Приоткрыть).

5) Очень спокойный. (Преспокойный).


 

- Посмотрите на доску, сравните. У кого все записано верно – ставит себе 5 баллов. Остальные – баллы по количеству правильных ответов. Молодцы, справились.


 

Проверяет ответы учащихся, при затруднении – помогает, при ошибочном ответе - исправляет.

Вставляют пропущенные буквы, выделяют приставки.

15 минут.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

  • Физкультминутка.

Показывает упражнения.

Повторяют за учителем.

1 минута.

6) Первичная проверка понимания, первичное закрепление.


 

«Распределительный диктант».

2 за доской.


 

1-ый ученик и 1 вариант записывают слова с приставкой ПРИ.

2-ой ученик и 2 вариант записывают слова с приставной ПРЕ.

- Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга. (Взаимопроверка).

Прибрежный, прекрасный, преогромный, прибежать, придорожный, привстать, прелестный, прервать.

Прибрежный

Прибежать

Придорожный

Привстать

Прекрасный

Преогромный

Прелестный

Прервать


 


 

Контролирует выполнение задания учащимися.

Выполняют задание, проверяют правильность выполнения.

7 минут.

7. Домашнее задание.

Придумать и записать в тетрадь 10 примеров слов с приставками -ПРЕ и -ПРИ. Разобрать эти слова по составу.

Знакомит учащихся с д/з

Записывают задание в дневник.

1 минута.

8. Рефлексия.

- Какова тема урока?

- Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов?

- Что выполняли на уроке?

- Скажите, а любите ли вы математику? Давайте-ка посчитаем, какое максимальное количество баллов вы могли сегодня заработать?

ИНТЕГРАЦИЯ С МАТЕМАТИКОЙ

6 +15+ 5+4 = 30

- Как нам удобнее будет сложить эти числа?

- Правильно, здесь мы использовали переместительный и сочетательный законы сложения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

30 - 25 б – «5»

24 - 19 б – «4»

18 – 14 б – «3»

Менее 14 б – повторить тему и получить индивидуальное задание.

Задает вопросы. Работает со схемой.

Отвечают на вопросы, работают со схемой. Делают записи в листах.

6 минут.

9. Комментирование и выставление отметок.

Выставляет и комментирует отметки.

 

1 минута.

 

 

 

Приложение 1.


 

  • ПРЕкрасным (= очень) вечером Василисе ПРЕмудрой (= очень) ПРИснился (запомнить) ПРИчудливый (запомнить) сон. ПРЕзабавные (= очень) и ПРЕхорошенькие (= очень) зайчата скакали ПРИпрыгивая (неполнота действия) по поляне. Вдруг солнце закрыла ПРЕогромная (= очень) туча. Это ПРИлетел (приближение) злой-ПРЕзлой (= очень) Змей Горыныч. ПРИземлился (приближение) он, ПРИсел (неполнота действия) на травку и ПРИзадумался (неполнота действия). ПРИказал (запомнить) ему Кащей Василису ПРЕмудрую (=очень) найти, ПРИпугнуть (неполнота действия), к нему ПРИвести (приближение). Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые (= пере) ПРЕпятствия (запомнить).


 

  • Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Приложение 2.

ПРИ

ПРЕ

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

 

 

Неполное действие

ПРИкрыть

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Удачи!

17 February 2018

Спасибо большое!

17 February 2018

Спасибо, грамотный урок! Успеха вам, Елена Сергеевна, в работе и в нашем сообществе! Ждем новых работ!

17 February 2018

Вера Сергеевна, большое спасибо! Буду стараться)) рада, что мой урок Вам понравился.

17 February 2018

Похожие публикации