12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Пермякова41
учитель биологии МАОУ СОШ №18, город Кунгур, Пермский край
Россия, Пермский край, Кунгур

Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии.

«Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,

разве разум оратора не должен постичь

истину того, о чем он собирается говорить? »

Платон

Школа на современном этапе переживает период реформирования содержания образования, получения метапредметных результатов обучения в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Преподаватели разных дисциплин озабочены поиском новых, более эффективных технологий, методов и приемов обучения, формирующих универсальные учебные действия и надпредметные умения.

Объединяет различные по областям знаний и приемам обучения предметы использование текстовой информации. На первый план выдвигается смысловое чтение. Оно предполагает цепочку взаимосвязанных универсальных учебных действий работы с текстом: восприятие – осмысление – применение (использование в новых условиях). Сформированное УУД смыслового чтения должно включать понимание цели и смысла прочитанного, умение работать с различными источниками: научными, художественными, публицистическими в СМИ, умение анализировать и оценивать полученную информацию. Приоритетом при подготовке учеников средней школы выступает владение устной речью, способность не только осмыслить полученную информацию, но правильно, логично и доступно ее изложить.

В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.

Прием «незнакомцы». При изучении текста учебника прошу выделить в тексте слова и выражения, ранее не встречавшиеся или непонятные. Затем мы выписываем в рабочую тетрадь и даем пояснения. Например: впервые встречаются термины «органические вещества», «белок», «углеводы». Затем мы вместе стараемся подобрать к ним признак (прилагательное), отвечающий на вопрос «какой? какая?», для облегчения включению в разговорную речь. «Белок куриный - белок животный, белок соевый - белок растительный».

Прием «Утраченное словечко». Жалуюсь ученикам, что с написанного на доске текса какие-то злоумышленники стерли часть текста. Прошу помочь восстановить текст с помощью учебника. Ученики должны в тексте найти смысловые фрагменты или слова и вписать их в пробелы. В дальнейшем такие задания раздаю на карточках, и дети с удовольствием выполняют их с использованием различных текстов. Это можно использовать и для проверки знаний, когда пробелы на карточке нужно заполнить по памяти. Например: «Растения имеют вегетативные органы: корень, ________, лист. Генеративными органами называются _______ и плод с семенами».

Прием «Чтение наугад». В тексте или подписях к рисунку заменяю слова из текста химическими формулами, а детям говорю, что их задание случайно сменилось заданием для 9-11 класса. Задача учеников найти с помощью текста учебника или дополнительной литературы русские слова, которые нужно вписать в предложенную карточку. Например: « Все живые организмы при дыхании поглощают О2 (кислород), а выделяют СО2 (углекислый газ)».

Прием «Шпаргалка». На первых уроках изучения систематических групп живых организмов, где материал излагается по одному и тому же плану, составляем схему краткого изложения основного материала, используя только глаголы, которые предлагают дети: «растут, состоят из, размножаются, бывают, используются». Затем подбираем из текста необходимые понятия и составляем «шпаргалку». Когда дети научатся составлять конспект, используя каркас из глаголов, прошу их по этому плану рассказать об изучаемых растениях и показать на схеме или доске. Записываем информацию в «шпаргалке» с помощью пентаграмм, а потом по ней составляем рассказ. Например: «КС О (замкнутого типа), 1с – Класс Однодольные, 2с – Класс Двудольные».

Прием «Литературный пикник». По изучаемым темам прошу дома найти крылатые слова и выражения, афоризмы, или стихи. Очень приветствую собственное литературное творчество. Обсуждается смысл крылатых выражений и значение литературного произведения.

Конкурс «Самый лучший».

- сочинения «Лучшее растение», «Лучшее семейство растений моего огорода»,

- проекты «Отряды животных», где презентуются достоинства группы животных, значение и представляется художественный образ: стих, песня, сценка;

- инструкции и памятки «Как сохранить фигуру красивой», «Как избежать заражения клещевым энцефалитом», «Как сохранить зрение».

Особенно любимые приемы «Сказочные»:

- сказка «Как появилось семя. В растительной зеленой стране Цветок жили Принцессы Яйцеклетка и Центральная клетка и Принцы Спермии. Принцессы жили в женском тереме Пестик на нижних этажах в спальне Завязь. Принцы Спермии занимали самые верхние покои мужского замка Тычинка. Вот пришло время принцам отправляться в дальнее путешествие за невестами. Полетели они на волшебном корабле Пыльце и приземлились прямо на крышу – рыльце женского терема Пестик. Спустились Принцы вниз по пыльцевой трубке в покои Завязи. Из союза первого Принца с принцессой Яйцеклеткой образовался зародыш – будущее маленькое растение. А союз второго Спермия с Центральной клеткой образовал эндосперм – запасную питательную ткань семени. Вот так образовалось семя в царстве Цветок».

- сочинения «Если бы я был амебой (инфузорией, лягушкой)»,

«Один день из жизни божьей коровки (летучей мыши, и тд),

- репортаж с места происшествия «Эритроциты в беде», «В бой идут тромбоциты», «Путешествие внутрь клетки»;

- самым уникальным стал проект создания мультфильма с пластилиновыми героями по сценарию, написанному самими учениками «Путешествие в клетку». Это лучший результат использования целого комплекса метапредметных УУД выпускниками 11 класса при получении исследовательского и творческого продукта – мультфильма. Фильм создан и озвучен учениками без помощи педагогов и по собственной инициативе. «Скажи мне так, чтоб я тебя увидел» - говорил Аристотель. Мои выпускники сказали своим творчеством так выразительно, что я увидела их с другой стороны – это ученики, которыми можно гордиться!

Опубликовано


Комментарии (2)

Студеникина Вера Инокентьевна, 21.11.16 в 18:38 0Ответить Пожаловаться
Тема интересная, спасибо. Действительно дети часто говорят, что читают и не понимают, а тут все так интересно и доступно. Спасибо.
Дьячкова Наталья Анатольевна, 05.02.19 в 22:04 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезную публикацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.