Технологическая карта к уроку обучения грамоте «Звуки [т], [т’], буквы Т, т» (1 класс)
Урок 30 (с. 54 - 55)
Тема |
Звуки [т], [т’], буквы Т, т(закрепление) |
Педагогическая цель |
Создать условия для закрепления знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’], буквах Т, т; навыков слогового чтения; способствовать развитию речи учащихся |
Тип урока |
Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; определяют роль ударения |
Личностные результаты |
Проявляют интерес к учебному труду |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: планируют решение учебной задачи. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выявляют при решении учебной задачи известное и неизвестное. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; предложения |
Образовательные ресурсы |
«Лента букв» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Всем-всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
эмоциональный настрой на урок |
Не мешай трудиться, Не мешай учиться! – Проверим готовность к уроку |
учебных принадлежностей на столе |
|||
II. Повторение |
Фронтальная. Наглядный, словесный. Беседа |
|
Отвечают на поставленные вопросы |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Устные ответы |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Сегодня мы продолжим работу со звуками [т], [т’] и буквами Тт, будем совершенствовать умение читать и составлять рассказы по картинкам |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Закрепление опорных знаний и способов деятельности. 1. Дидактическая игра «Кто больше?» |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Дидактическая игра |
1. Придумайте слова, в которых звуки [т], [т’] в начале слова. 2. в середине слова. 3. В конце слова. 4. Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т’]. 5. Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть звуки [т], [т’]? |
1. Ток, тигр, тачка. 2. Станок, ситец, соты, ноты. 3. Кот, рот, флот, плот. 4. Стол, стул, цветок, картина, парта. 5. Портфель, ластик, кисточка, тетрадь |
Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах; приводят примеры слов с этими звуками |
Фронтальный. Выделение звуков, игра |
2. Дидактическая игра «Доскажите словечко» |
Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра |
По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой … . Быть должны всегда в порядке Твои школьные … . |
Слушают стихи, произносят пропущенное слово. – Тучки – Тетрадки |
Определяют смысл стихотворений, привлекают имеющиеся знания |
Фронтальный. Игра |
3. Дидактическая игра «Веселые звуки» |
Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра |
Учитель читает стихотворный текст, а слова выставляет на магнитной доске, меняя в словах буквы и слоги. В конце предложения ставится… (точка). О на А заменим – … (тачка). Вместо А кто У возьмет, В небе… (тучка) проплывет. Ве в начале слова точка. Прочитаем… (веточка). Если се, то… (сеточка). Как из слова веточка Получилась сеточка? |
Слушают учителя, |
Осуществляют преобразование слов с использованием буквы Т |
Фронтальный. Игра |
4. Дидактическая игра «Звук заблудился» |
Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра |
Поэт закончил строчку, В конце поставил бочку (точку). Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чье-то место заняла? Голод – не щетка (тетка). Трус своей лени (тени) боится. Терпение и пруд (труд) все перетрут |
Слушают учителя, по смыслу вставляют слова в текст, заменяя буквы |
Определяют смысл текста. Осуществляют преобразование слов с использованием буквы Т |
Фронтальный. Игра |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Прибежали тут тигрятки, И все начали зарядку. Вот раздался страшный рык На лужайку прыгнул тигр. Звери делают поклоны, Начинаем мы наклоны. Появился царь зверей, Приседаем поскорей. А теперь все дружно, вместе, Начинаем бег на месте. Тигрята вертят головой, Начинаем мах ногой. Вот пришел конец зарядке, Разбежались все зверятки. |
Выполняют движения согласно тексту |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Чтение слов по слогам (учебник, с. 54) |
Фронтальная. Словесный, практический. Объяснение учителя, чтение |
– Не во всех словах слоги-слияния. Читать будем по слогам. Так, в слове канат – ка на т, прочитываем первый слог-слияния ка, затем слог на протяжно читаем, добавляя звук |
Слушают объяснение учителя, выполняют аналогичное чтение остальных слов по слогам |
Читают слова по слогам. Определяют лексическое значение слов |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
2. Работа со словами-антонимами (учебник, с. 54) |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение |
– Прочитайте предложения. – Чем отличаются нитки от каната? – Слова, обозначающие противоположные значения предметов, называются антонимами. – Назовите слова-антонимы |
Читают предложения, отвечают на вопросы. – Канат – толстый. Нитки – тонкие. – Белый – черный, большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий и т. д. |
Осуществляют сравнение. Подбирают слова, противоположные по значению |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Работа с текстом (учебник, с. 54) |
Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение |
– Прочитайте текст. – Вставьте пропущенное слово |
Читают текст вслух. Вставляют пропущенное слово по смыслу |
Соотносят текст и картинки. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного |
Фронтальный, индивидуальный. Чтение |
4. Дидактическая игра «Составь рассказ» (учебник, с. 54) |
Групповая. Словесный, практический. Дидактическая игра |
– Прочитайте слова в рамках. – Составьте рассказ, используя слова |
Составляют рассказ с использованием слов – названий растений |
Работают в группе: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга |
Групповой. Рассказ |
5. Игра «Превращение слов» |
Парная. Словесный, практический. Игра |
Решение анаграмм |
Читают слова, согласно цифрам переставляют буквы, образовывают новые слова |
Наблюдают над словообразованием слов |
Парный. Игра, устные ответы |
6. Разгадывание ребуса |
Коллективная. Словесный, наглядный, практический. |
– Разгадайте ребус. – Cоставьте рассказ с получившимся словом |
– Кот. Составляют рассказ со словом кот |
Составляют рассказ, соблюдая логику изложения |
Коллективный. Рассказ |
7. Работа с текстом (учебник, с. 55) |
Групповая. Словесный, наглядный, практический. Чтение, рассказ, беседа |
– Прочитайте текст. Озаглавьте его. – Рассмотрите рисунок к тексту. – Продолжите текст. Дайте имена детям. – С какой буквы пишутся имена детей? |
Читают текст, озаглавливают его, рассматривают рисунок. Составляют продолжение рассказа. Отвечают на вопросы учителя |
Определяют основную мысль текста, озаглавливают его, продолжают текст на основе рисунка. Объясняют употребление заглавной буквы в написании имен людей |
Групповой. Рассказ |
8. Работа с многозначными словами |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, рассказ |
– Рассмотрите рисунки, прочитайте слова под рисунками. Что вы заметили? – В одном случае слово каток – в значении «самоходная машина для уплотнения |
– Слова пишутся |
Наблюдают над многозначностью слов. Определяют разные значения одного слова |
Фронтальный. Устные ответы |
9. Работа с «лентой букв» |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, работа с «лентой букв» |
– Посмотрите на «ленту букв» и назовите знакомые вам буквы. – Чем буквы отличаются от звуков? – Перечислите гласные буквы, на какие группы можно их разделить? Назовите согласные буквы. На какие группы можно разделить согласные звуки? – Чем отличаются гласные звуки от согласных? |
– Рассматривают «ленту букв», называют буквы. – Буквы мы видим, звуки – слышим. – Гласные: обозначающие твердость и мягкость предшествующего согласного звука. Согласные твердые Называют отличительные черты |
Привлекают ранее полученные знания. Различают буквы и звуки. Характеризуют изученные гласные и согласные звуки и буквы. Определяют черты различия между гласными и согласными звуками |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
Презентация к уроку обучения грамоте и письма
PPSX / 3.14 Мб