Методическая разработка урока математики на тему «Решение задач на движение» (6 класс)
Тема: Решение задач на движение.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить правила нахождения скорости, времени,
расстояния; умение решать задачи на зависимость между скоростью,
временем и расстоянием при встречном движении и движении в одном
направлении.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, развивать
пространственное воображение, образное мышление; совершенствовать графическую культуру.
Воспитательные: воспитание коммуникативных качеств,
самостоятельности, умение оценивать себя и работу товарищей.
Тип урока: урок решения задач
Оборудование: мультимедиа система, интерактивная доска, презентация с флэш-элементом, дидактические карточки
Ход урока:
I. Оргмомент
- Добро пожаловать на урок математики! Слушайте меня и друг друга внимательно.
II. Сообщение темы урока
- Какую тему мы сейчас изучаем? (Задачи на движение)
- В течение многих уроков мы решали задачи по теме «Движение». Сегодня мы повторим и закрепим полученные знания. Тема нашего урока «Решение задач на движение»
III. Актуализация опорных знаний.
- Какие величины используются в задачах на движение?
- Запишите на доске обозначение скорости, времени, расстояния.
- Выберите из предложенных наименований единицы измерения: скорости, времени, расстояния (флэш-элемент)
сек, км/ч, см, км, сут, ч, мин, м/мин, м, см/сек, дм
- С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние?
(с помощью формул)
- Соедините части правила – формулы
t = V ∙ t
S = S : V
V = S : t
- Задайте друг другу вопросы по теме. (Диалог)
- Повторили все правила, а теперь я проверю, как вы умеете их применять при решении задач на движение.
IV. Устный счет
- Вычислите неизвестные величины:
Животные | Скорость (V) | Время ( t ) | Расстояние ( S ) |
Олень | 50км/ч | ?ч | 50км |
Крот | ?см/с | 7с | 70см |
Ленивец | 2м/мин | 10мин | ?м |
1. Олень пробежал 50км со скоростью 50км в час. Сколько времени он бежал?
2. Крот пробежал 70см за 7с. С какой скоростью бежал крот?
3. Ленивец сползал по стволу дерева 10мин со скоростью 2м/мин. Какое расстояние преодолело животное?
V. Основная часть урока.
1. Решение задач.
а) Работа по учебнику ♦ стр. 135, № 501 (1)
● Машина за 4ч проехала 320км. Сколько километров проедет машина за 7ч, если будет двигаться с той же скоростью?
- О чем говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- С какой скоростью двигалась машина?
- Как запишем условие задачи, графически или в виде таблицы?
- Какая таблица составлена верно?
1.
V | t | S |
?км/ч | 4ч | ?км |
? | 7ч | 320км |
2.
V | t | S |
?км/ч | 4ч | 320км |
одинаковая | 7ч | ?км |
3.
V | t | S |
одинаковая | 4ч | 320км |
?км/ч | 7ч | ?км |
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Как найти скорость?
-Как найти расстояние?
(Самостоятельное решение задачи, проверка – открыть ширму)
б) Фронтальная работа
● Два катера отплыли от двух пристаней одновременно навстречу друг другу и встретились через 2 ч. Скорость одного катера 45км/ч, а другого – 40км/ч. Какое расстояние между пристанями?
- О чем говорится в задаче?
- Сколько катеров было?
- Что о них говорится? (Они отплыли одновременно навстречу друг другу)
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Как запишем условие задачи, графически или в виде таблицы?
(Оформление условия задачи на доске)
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Как найти расстояние?
- Задачу можно решить двумя способами.
- 1-ый вариант решит задачу первым способом, 2-ой вариант – вторым.
- Какой способ решения более рациональный? Почему?
(Запись решения задачи двумя способами на доске)
в) Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам:
● С двух спортивных баз, расстояние между которыми 93км, одновременно навстречу друг другу вышли два лыжника. Скорость одного лыжника 14км в час, другого – 17км в час. Через сколько часов они встретились?
1уч: - Закончи схематический чертёж к задачи и реши её.
1)
2)
Ответ:
2уч. - Закончи схематический чертёж к задачи и реши её.
14км/ч 17км/ч
Ответ:
● Один поезд, двигаясь со скоростью 65км в час, прошёл путь между двумя станциями за 4ч. За сколько часов пройдёт этот путь другой поезд, если его скорость 52км в час?
- Запиши условие задачи и реши её.
V | t | S | |
1 поезд | |||
2 поезд |
1)
2)
Ответ:
● Велосипедист проехал 20км за 2ч. С какой скоростью ехал велосипедист?
V. Д/з: 1 вариант - ♦ стр. 211, № 898
2 вариант - ♦ стр. 212, № 905
VI.Итог урока
- Что понравилось сегодня на уроке?
- Что показалось вам сложным?
- Что закрепляли на уроке?
- Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?
- Какую оценку вы себе поставите?