Консультация «Приёмы смыслового чтения на уроках физики и математики»
Приемы развития смыслового чтения при решении задач по математике с физическим содержанием на основе графического моделирования.
Учитель физики Щаблыкина Н.С.
Песчанокопский район, Развиленская МБОУ РСОШ №9.
В Федеральном государственном образовательном стандарте в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится умениям по работе с текстами. Недаром в обеих примерных образовательных программах (и для начальной школы, и для ступени основного образования) выделены планируемые результаты освоения программы «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом». Представляется, что именно физика, может претендовать на дисциплину, более чем другие развивающую общеучебные навыки по работе с информацией. Более того, на мой взгляд, именно в процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее эффективное ее усвоение учащимися Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его».
Графические задачи занимают особое место в школьном курсе физики. Это связано с тем, что решение таких задач развивает все операции мышления учащегося: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию. По умению работать с информацией в графическом виде, решать различные прямые и обратные графические задачи можно судить об уровне развития абстрактного – логического мышления учащегося. К началу изучения предмета учащиеся уже имеют некоторые понятия о графиках, почерпнутые из математики, но переносят знания в область физики с трудом. Одна из причин такого положения связана с возрастными особенностями развития школьников. В этом возрасте у них еще преобладает наглядно – образное мышление
. К выходу из школы учащиеся должны уметь представлять информацию в графическом виде и «читать графики». И опять же, свертывание информации идет легче, чем обратный процесс по разворачиванию информации - «прочитать график» оказывается сложнее, чем построить графическую зависимость. Собственно, если вдуматься в этот эффект, то станет понятно, что данная ситуация естественна. Когда сворачиваем информацию, мы ее перекодируем или преобразуем сами, выделяем существенное, что-то теряя, но имея в сознании первоисточник полной информации. Когда разворачиваем информацию, то выполняем операцию достройки. Причем, мы можем достроить даже то, что не имел в виду первоисточник
Научение «чтению графиков» начинается с самых простейших графиков через их детальный анализ.
Сам поиск набора информации, которую можно получить непосредственно и опосредованным путем развивает определенного рода зоркость, обостренное внимание при работе с графиками, которая пригождается при анализе графиков на географии, биологии, обществознании и т.д.
Задача № 68. Мордкович А.Г. Алгебра, 7 класс, часть 2-ая.
Лодка за 2 часа по течению реки проплывает такое же расстояние, как за три часа против течения реки. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 3
.
Решение на основе графического моделирования.
Создаваемая модель подобна описываемой ситуации. Построена пространственная картина, удобная для восприятия учащихся. Использована покадровая развертка, соответствующая положению объектов движения в последовательно-равные промежутки времени

Построение графиков движения лодки: (пространственно-временная картина)
- по течению реки
- против течения реки.


III.Совместим график движения лодки по течению реки с графиком движения против течения.

Составление математической модели. Пусть Х
собственная скорость лодки, тогда (х+3)
скорость лодки по течения реки, а (х-3)
- скорость лодки против течения реки. Согласно условию задачи
2(х+3) = 3(х-3),
Работа с составленной моделью (решение)
2х + 6 = 3х – 9, 3х – 2х = 15, х = 15
.
Ответ: 15
.
Задача № 81. Мордкевич А.Г. Алгебра 7 класс, часть 2-ая.
Из двух пунктов, расстояние между которыми 340 км, одновременно навстречу друг другу выехали 2 поезда. Через два часа после начала движения им осталось пройти до встречи 30 км. Найдите скорости поездов, если известно, что скорость одного из них больше скорости другого на 5
.
Решение на основе графического физического моделирования.
Построена пространственная картина, удобная для восприятия учащихся. Использована покадровая развертка, соответствующая положению объектов движения в последовательно-равные промежутки времени.
II.Построим пространственно-временную картину движений.
III. Построим графики движения поездов из пункта А в пункт Б и из Б в А.


IV.Совместим графики движения двух поездов.

