Приёмы введения новой буквы «Буква Т» (Русский язык, 1 класс)
Фрагмент урока русского языка (период обучения грамоте).
Класс: 1
Тема: Знакомство со звуками [т],[т’], буквой Т.
Цель: познакомить учащихся с буквами Т, т, которые обозначают звуки [т] [т’];
Задачи:
-
учить выделять звуки из слов, давать им характеристику;
учить узнавать изучаемую букву,
формировать умение следовать устным инструкциям
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
развивать познавательный интерес учащихся;
расширять коммуникативные способности детей.
Воспитывать умение работать в парах, группах
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
||||||||||||
Орг. момент |
- Поговорим? -О чём? -О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. О чём-то знаю я. -О чём-то мне известно. - Поговорим… Вдруг, будет интересно?? |
||||||||||||||
Актуализация знаний |
Давайте знакомимся! -Помашите мне рукой те, у кого имя начинается с гласного звука. -А теперь поздороваемся с теми, у кого фамилия начинается с согласного звука. -Сколько же гласных звуков? А букв гласных звуков? На какие группы можно разделить согласные звуки? -Помашите мне рукой те, у кого двусложное имя? -Поздороваемся с теми, у кого фамилия из трёх слогов. -Что помогает нам при определении слогов в слове? Улыбнитесь мне те, у кого хорошее настроение. Желаю Вам отличного настроения на весь оставшийся день. |
Гласных звуков – 6, букв гласных звуков – 10. Согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные. Сколько в слове гласных – столько и слогов, Это знает каждый из учеников. |
Предметные УУД: знания о буквах и звуках |
||||||||||||
Постановка проблемы. |
-Что необычного заметили? -Попробуйте отгадать, что в ней. Игра «ДА-НЕТ». - Как вы думаете, почему вдруг «молоток»? Учитель читает дидактическую сказку: Как-то взял столяр Тихон два деревянных бруска-один подлиннее, другой- покороче -и стал прибивать один к другому .Вот так.(слайд) Стукнет молотком: тук-тук. Посмотрит, как хорошо, ровно гвоздь входит в дерево, и скажет : «Так-так!» Так и смастерил новую букву. «Как её зовут?»-спрашивают вокруг. («Просто «ТЭ!»-отвечает. Ох, какая большая!»-говорят ему. А он : «А я сейчас ещё и маленькую смастерю!» Взял 2 бруска поменьше-и опять:тук-тук-тук, так-так!»Вот и маленькая буква готова). Может быть, кто-нибудь знает, какую букву смастерил плотник? |
-На столе «Коробка сюрпризов». Учащиеся задают вопросы, на которые учитель может ответить только «ДА» или «НЕТ» В итоге, учащиеся отгадывают предмет, лежащий в ящике – молоток. Ответы учащихся. (Может быть два варианта развития сюжета: дети могут назвать, на какую букву похож предмет, а могут и не определить, почему в ящике данный предмет) Эта буква нам неизвестна.
Разыгрывают сказку, используя вместо брусков обыкновенные спички и проговаривают : «Тук-тук-тук!Так-так!» |
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, умение задавать вопросы Познавательные УУД:логические действия(обобщать на основе существенных признаков), применять правила игры и пользоваться инструкцией Личностные УУД: проявлять интерес к новому, мотивация уч.деятельности |
||||||||||||
Сообщение темы, постановка цели и задач |
-Что нового должны узнать на уроке? - Что должны узнать про эту букву? |
Познакомиться с новой буквой. -Какие и сколько звуков обозначает, на что похожа буква, научиться читать слоги и слова с этой буквой. |
Личностные УУД: умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока Регулятивные УУД: целеполагание
|
||||||||||||
Совместное открытие знаний |
(Звучит фонограмма рычания тигра.) Вы узнали того, кто хочет прийти к нам на урок? Тигр предлагает прогуляться по необычному полю. Мы узнаем, на чём он к нам прибыл.
