12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мустаева Виктория Зиновьевна63
Россия, Марий Эл респ., д.Мустаево
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУСТАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА ИМЕНИ ШАБДАРА ОСЫПА»

Сернурского района Республики Марий Эл

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

«Использование краеведческого материала на уроках математики

в начальной школе»

 

 

Автор: Мустаева Виктория Зиновьевна,

учитель начальных классов

МОУ «Мустаевская СОШ»,

Республика Марий Эл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине
                                                                                                             
 В.А.Сухомлинский

 

Готовясь к каждому уроку, учитель задает себе вопрос: «Что можно сделать на уроке такое, чтобы ребенок лучше, прочнее запомнил тот или иной материал?» Учителю самому интересно придумывать что-то новое, нестандартное, но еще интересней, когда тебя удивляет ученик своим душевным рассказом, необычной поделкой, красивым рисунком…. Да разве мало мыслей в светлых головках детишек, которые только начинают познавать окружающий мир! И нам, учителям, надо суметь защитить этот хрупкий интерес к школе, к окружающему миру, ко всему новому.

У учителя масса доступных способов решения запутанных, самых сложных задач. Но важно, чтобы и ребёнок сам мог справиться с любой ситуацией, найти верный путь. Подготовить ребёнка к началу самостоятельной жизни, в которой он не свернёт с правильного пути, сможет определить, где добро, а где зло, где друг, а где враг, является первостепенной задачей учителя начальных классов. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем прежде, уделять внимание истории своего края, привить уважение к культуре, народным традициям, религиозным убеждениям предков.

Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»?

Актуальность методической разработки заключается в том, что ФГОС ННО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы любящего свой народ, свой край и свою Родину, уважающего и принимающего ценности семьи и общества.

Новизна методической разработки - организация комплексного знакомства на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе с историей, культурой, географией своего региона, в процессе которого происходит достижение метапредметности обучения и, как результат, овладение выпускниками начальной школы способами решения проблем творческого и поискового характера, овладение начальных форм познавательной и личной рефлексии.

Цель использования краеведческого материала: формирование целостных знаний о своей родной деревне, о своем районе, о своей республике, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви к малой Родине и уважения к её историческому наследию.

В начальной школе региональный компонент можно использовать на любом уроке. Это может быть и целый урок, а может быть и несколько минут на отдельных этапах урока.

В данной работе представляю примеры краеведческих заданий на уроках математики.

В отличие от многих других предметов, некоторые педагоги считают, что математика – менее удачный предмет для применения краеведческого материала. Но это не так… Формы применения регионального компонента на уроках математики, как и на других уроках, различны. Это:

Задачи для устного счета.

В виде информационной беседы (занимающей 1 – 2 мин. на уроке).

Текстовые задачи.

Проекты.

Интегрированные уроки с окружающим миром.

 

Устный счет.

Форма проведения устного счета меняется в зависимости от возраста детей. В 1-ом классе они радуются, когда на урок приходят сказочные герои, в том и числе и герои марийских сказок и легенд (Пампалче, Онар и др.), их привлекает яркая наглядность. А в 3, 4 классах вместо рисунков шире используем таблицы, схемы. Детям в любом возрасте нравятся уроки-путешествия по родному краю. На таких уроках они проявляют больше активности, не только отвечают на вопросы учителя, но и сами их задают. Ученики, выполняя математические задания, узнают много новой информации в области биологии, географии, истории родного края.

Ниже приведены варианты проведения устного счета.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А куда отправимся, узнаем, решив примеры и располагая полученные ответы в порядке возрастания (на обратной стороне чисел буквы):

78 + 9 =              92 + 0 =             36 – 8 =                  63 + 7 =

32 – 6 =              80 – 24 =            46 + 2 =

 

26      28      48       56     70      87     92

 

Слово ЗООПАРК.

- Итак, мы отправляемся в Медведевский зоопарк.

-t1640270550aa.png А чтобы узнать самое крупное животное этого зоопарка, надо написать графический диктант.

- Самое крупное животное Медведевского мини-зоопарка «Чудо-остров», медведица Дуся.

 

Решив цепочку примеров, узнаете, как раньше назывался наш главный город.

Красный город – 475, Царевококшайск – 375, Кокшайск – 365.

 

145


 


 


 

t1640270550ab.gift1640270550ab.gift1640270550ab.gif+ 210 + 300 - 280

 

 

Решив примеры и подставляя в таблицу под каждым числом «свою букву», узнайте фамилии людей, прославивших нашу республику. Информацию об этих людях прочитаете, расшифровав QR – коды.

50 - 14 = (ш)

4 * 20 = (с)

83 - 57 = (в)

24 : 6 = (а)

36 + 63 = (о)

62 : 2 = (и)

5 * 3 = (б)

82 - 23 = (ы)

21 * 6 = (у)

34 + 51 = (д)

72 : 9 = (п)

124 - 38 = (к)

95 - 72 = (р)

3 * 9 = (н)

95 - 76 = (м)

50 + 34 = (т)

 

 

 

36

4

15

85

4

23

 

 

 

 

 

 

 

99

80

59

8

 

 

 

 

 

 

Шt1640270550ac.png абдар Осып (Шабдров Иосиф Архипович) - марийский поэт, драматург, педагог и литературовед. Родился 27 марта 1898 в д. Малая Лужала Сернурского района Республики Марий Эл.

