Методическая разработка «Привлекательные задачи на уроках математики»
«Привлекательные задачи на уроках математики»
Петрова Нина Николаевна,МОУ Школа №3им.Н.Островского»
г.Черемхово, учитель,Иркутская обл
Главным способом получения знаний является урок, а роль учителя на уроке бесценна .И начало и содержание должно быть исключительно интересно .И поэтому его основной задачей является не только обучение ,но и воспитание щкольника за эти драгоценные сорок ,теперь уж, минут. Хочется чтоб задача ,которую решает ученик , волновала душу и сердце, чтоб этот момент запомнился надолго и вспомнился в трудные минутки жизни, «согрел» когда резко «похолодало»,а для этого на уроках должны решаться задачи яркие ,запоминающие может те ,что преподнесла сама жизнь, может те ,которые придумают сами ученики, а может даже и о них ,о наших самых любимых- детях, что они очень любят решать, а может те ,что очень затрудняются решить. Пусть те задачи, которые придумал и подобрал для урока учитель выполнят все воспитательные ,развивающие цели ,и пусть желание украсить урок такими задачами ,никогда не иссякнет и чтобы учитель мастерски владел вниманием от первой и до последней минуты урока.
Конечно, выгодным для применения задач такого типа являются темы в программе математики пятого класса- «Проценты» , «Десятичные дроби» и другие. Безусловно началом таких уроков могут быть и стихи -
А на ветке на еловой белоснежный ком повис
И глазами голубыми удивлённо смотрит вниз
Там ребята с третьей школы отправляются в круиз.
В Черемхово на вокзал. Дружно едем на Байкал
Вот одна из таких задач :В 5Б классе 28 учеников. В круиз едут 6 девочек и 8 мальчиков. Сколько процентов из 5Б едут в круиз? Сколько процентов учащихся из 5Б не едут в круиз? Сколько процентов мальчиков из 5Б едут в круиз? Сколько процентов девочек из 5Б едут в круиз?
Когда учащиеся пятого Б класса услышали ,что речь идёт о них ,скорость и желание решать задачи вырастает в несколько раз.
Задача №2. Билет на электричку Черемхово- Иркутск до 1 сентября стоил 39 рублей, а с 1 сентября-45 рублей. На сколько процентов подорожал билет? Сколько билетов после 1 сентября можно купить на 1000 рублей?
Безусловно традиционными являются задачи о животных, обитающих в родном регионе, о которых дети много раз слышали на уроках биологии и даже неоднократно видели ,а теперь ещё просчитали в задаче ,которая наверняка снабжена красивым слайдом о поездке 5б на Байкал и посещении уникального Иркутского Нерпинария.
Задача №3 Вес нерпы -10% от 600кг.Длина нерпы –10% от числа «чёртова дюжина» (Нерпа весит в среднем 60кг , а длина 1,3 метра).
Задача №4Вес сига равен числу ,которое выражает 50 % (кг). Длина данной рыбки 30% от 200 (см.) (Сиг 0,5 кг длина 60 см.)
Задача №5Омуль составляет 5 % от среднего веса нерпы .Длина на 4 см больше длины сига . ( Омуль до 3 кг -64см).
Задача №6 Глубина Байкала составляет 1% от(16000+37).(1637 м.)
Задача №7 Площадь Байкала : (32722 -10000/10)=(Площадь водной поверхности Байкала -31772 км2 , что примерно равно площади таких стран как Бельгия или Нидерланды).
Задача №8 Билет на марщрутку стоит 200 рублей ,но если более 10 человек скидка 20%.Сколько стоит поездка для группы в 15 человек?
Задача№9.Билет на трамвае стоит 14 рублей. Сколько можно купить билетов на 500 руб.?
Задачи данного содержания могут служить неоътемлемой частью интереснейшего урока по теме « Круиз на Байкал» и это на уроке математики,который можно не менее удачно завершить.
Мы приехали домой
Здравствуй город дорогой!
Очень многое узнали ,
Даже мы чуть – чуть устали.
Вот и дом родной вокзал. До свидания Байкал !