Конспект АМО-урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок пре- и при-»
Конспект АМО-урока.
Организационная информация
Авторы урока: Воронцова Эльмира Лекмановна
Предмет: Русский язык
Класс: 6 класс общеобразовательной школы, 19 обучающихся
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Правописание приставок пре- и при-.
Автор учебника: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016.
Тип: урок открытия нового знания
Урок изучения нового материала, формирование у учащихся умений реализации нового способа действия , расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
В классе обучаются дети с разным уровнем познавательной активности и любознательности. Урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то основной вариант проведения урока – групповая форма работы с применением активных методов обучения.
Цели урока:
1. формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
2. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
Повторить морфемный разбор слов;
Развить умение формулировать определение понятий;
Обогащать словарный запас учащихся;
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
Осуществление системно-деятельностного подхода;
Развитие внимания;
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Развитие коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Этапы урока:
| Фазы урока | Этапы фазы урока | АМО (методы) |
1 | Фаза 1. Начало образовательного мероприятия. | инициация ( приветствие, знакомство) | метод «Приветствие» |
вхождение или погружение в тему ( определение целей урока) | метод «Список покупок»
| ||
Определение ожиданий обучающихся ( планирование личностного смысла урока ) | метод «Что у меня на сердце»
| ||
2 | Фаза 2. Работа над темой. | Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания) | Метод «Занимательные карточки» |
Интерактивная лекция ( передача и объяснение педагогом новой информации) | метод «Инфо - угадайка» | ||
Проработка содержания темы ( групповая работа обучающихся над темой урока) | метод «Мозайка» | ||
3 | Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия. | Эмоциональная разрядка (разминки) | метод «Земля, воздух, огонь и вода» |
Подведение итогов ( рефлексия, анализ и оценка урока) | метод «Светофор» |
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
1. Инициация
АМО «Приветствие» (1мин.)
Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала
Все участники становятся в круг, берутся за руки, обмениваются взглядами друг с другом, тем самым приветствуя друг друга, демонстрируя свое доброе отношение друг к другу.
- Здравствуйте, ребята. Рада ПРИветствовать. Мне всегда ПРИятно видеть ваши ПРЕдобрые лица с ПРЕумными глазами. Надеюсь, что вы ПРИходите в этот кабинет не просто для того, чтобы только ПРЕвзойти в знаниях ваших ПРЕДшественников, а прежде всего для того, чтобы ПРИумножить каждый раз хоть на капельку свои знания о нашем ПРЕКрасном языке. (учитель делает ударение на приставках)
Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов.
2. Вхождение или погружение в тему ( определение целей урока)
Перед уроком пришла телеграмма.
Пр…бываем в ваш пр..красный город на поезде, пр…ходящем ровно в 8.00.Не пр…рывайте занятия и не встречайте нас на пр..вокзальной плошади. Если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, в 9.30, будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе. Пр…ставки Пре- и При-.
- Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Легко ли это сделать? (Нет, приставки в безударном положении)
Целеполагание "Список покупок"(3мин.)
Цель: создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу, определить цели урока.
Оборудование: цветные листочки, ручки
Мы с вами уже многое знаем о приставках, их значении, так какова будет цель нашей встречи с ПРИСТАВКАМИ? В чем будет заключаться наша работа ?Что мы с вами приобретём в результате этой встречи?
Учащиеся устно определяют цели урока, а затем записывают на листочках, которые учитель собирает и вывешивает на доске «Список покупок»
Приблизительно цели могут выглядеть так:
1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
3. Повторить морфемный разбор слов.
3. Определение ожиданий обучающихся
Опасения и ожидания обучающихся. Метод «Что у меня на сердце» (3 мин)
Цель : выявить опасения и ожидания обучающихся.
Оборудование: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, что вы ожидаете от урока и какие у вас могут возникнуть опасения. В конце урока мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
Фаза 2 «Работа над темой»
1. Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
Давайте вновь вернёмся к телеграмме.
- В какой части слова пропущены буквы? (в приставке)
- Что такое приставка? Имеют ли приставки значения?