V. Составление математической модели.
Пусть Х
– скорость движения поезда из пункта Б в А, тогда скорость движения поезда из пункта А в Б – (Х+5)
. Т.к. оба поезда были в пути 2 часа и после расстояние между ними стало 30 км, составим уравнение: 2(х+5) + 2х + 30 = 340 или
2(х+5+х) +30 = 340.
VI. Работа с составленной моделью:
2(х+5+х) +30 = 340,
2х +10 +2х +30 = 340,
4х +40 =340,
4х = 300,
Х = 300 : 4 = 75
скорость 1-го поезда - 75
, скорость второго поезда 75 + 5 = 80.
Ответ 75
.; 80
.
Задача № 79 Мордкович А.Г. Алгебра 7 класс, часть 2-ая.
Катер шел по течению реки 5 часов, а затем против течения реки 3 часа. Найти собственную скорость катера, если известно, что скорость течения реки 3
, всего пройдено 126 км.
Решение на основе физического моделирования.
Построить пространственную картину, удобную для восприятия учащихся, использовав покадровую развертку движения, соответствующую положению обьектов в последовательно-равные промежутки времени.

Построим пространственно-временную картину движения по течению реки и против течения.


Построить график движения катера по течению реки в течение пяти часов и против течения реки – 3 часа.


Совместить графики движения катера по течению реки и против течения реки.

VI. Составление математической модели.
Пусть Х
скорость катера, тогда скорость катера по течению реки будет (х+3)
, против течения реки – (х-3)
. Составим уравнение, исходя из условия задачи: 5(х+3) + 3(х-3) = 126.
Работа с составленной моделью: 5(х+3) + 3(х-3) = 126
5х + 15 + 3х – 9 = 126
8х = 126 - 6
8х = 120
Х = 15
.
Ответ: 15
.
Задача № 83. Мордкович А.Г. Алгебра 7 класс, часть 2-ая.
От пристани А вниз по течению реки отошла лодка, собственная скорость которой 12
, а через один час вверх по течению реки отправился катер, собственная скорость которого 18
. Найдите скорость течения реки, если через три часа после выхода лодки расстояние между лодкой и катером равно 75 км.
Решение на основе физического моделирования (графического).
Опираясь на принципы физического моделирования, в основе которых лежит представление о том, что создаваемая модель подобна описываемой ситуации ( на основе аналогии).
I. Построить пространственную картину, удобную для восприятия учащихся, использовав покадровую развертку движения, соответствующую положению лодки и катера в последовательно-равные промежутки времени
II. Построить пространственно-временную картину движений лодки и катера.


III. Построить графики движения катера и лодки


IV.Совместить графики движения двух видов транспорта согласно условию задачи.

V.Составление математической модели.
Пусть х
- скорость течения реки, тогда скорость катера - (12+х)
, а скорость лодки - (18 – х)
. Составим уравнение согласно условия задачи: 3(12 +х) + 2(18 – х) = 75.
VI.Работа с составленной моделью.
3(12 +х) + 2(18 – х) = 75.
36 + 3х + 36 – 2х = 75,
Х = 3
. Ответ: 3
.
Задача. Мордкович А.Г. Алгебра, 7 класс. Часть 2-ая
Пункты А,В и С расположены на шоссе так, как показано на рисунке.
С В А
Расстояние между А и В равно 16 км. Из В в направлении к С вышел пешеход. Через 2 часа после этого из А по направлению к С выехал велосипедист, скорость которого на 6
больше скорости пешехода. Через 4 часа после своего выезда велосипедист догнал пешехода в точке С. Чему равно расстояние от В до С?.
I. Вариант физического моделирования задачной ситуации путем создания графических образов.
II. Построить пространственно-временную картину движения велосипедиста и пешехода. 

III.Развернув пространственно-временную картину на 900 по часовой стрелке, получим графики движения пешехода и велосипедиста.


IV.Совместим движение двух видов транспорта согласно условия задачи. 
V.Составление математической модели. Пусть Х
- скорость пешехода, тогда (х + 6)
- скорость велосипедиста, тогда
АС = 4(х +6), ВС = 6х, следовательно, АС – ВС = 16 км
4(х+6) – 6х = 16
VI.Работа с составленной моделью:
4(х+6) – 6х = 16
4х + 24 – 6х = 16
24 – 2х = 16
2х = 8
Х = 4
- скорость пешехода,
Т.к. ВС = 6х, ВС = 6*4=24км. Ответ: ВС = 24 км.