Урок русского языка в 6 классе на тему «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС)
Тема: «Правописание приставок -ПРЕ и -ПРИ».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид: комбинированный.
Учитель: Воробьева Елена Сергеевна
Класс: 6 «Б»
МБОУ СОШ № 18 им. Братьев Могилевцевых г. Брянска
Дата: 27.09.2017 г.
Цели урока:
Деятельностная – создание условий для самостоятельного усвоения знаний и способов деятельности, поиска и обработки информации, выбора способов деятельности и постановки учебной задачи, развитие самости ребенка.
Содержательная – создание условий для формирования суммы знаний по теме: «Правописание приставок – ПРЕ и - ПРИ».
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявление условий выбора гласных е – и в приставках;
Способствовать формированию навыка написания приставок пре-/ при-;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Развивающие:
Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;
создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;
создание условий для развития коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Формируемые УУД:
Личностные: развитие навыков сотрудничества, уважение чужого мнения; установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом.
Регулятивные: развитие самости ребенка (анализирование, постановка целей, рефлексия).
Познавательные: установка причинно-следственных связей, умение группировать, анализировать и обобщать.
Коммуникативные: Умение полно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.
Структура и ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
||
- ПРИгрело солнце, и ПРИоткроем мы оконце. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы на душе у всех стало светло и тепло. - Скажите пожалуйста, как бы вы написали эти слова? (с приставкой ПРИ). Почему? (Приставка имеет значение неполноты действия ). - Очень хорошо. Вот и сегодня мы с вами приоткроем оконце в мир знаний. |
Цитирует двустишие. Мотивирует учащихся на успех и нацеливание. |
Отвечают на вопросы. |
1 минута |
||
- Давайте разберемся, что же мы будем сегодня изучать? И как мы будем это делать? – Что нам уже известно по этой теме?(работа со схемой – Приложение 1). |
Задает вопросы. Работает со схемой на доске. |
Отвечают на вопросы. Чертят схему. |
2 минуты. |
||
- Хотите, я познакомлю вас с интересной сказкой, в которой множество слов с приставками –ПРЕ и –ПРИ? Взгляните на свои распечатки. Давайте прочитаем эту сказку. (читает один учащийся). - Скажите, испытывали ли вы трудности при прочтении сказки? Почему? - Чтобы выполнить это задание, нам необходимо вспомнить правила. Перед вами лежат таблицы, которые необходимо заполнить. (Работа в парах – у доски 2 пары: учеников). - Если все выполнено верно, поставьте себе 6 баллов. |
Работает с текстом. Задает вопросы. |
Работают с текстом. Работают у доски. Отвечают на вопросы. Вспоминают правила. |
6 минут. |
||
- Давайте вернемся к нашей сказке и поработаем по цепочке.(Фронтальная работа). - Молодцы. С заданием справились. У кого все слова записаны верно – ставят себе 15 баллов.
- У меня для вас есть еще задания. Сейчас предлагаю вам игру, которая называется «Замена». (5 человек – за доской по 2 слова).
Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. 1) Расположенный у берега. (Прибрежный). 2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 3) Участок около школы. (Пришкольный). 4)Открыть дверь не полностью. (Приоткрыть). 5) Очень спокойный. (Преспокойный).
- Посмотрите на доску, сравните. У кого все записано верно – ставит себе 5 баллов. Остальные – баллы по количеству правильных ответов. Молодцы, справились.
|
Проверяет ответы учащихся, при затруднении – помогает, при ошибочном ответе - исправляет. |
Вставляют пропущенные буквы, выделяют приставки. |
15 минут. |
||
Мы топаем ногами,
|
Показывает упражнения. |
Повторяют за учителем. |
1 минута. |
||
6) Первичная проверка понимания, первичное закрепление.
«Распределительный диктант». 2 за доской.
1-ый ученик и 1 вариант записывают слова с приставкой ПРИ. 2-ой ученик и 2 вариант записывают слова с приставной ПРЕ. - Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга. (Взаимопроверка). Прибрежный, прекрасный, преогромный, прибежать, придорожный, привстать, прелестный, прервать.
|
Контролирует выполнение задания учащимися. |
Выполняют задание, проверяют правильность выполнения. |
7 минут. |
||
7. Домашнее задание. Придумать и записать в тетрадь 10 примеров слов с приставками -ПРЕ и -ПРИ. Разобрать эти слова по составу. |
Знакомит учащихся с д/з |
Записывают задание в дневник. |
1 минута. |
||
8. Рефлексия. - Какова тема урока? - Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов? - Что выполняли на уроке? - Скажите, а любите ли вы математику? Давайте-ка посчитаем, какое максимальное количество баллов вы могли сегодня заработать? ИНТЕГРАЦИЯ С МАТЕМАТИКОЙ 6 +15+ 5+4 = 30 - Как нам удобнее будет сложить эти числа? - Правильно, здесь мы использовали переместительный и сочетательный законы сложения. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: 30 - 25 б – «5» 24 - 19 б – «4» 18 – 14 б – «3» Менее 14 б – повторить тему и получить индивидуальное задание. |
Задает вопросы. Работает со схемой. |
Отвечают на вопросы, работают со схемой. Делают записи в листах. |
6 минут. |
||
9. Комментирование и выставление отметок. |
Выставляет и комментирует отметки. |
1 минута.
|
Приложение 1.
-
ПРЕкрасным (= очень) вечером Василисе ПРЕмудрой (= очень) ПРИснился (запомнить) ПРИчудливый (запомнить) сон. ПРЕзабавные (= очень) и ПРЕхорошенькие (= очень) зайчата скакали ПРИпрыгивая (неполнота действия) по поляне. Вдруг солнце закрыла ПРЕогромная (= очень) туча. Это ПРИлетел (приближение) злой-ПРЕзлой (= очень) Змей Горыныч. ПРИземлился (приближение) он, ПРИсел (неполнота действия) на травку и ПРИзадумался (неполнота действия). ПРИказал (запомнить) ему Кащей Василису ПРЕмудрую (=очень) найти, ПРИпугнуть (неполнота действия), к нему ПРИвести (приближение). Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые (= пере) ПРЕпятствия (запомнить).
-
Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
Приложение 2.
ПРИ |
ПРЕ |
|||
Значение приставки |
Примеры |
Значение приставки |
примеры |
|
ПРИближение |
ПРИбежать |
= очень |
ПРЕлестный |
|
ПРИсоединение |
ПРИклеить |
= пере |
ПРЕрвать |
|
Близость |
ПРИморский |
|
|
|
Неполное действие |
ПРИкрыть |
|
|
Белкина Надежда Владимировна
Воробьева Елена Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Воробьева Елена Сергеевна