- Правописание каких приставок вам знакомо? (по-, про-, правописание приставок на з-с)
АМО «Занимательные карточки» ( 10 мин)
Цель: закрепление изученного материала, умение обосновывать свой ответ.
Оборудование: карточки с заданием
Класс делится на небольшие группы по 4 человека. Раздаются карточки. На каждой карточке записаны слова с верным (неверным) написанием гласных в приставках (правописание приставок на з-с и написание приставок типа за-, по, в-) . Если слово написано верно- ответ «верю», то карточка откладывается в сторону, если «не верю», то отвечавший берет карточку себе. Правильные утверждения можно сочетать с заведомо неверными.
- Назовите слова с приставками, написание которых вызывает затруднение. (пре- и при-)
- Почему возникли затруднения?
2. Интерактивная лекция ( передача и объяснение педагогом новой информации)
Наконец к нам прибыли гости –приставки ПРЕ и ПРИ, которые помогут нам найти ответ на сложный вопрос: как пишутся приставки ПРЕ и ПРИ
Метод «Инфо-угадайка» (10 мин)
Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания.
Оборудование: лист ватмана, маркер
На доске размещён лист ватмана, который разделён на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, будут вписываться основные условия правописания приставок ПРЕ –ПРИ . Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.
- Предлагается по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над парой слов.
1 Группа: Пр…ехать, Пр…лететь
2 Группа: Пр…шить, Пр…клеить
3 Группа: Пр…школьный, Пр…дорожный
4 Группа: Пр…открыть, Пр…сесть
5 Группа: Пр…добрый, Пр…милый
6 Группа: Пр…градить, Пр…рвать
- Подумайте над значением каждого слова. Вы сами должны определить эти значения. (далее от каждой группы представляются результаты исследований, тезисы которых записываются на ватмане по секторам)
При-
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
Пре- = очень
Пре- = пере-
Обобщение:
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Е-И В приставках Пре- и При-? 1.Выделить приставку в слове;
2. Определить ее значение;
3. Написать Пре- или При-;
4. Подобрать слова с этими приставками, доказать, почему пишется Пре- или При-
- Давайте теперь прочитаем правила написания приставок Пре- и При- в учебнике и сравним формулировки с вашими выводами.
- Совпали ли ваши выводы с текстом правил?
3. Проработка содержания темы
Теперь мы можем прочесть присланную нам телеграмму. Вставьте пропущенные буквы, объясните.
АМО «Мозайка» (5мин)
Цель : закрепление изученного материала, отработка навыка применения теоретических знаний
Оборудование: карточки с предложениями
У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них «Собрать сказку»
1.Пр..землился он, пр..сел на травку и пр..задумался.
2.Это пр..летел злой-пр..злой Змей Горыныч.
3. Пр..казал ему Кащей Василису Пр..мудрую найти, пр..пугнуть, к нему пр..вести.
4.Пр..забавные и пр..хорошенькие зайчата скакали впр..прыжку по поляне.
5.Но возникли на пути Змея Горыныча непр..одолимые пр..пятствия.
6.Вдруг солнце закрыла пр..огромная туча.
7.Пр..красным вечером Василисе Пр..мудрой пр..снился пр..чудливый сон.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
1. Эмоциональная разрядка (разминки)
АМО «Земля, воздух, огонь, вода» (3 мин)
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Оборудование: музыкальное сопровождение
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
2.Подведение итогов ( рефлексия, анализ и оценка урока)
АМО «Светофор» (2 мин)
Цель оценить собственный вклад в работу, найти пути улучшения взаимодействия в классе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Оборудование: лист бумаги с нарисованным светофором и кружочки красного, зеленого и желтого цвета
Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – я научился; желтый – могу научить других; зеленый – я не понял. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора
Итоги урока.
- Какую тему мы сегодня изучали?
-Что нового вы узнали о правописании приставок пре-при?
-Добились ли поставленных целей?
Домашнее задание:
(на выбор по желанию)
Сочинить стихотворение или сказку о приставках ПРЕ- ПРИ
Составить словарный диктант из 25 слов, используя слова с орфограммами, которые сегодня повторили.
Использованная литература: Ресурсы портала "Мой университет", http://www.moi-universitet.ru.
Джиоева Лейла