Движение по полю вправо-влево, вверх-вниз. Открылись картинки с телегой и самолётом. - Произнесём слова «самолёт» и «телега». Какие новые звуки услышали? -Что общего у этих звуков? Чем они различны? - Анализ образа буквы Т. Попробуйте теперь самостоятельно выложить букву Т на «геоконте» Вариант: ИГРА «Кроссенс»(можно организовать работу в парах, в группах. индивидуально) -Кто бы хотел поработать со звуковыми схемами у доски? - А что же получилось у тех ребят, которые работали у доски? -Произнесите слова. Что нового услышали? Что общего у этих звуков? - Может, есть что-то общее и у оставшихся слов? Соотнесите оставшиеся картинки со слоговыми схемами. - С какими новыми звуками познакомились? - А какой же буквой они обозначаются?(проблема) Методом обрывания изготовят изучаемую букву. НОВЫЙ ПРИЁМ Послушайте загадку и отгадайте, кто хочет прийти к Вам на урок: Огромная кошка, Вся шубка в полосках. Совершенно верно – это тигр Том. Выполните звуковой анализ этих двух слов. -Назовите первый звук в слове тигр, назовите первый звук в слове Том
-Что общего у этих звуков? Чем они различны?
-Ой, что-то нашему тигрёнку стало очень одиноко и грустно. Он обязательно хочет с кем-то подружиться. Возьмите карточку лото и закройте фишками те ячейки с изображения животных, в названиях которых есть изучаемые звуки. Звуки [т],[т’] обозначаются буквой Т. |
Тигр. Учащиеся двигают картинку по заданному учителем направлению(право-лево). Работа проводится при помощи интерактивной доски, в виде игры «классики», у каждого на парте также имеется игровое поле. В результате, открываются картинки самолёта и телеги. Услышали новые звуки [т],[т’] Эти звуки согласные, они глухие. Но один твёрдый, другой мягкий. Выбирается желающий, он назначает себе помощников. Эта группа работает самостоятельно (Приложение 1) Тигр Дети выкладывают на партах при помощи фишек-пуговиц. [т],[т’] Эти звуки согласные, они глухие. Но один твёрдый, другой мягкий. (Проверка и оценивание работы группы.) Ребята завершают составление кроссенса. Со звуками [т],[т’]
Ответы детей. В итоге появляется образ буквы Т. |
Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки Познавательные УУД: знаково-символические действия: работа с моделью, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах работы в парах, инициативное сотрудничество, осуществлять взаимный контроль Регулятивные УУД: получает возможность право выбора и планирует решение учебной задачи, контроль и оценка
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, аргументировать свою позицию |
||||||||||||
Применение новых знаний. |
Поиграем ещё немного с тигром Томом. Возьмите фишки лото. Положите перед собой жёлтую фишку, над жёлтой красную, а под жёлтой – синюю фишки; справа от красной – зелёную, а слева от красной – белую. Что заметили?
-Обратите внимание на первую строку слайда. Хлопните столько раз, сколько встретилась буква Т Топните столько раз, сколько букв в следующей строке и т. д - А на что похожа буква Т? -Вернёмся к «Ящику сюрпризов». Вспомните, какой предмет находится там. Почему? Сколько звуков обозначает буква Т?Назовите их. Но чудеса ещё не закончились. Волшебный мешочек!! Попробуйте, не заглядывая в него, достать изученную букву.
Кто же оказался счастливчиком? Соберите части пазла. |
Образовалась буква Т. Ребята выкладывают образ буквы Т. Экран выключается через несколько секунд, затем включается. Варианты ответов. Молоток похож на букву Т Ответы детей В центр кроссенса приклеивают букву Т. На партах у некоторых ребят лежат пазлы буквы Т. Они находят части буквы и соединяют их. |
Регулятивные УУД: нахождение правильно напечатанной буквы Регулятивные УУД: анализировать начертание буквы в соответствии с эталоном Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу
|
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать начертание буквы в соответствии с эталоном;
- конструировать букву из различных предметов;
- находить правильно напечатанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении