Статья «Приёмы смыслового чтения на уроках математики»

0
0
Материал опубликован 12 December 2021

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта система планируемых результатов – формирование личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий устанавливает и описывает классы  учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения [1].

Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Для решения этих задач предназначена одна из четырех междисциплинарных учебных программ реализующаяся в стандартах второго поколения:

1.формирование универсальных учебных действий;

1.формирование ИКТ - компетентности обучающихся;

3.основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Стратегия смыслового чтения состоит из трех блоков. Первая – это восприятие текста, поиск информации и понимание прочитанного, вторая – это извлечение смысла, преобразование и интерпретация текста, третья – оценка полученной информации, сопоставление с условием [4, c.25].

Тексты принято делить на сплошные (без визуального изображения) и не сплошные (с визуальным изображениями).

К типам сплошных текстов относятся следующие:

- описание (художественные и технические);

- повествование (рассказ, отчёт);

- объяснение (рассуждение, интерпретация);

- аргументация (научный комментарий, обоснование);

- инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.)

К типам не сплошных текстов относятся следующие:

- формы (анкеты);

- таблицы;

- диаграммы, графики, карты;

- списки;

- информационные листы (расписание и т.д.).

На уроках математики в 5-6классах встречаются и сплошные тексты, но чаще всего не сплошные, таких заданий очень много как в базовом, так в профильном уровне ЕГЭ [2, c.63].

Рассмотрим примеры приёмов работы с текстом, которые целесообразно использовать на уроках математики в 5-6 классах.

Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы

Этот способ формирует умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия - «толстые» вопросы, «тонкие» вопросы.

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

При каких условиях задача имеет несколько решений?

Установите закономерность …?

Можно ли обобщить задачу, если…?

Рационально ли решена задача?

Кто..? Что…? Когда…? 

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Что известно в задаче?

Что нужно найти?

Какова зависимость между…?

Достаточно ли данных в задаче для её решения?

Этот приём необходимо использовать на этапе не только контроля знаний, но и на этапе актуализации, устранения пробелов.

Приём «Представление информации в кластерах»

Этот способ формирует структурировать и систематизировать материал.

Кластер – графический способ организации учебного материала. В виде кластера с учащимися можно записывать правила, можем структурировать материал. Этот приём используется как на этапе формирования новых знаний, так и при систематизации знаний [4, c.39].

Приём «Вопросы к тексту учебника»

Этот приём формирует умение самостоятельно работать с текстом учебника, формулировать вопросы, работать в парах. Например:

Прочитайте текст. 

Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 

Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. Этот приём я использую на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Этот приём формирует умение анализировать информацию, умение оценивать факты, умение отражать своё мнение.

Учащиеся выражают своё отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», неверно - « - ». Этот приём используется на этапе актуализации знаний, устранения пробелов.

Приём «Верите ли вы…»

Этот приём направлен на повышение интереса к изучению данной темы, создание положительной мотивации. Этот приём используется в начале урока, после сообщения темы урока, в виде разминки. Вопросы можно задавать учащимся при проверке правил домашнего задания.

Приём «Составление краткой записи задачи»

Этот приём формирует умение целенаправленно читать текст задачи, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах.

Используемые формы краткой записи: схема, таблица, ключевые слова.

Схема используется при решении задач на отношения между, задач на части. Таблица – при решении задач на движение, работу и проценты. Ключевые слова – при решении задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби [5, c.49].

Этот приём используется при отработке новых знаний, на этапе формирование способов действий.

Приём «Инсерт» (маркировка текста по мере чтения)

Этот приём формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот приём используется в домашней работе, т.к. работа индивидуальная. Учащиеся делают пометки в тексте: знают – «+»; новое – « - »; не понял, есть вопросы, проблема «?». Именно, с этой проблемы начинается изучение нового материала.

Для развития и проверки навыков чтения используются такие типы заданий:

Задания «на дополнение информации»:

-заполнение пропусков в тексте;

-завершение предложения.

Задания «на восстановление текста»:

-собери правило;

-найди ошибку;

-расположи в правильной последовательности.

Задания «на соотнесение»:

-нахождение соответствия между названиями, утверждениями, схемами, таблицами;

-соотнесение данных слов со словами из текста.

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД:

Познавательные:

-выделять и формулировать проблему, строить логические цепочки;

-выдвигать и обосновывать гипотезы, выбирать вид графической модели;

-осуществлять поиск и выделение необходимой информации (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ) для решения учебных и жизненных задач;

-выбирать наиболее эффективные способы решения задачи;

-анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

-классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

-сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ);

-устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;

-переносить полученные знания в новую ситуацию;

-представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ [3,c.85].

Регулятивные:

-формировать и определять цели, проблемы деятельности: учебные и жизненно-практические;

-планировать деятельность;

-адекватно оценивать свои достижения;

-осознавать возникающие трудности, искать пути их преодоления;

-работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные:

-излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

-корректировать своё мнение;

-формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы.

Личностные:

-формирование устойчивой мотивации к изучению нового;

-аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;

-формировать критичность мышления [3, c.87].

Таким образом, данные приёмы смыслового чтения на уроках математики в 5-6 классах помогают развивать логическое мышление, мотивировать учащихся не только для работы на уроке, но и формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации, способствуют формированию УУД, согласно требованиям ФГОС.

 

Список литературы

 

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)

Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5–6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии. Сборник материалов.– М.: Баласс, 2008. - 185с.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. - 203с.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5– 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.– М.: Баласс, 2011.– с.40

Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах – http://www.kreativ-didaktika.ru/

Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 225с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.