Его именем названы:

- улица в Йошкар-Оле,

- Мустаевская средняя школа Сернурского района.

Ш. Осыпу поставлен памятник-бюст в п. Сернур.

На родине писателя в д. Малая Лужала Сернурского района ему установлен памятный камень.

4

27

84

99

27

99

26

 

 

 

 

 

 

 

 

31

26

126

86

 

 

 

 

 

 

Аt1640270550ad.png нто́нов Иву́к (Ива́н Андре́евич Анто́нов) - марийский советский поэт, переводчик, педагог. Родился 6 сентября 1918 в д. Антоново (Тоски), Сернурского района.

Летом 2019 года в честь И. Антонова на его малой Родине, в д. Антоново Сернурского Марий Эл открыли памятную стелу.

86

31

19

 

 

 

t1640270550ae.png

26

4

80

31

27

 

 

 

 

 

 

 

Ким Кириллович Васин - писатель, критик и марийский учёный, народный писатель Республики Марий Эл. Родился 14 марта 1924 в д. Шоркинер Сернурского района.

Его именем названы:

- улица в микрорайоне Звёздный Йошкар-Олы;

- Сернурская централизованная библиотечная система.
 

II. Текстовые задачи.

Решая задачи с использованием достоверных данных о родном крае, учащиеся могут узнать, что Республика Марий Эл имеет интересную историю своего развития, что она красива и богата. В ней живут замечательные люди, которые ценят традиции, уважают историческое прошлое своего народа.

 Материал для составления задач можно взять не только из краеведческой литературы, но и наблюдая во время экскурсии за объектами природы. Такие задачи мотивируют и активизируют познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике.

Приведу примеры из опыта работы:

Школьный краеведческий музей посетило 20 учеников начальной школы и 60 учеников средней школы. Во сколько раз меньше посетило учеников начальной школы, чем учеников средней школы? Составь обратную задачу.

Самый древний город РМЭ основан в 1583 году. Сколько лет городу исполнилось в 2020 году?

Самый большой район по территории в РМЭ – Килемарский. Его площадь составляет 3254 кв.км. А самый маленький район – Параньгинский, площадь – 791 кв.км. На сколько кв.км. площадь Килемарского района больше площади Параньгинского?

Школьный автобус совершает по 2 рейса в день. За один рейс он проезжает 8 км. Какой путь пройдет этот автобус за 1 день? За неделю? За месяц?

В 2019 году нашей школе исполнилось 130 лет. В каком году основана школа?

Маша, Света и Люда живут в г.Звенигово, Йошкар-Оле и Волжске. Маша

живет в самом молодом городе республики, а Света - в самом старом. В каком городе живет каждая девочка?

В начале Великой Отечественной войны на защиту Отечества были

призваны 91511 жителей Сернурского района. 5097 наших земляков не вернулись с поля боя. Сколько уроженцев Сернурского района вернулись на Родину?

Площадь территории Республики Марий Эл – 23400 кв.км., а площадь

территории Сернурского района – 1032 кв.км. На сколько кв.км. площадь РМЭ больше, чем площадь территории Сернурского района?

В РМЭ 689 озер, а рек 179. На сколько рек меньше, чем озер?

В 2021 году г.Йошкар-Ола исполнилось 437 лет. В каком году основан

город?

 

Проекты

Используя краеведческий материал, дети с удовольствием включаются и в

проектно-исследовательскую деятельность. В результате у обучающихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения. Поэтому в своей работе часто используем проектную деятельность. Ниже представлены названия математических проектов учащихся 1-2-х классов с использованием краеведческого материала.

«Геометрические фигуры в окружающем мире» (1 класс).

«Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» (2 класс)

«Математика в нашей жизни». (Рубль. Копейка) (2 класс)

«Математика и медицина» (2 класс)

«Математика в марийских сказках» (2 класс)

Интегрированные уроки

Для повышения интереса к изучаемому материалу провожу

интегрированные уроки. Такие уроки позволяют активно формировать универсальные учебные действия.

Урок во 2-м классе: «Математическая прогулка в леса РМЭ» (Темы: «Сложение и вычитание в пределах 100» и «Красная книга»).

Урок во 2-м классе по теме: «Решение задач» («Про воду»).

 

Заключение. В течение нескольких лет анализируя итоги занятий, построенных на местном материале, я пришла к выводу, что они более результативны и обладают большим воспитательным потенциалом. Использование краеведческого материала, творческих и проектных заданий делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Кроме того у обучающихся формируются: ответственность, самостоятельность, любовь к своей малой родине, к родному краю.

Надеюсь, что представленный опыт работы будет полезен для учителей начальных классов.

В заключении хочу отметить, что эффективность урока прежде всего зависит от учителя, задача которого не только выступать организатором учебной деятельности, но и стать заинтересованным и интересным соучастником учебного процесса. Тогда он может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).

 

Литература

Вшивцева Л.А., Смирнова Э.В., Смирнова З.А. История моего народа: Материалы для проведения уроков ИКН в 4 классе. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009. – 44 с.

Кудряшов М.И. Знаешь ли ты родной край? История Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола: Редакция газеты «Марий Эл», 2003. – 52 с.

Кудряшов М.И. Знаешь ли ты родной край? География Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола: Редакция газеты «Марий Эл», 2003. – 40 с.

http://sernurlib.ru/kraevedenie/133-istoriya-sernurskogo-rajona

https://bigenc.ru/geography/text/5745792

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.