Статья на тему «Основы смыслового чтения на уроках биологии»
Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в этом процессе имеет предмет биология.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими – происходит не просто усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек вдумчиво читает, то у него работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития – письменная речь.
В этом активном процессе ребенок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Задача руководителя чтением – формировать и закреплять интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения.
В статье приведены два примера текста. Любой учитель биологии может составить небольшое повествование, посвященное отдельной теме, имеющееся в курсе средней общеобразовательной школы. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде, интерпретация текста; рефлексия на содержание или его форму и их оценка.
Формирование основ смыслового чтения с использованием
учебно-познавательных текстов по биологии
Грибы (6 класс)
Решаемая учебная задача: найти в тексте 6 несоответствий.
Грибы – это совершенно особые растения. Для большинства людей грибы – это то, что они собирают в лесу летом и осенью: подберезовики и подосиновики, боровики и маслята… На самом же деле это не грибы, а только их часть – плодовые тела. Главная часть гриба – грибница – находится в почве, и ее задача – собирать питательные вещества. Функция плодового тела – образовать и распространить вокруг созревшие семена.
По строению шляпки плодового тела грибы подразделяют на трубчатые, например, белый гриб, подосиновик или груздь, и пластинчатые, такие как лисичка, сыроежка. К грибам относятся и менее известные, например, дрожжевые. Дрожжи не имеют разветвленной грибницы и размножаются почкованием. А вот паразитические грибы могут быть вредны. Они способны поражать человека, домашних и диких животных, растения, червей, насекомых. Хлебная ржавчина поражает листья и стебли злаков. Спорынья – семена злаков. А известный всем гриб мукор паразитирует на хлебе и других продуктах питания и этим портит их.
Грибы – это обширная группа организмов, объединенных в целый класс, и описать их в коротком рассказе просто невозможно.
Эталон правильных утверждений.
Грибы – это не растения, хотя и обладают некоторыми признаками растения (неподвижность, верхушечный рост, наличие клеточных стенок и др.).
Плодовые тела образуют не все грибы.
Грибы размножаются без участия семян. Они образуют споры.
Груздь относится к пластинчатым грибам.
Мукор – это не паразит, а сапрофит, так как питается мертвыми веществами.
Все грибы объединены в отдельное царство.
Кишечнополостные (7 класс)
Решаемая учебная задача: найти в тексте 8 несоответствий.
Если бы у нас были зоркие глаза и мы могли бы видеть под водой, то в очень загрязненных озерах, мутных прудах и речках смогли бы увидеть гидру. Размеры ее небольшие – всего около пяти сантиметров. Невелик зверь, но три десятка ее щупалец опасны для других животных, и, когда гидра плавно проплывает, мелкие рыбки опасливо расступаются. Щупальца гидры гораздо короче ее тела, но на них расположены стрекательные клетки, способные выстрелить ядовитым гарпуном в любого кто приблизился слишком близко. Тогда гидра напрягает свою эктодерму и «стреляет». Остальное тело гидры беззащитно, так как стрекательных клеток на нем нет.
Живет гидра недолго – к зиме погибает. Но самцы и самки гидры успевают оставить потомство в виде оплодотворенных яиц, из которых с наступлением тепла разовьются молодые гидры.
Эталон правильных утверждений.
Обыкновенная пресноводная гидра длиной от одного миллиметра до двух сантиметров.
Щупалец у гидры 5-12.
Гидра не способна активно плавать, а ведет прикрепленных образ жизни
Щупальца гидры гораздо длиннее ее тела.
Стрекательная нить «выстреливает» только тогда, когда кто-либо задевает чувствительный волосок стрекательной клетки.
Стрекательная нить выбрасывается рефлекторно при касании жертвой стрекательной клетки.
Тело гидры покрыто по всей поверхности стрекательными клетками.
Гидра гермафродит.