Методическая разработка урока математики «Параллельные прямые» (7 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
Тумкинская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
математики
«Параллельные прямые»
(для учащихся 7-го класса ФГОС)
Автор разработки
учитель математики высшей категории
Лямаева Галина Александровна
с.Тумкино
2016г
Пояснительная записка
Данный урок является уроком обобщения и закрепления знаний по теме «Параллельные прямые», геометрия 7 класс. Материал урока представлен в виде презентации. Урок разработан для коррекции и устранения пробелов знаний учащихся по теме «Параллельные прямые», перед контрольной работой. Презентацию к уроку можно использовать как полностью, так и частично в зависимости от уровня подготовки класса.
Для повышения познавательной активности учащимся предложено два вида устной работы: по теории и устное решение задач по готовым чертежам на применение признаков и свойств параллельных прямых. Закрепление знаний в ходе решения задач. В заключение проводится тест и осуществляется проверка правильных ответов на уроке, а так же выставление оценок самими учащимися (критерии оценок предлагаются), работа в парах.
Использование мультимедийной презентации помогает сделать урок более интересным и насыщенным, поэтому я решила поделиться с коллегами разработкой именно такого урока. На мой взгляд применение тестов помогает быстро проверить знания учащихся, а так же позволяет повысить их мыслительную активность, что очень актуально для дальнейшей коррекции знаний учащихся.
Используемая литература:
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – 18-е изд. – М.:Просвещение, 2008.
Фарков А.В. Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии: 7 класс: к учебнику Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7-9». – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Изучение геометрии в 7-9классах: Методические рекомендации к учеб,; Кн. Для учителя / Л.С .Атанасян , В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – М.:Просвещение, 1997
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии, 7 класс- М.: «ВАКО»,2012
Гилярова М.Г. Геометрия 7 класс. Поурочные планы по учебнику «Геометрия» 7 класс / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др./, Издательство «Учитель-АСТ», Волгоград,2014
Электронная поддержка урока:
Авторская презентация «Параллельные прямые»»
Авторский тест «Параллельные прямые»
Класс: 7
Цели урока:
Дидактические:
– обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
– продолжить формирование умений и навыков по решению задач;
– проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме.
Развивающие:
– совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;
– развивать умения и навыки в работе с тестами;
– продолжить работу по развитию логического мышления, математической речи и памяти.
Воспитательные:
– продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения чертежей;
– приучать к умению общаться и выслушивать других;
– воспитание сознательной дисциплины;
– развитие творческой самостоятельности и инициативы;
– стимулировать мотивацию и интерес к изучению геометрии.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: Учебники, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока: (слайд 1-3)
Оргмомент, вступительная беседа.
Устная работа с классом.
Решение задач.
Проверка знаний учащихся. Тест.
Рефлексия
1. Организационный момент.
Великий русский математик Николай Иванович Лобачевский однажды заметил: «Человек… родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править…, не дана ему от рождения: она приобретается учением.»
«В любой форме учения особенно хорошо то, что получил, вывел, понял сам, даже если знаешь, что другие это же самое вывели раньше. Учащиеся, школьники и студенты, бегло просмотрев, о чем идет речь в учебнике, а потом закрыв книгу, попробуйте сами воспроизвести точные выводы и доказательства. Такой способ учебы наиболее приближен к творческой научной работе, где нужно превращать бродячие, нечеткие мысли в отточенные результаты» - говорил Яков Борисович Зельдович, физик – теоретик, академик АН
Так вот, давайте сегодня на уроке работать, следуя советам наших великих ученых, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам пригодятся.
Тема нашего урока зашифрована в ребусе:
22 лл,,4 п , ые
т=н, а=я
“Параллельные прямые”- последний урок по данной теме, следующий – контрольная работа.
2. Устная работа
Устный опрос (слайд 4-5)
Дайте определение параллельных прямых.
Что такое секущая? Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей.
Сформулируйте признаки параллельности двух прямых.
Какие утверждения называются аксиомами?
Какая теорема называется обратной?
Сформулируйте свойства параллельных прямых
Решите устно: (слайды 6-11)
1 |
Назовите пары соответственных, накрест лежащих и односторонних углов |
|
2 |
AO=DO. CO=OB . Доказать AB ║CD |
|
3 |
a ║ b, c – секущая, угол 6 равен 30° Какие еще углы равны 30°? |
|
4 |
m ║ n, p – секущая, угол 1 равен 1250 Найдите величины остальных углов |
|
5 |
a ║ b. Параллельны ли а и с? |
|
6 |
a ║ b. 1= 22 Найти: 1, 2. |
3.Решите письменно: (слайд 12-13)
1 |
По данным рисунка найдите 1, 2, 3. |
|
2 |
Отрезок АК – биссектриса треугольника САЕ. Через точку К проведена прямая, параллельная стороне СА и пересекающая сторону АЕ в точке N. Найдите углы треугольника АКN, если угол САЕ равен 780 |
4.Проверка знаний учащихся: (слайд 14-22)
Тест
1 |
Углы 4 и 5 носят название: 1. смежных; 2. накрест лежащих; 3. соответственных ; 4. односторонних . |
|
2 |
Прямые a и b параллельны если: 1. 2 = 5; 2. 1 = 3; 3. 2 = 7; 4. 5 + 4 =1800 |
|
3 |
Две прямые на плоскости называются параллельными, если: |
|
4 |
Две прямые на плоскости могут иметь: |
|
5 |
a ║ b и c a, то |
|
6 |
Если а ║b и 2 = 1200, то 3 равен: 800, 1200, 600, 180 |
|
7 |
Найди ошибку: 4 = 1, значит а║b, 4 = 2,значит a║b, 1 = 3, значит a║b. |
|
8 |
Через точку М, не лежащую на прямой . а можно провести: |
|
9 |
Если а ║b, b ║c, то: |
Замечание. Тест можно проверить как самому ученику, а можно предложить обменяться тетрадями с соседом и выполнить взаимопроверку.
Правильные ответы на тест: (слайд 23-24)
1. 3 8. 3
2. 3 9. 3
3. 2
4. 3
5. 2
6. 3
7. 1
«5» - 9 правильных ответов
«4» - 7 - 8
«3» - 5 - 6
«2» - менее 5
5. Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Но прежде я попрошу вас сесть за компьютеры и проделать еще одну небольшую, но важную работу. На экране выписаны три положительные характеристики урока: полезность, доступность, увлекательность и изображена корзина. Еще вам даны три самоцвета, Если вы считаете, что характеристика подходит нашему уроку, положите на неё камешек, если нет отправьте его в корзину. Подсчитаем сколько камешков набрала каждая характеристика. Диктуйте. Пусть количество камешков – это количество сантиметров. Сейчас я построю на доске треугольник с такими длинами сторон. Какой треугольник у нас получился?
6. Домашнее задание: (слайд 25-26)
Вопросы для повторения к главе 3.
№№ 213, 215, 216.
Спасибо, урок окончен.