12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Манойлова Нина Александровна35
Россия, Вологодская обл., Вологда
3

Занятие «Дифференциация согласных звуков д (д’) – т (т’) и букв д - т»



Тема: Дифференциация согласных звуков д (д’) – т (т’) и букв д - т.

Цель: Предупреждение смешения Д-Т (Д*-Т*) в устной речи и на письме.

Задачи. - Уяснение разницы в произношении ,звучании звуков Д-Т .(Д*- Т*), закрепление звукобуквенных связей.

- Коррекция фонетико-фонематической недостаточности, совершенствование операций звукобуквенного анализа и синтеза.

- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи через обогащение словаря, повторение обобщающих слов, отработку навыка конструирования предложений

- Развитие неречевых психических функций (слухового, зрительного, тактильного восприятия, зрительной и вербальной памяти, внимания, навыков самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценивания, мелкой и общей моторики),

- Повторение правописания имён собственных.

-Воспитание осознания ценностности здоровья; необходимости получать знания ; умения работать в парах, аргументировать своё мнение; желания помогать тем, кто нуждается в помощи; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; освоение социальных норм и правил поведения.

Оборудование: портреты брата и сестры (Дани и Тани), таблички с буквами д-т, картинно-условный план деятельности,набор предметных картинок (картофель, смородина, редис, тыква , капуста, помидор), 2 портфеля разных цветов, мяч, карточки (печатный шрифт), цветные карандаши, карточки (письменный шрифт) с пропущенными буквами, лист с деформированными предложениями, карточки с записью предложений (письменный шрифт), имеющих слова с пропусками букв д-т, лист с записью предложений (для проверки), компьютерная презентация, «волшебная палочка», карточки (6 штук) с печатными и письменными буквами (Д, Т, д, т), изготовленные из бархатной бумаги, изображения синих и красных шариков.

Ход занятия:

1. Организационный момент.( Все вместе:здравствуйте! Что пожелали? Как надо относиться к здоровью? Для укрепления здоровья выполним зарядку для пальчиков)

2. Упражнения для развития мелкой моторики, слухового внимания

Пальчики здороваются

«Вышли пальчики гулять»

«Солнышко»

«Белка»

«На пишущей машинке»

Массаж ушных раковин

- Хорошо ушки слышат?

- Проверим?

(сегодня 5 сентября, весна…) Всё правильно? (Нет! Сегодня…)

- Хорошо ваши ушки слышат. Значит вы хорошо услышите звуки и соберете имена брата и сестры, которые пришли к вам в гости.

3. Упражнения для развития фонетико-фонематической стороны речи, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, повторение правописания имен собственных

1) Выделить звуки, соотнести их с буквами, собрать из букв имена.

Первый звук в слове «туча» , второй звук в слове «индюк», второй звук в слове «каша», первая буква в слове «яблоко» - Т,Н,А,Я . (Собирают из букв слово. Таня!)

Первый звук в слове «дом», последняя буква в слове «Оля», второй звук в слове «лапа», последний звук в слове «сон» . Из букв Д,Я,А,Н собирают имя Даня.

2) С какой буквы надо писать имена?

3) Проверьте, сравните с образцом.

4. Целеполагание, определение плана деятельности

Чем отличаются имена « Даня» и « Таня» ? Кто догадался: над какими звуками и буквами будем сегодня работать? Что будем тренироваться делать , А зачем их надо различать?

Чтобы хорошо различать звуки и буквы Д-Т (Д*-Т*), какие упражнения мы выполним? Что будем делать на занятии?( Читают условные обозначения видов своей деятельности, вывешенные на доске: слушать, смотреть, говорить, читать, писать, работать с компьютером, выполнять упражнения с мячом )

- Таня и Даня еще не учатся в школе и не умеют различать звуки Д (Д’), Т (Т’). Давайте их научим, а они нас научат фокусы показывать.

5. Актуализация имеющихся знаний.

Чем отличаются эти звуки? Почему Д-звонкий, а Т-глухой? Какими буквами обозначаются?

6. Звуко-буквенный диктант (с карточками Д-Т), тренинг слуховой памяти.

Та-да-то-до-те-де-ту-ду-ти-ди

Дубы, тополь, тигр, тетерев, крокодил, лебеди

- Вспомните, какие деревья я называла?

- Каких животных?

- Каких птиц?

7. Работа с предметными картинками

Разложить в портфель Дане картинки со звукам [д], Тане- со звуком [Т].

8. Обобщение и исключение лишнего.

Назвать одним словом то, что в портфеле у Тани (капуста, картофель, тыква – овощи).

А то, что у Дани, можно одним словом назвать? Что мешает: (редис, смородина, помидор).

- Вспомните, какие были овощи? А ягода?

9. Релаксационный момент, развитие слухового внимания. Отдыхаем (голову – на руки, глаза закрыть), пока длится счет (до 25).

10. Физкультминутка.

1) Поспали - сделаем зарядку, поиграем в игру «Деревья- трава-полянка» (Деревья-руки вверх, трава-присесть, полянка-руки в стороны. А теперь делаете так, как я говорю, а не так, как показываю. А теперь делаете, как показываю, а не так , как говорю.)

11. Упражнение с мячом. На полянке поиграем в мяч.

Заменяем: д->т, т- >д.

Да-та де-те ту-ду то-до дю-тю та-да

Тушь-душь дачка-тачка дом-том творец-дворец дрель-трель уточка-удочка

(Выясняем значение слов «трель», «дрель», «творец», «том»)

12. Упражнение с использованием компьютерной презентации. Попробуем досочинять стихи. Даня и Таня читали стихи , но запись не очень хорошая. Помогите восстановить.

- Я в тетради ставлю точку,

Мама любит свою …(дочку).

- Вот тележка, это тачка.

Дом в саду зовется… (дачка).

- Соловей выводит трель,

Слесарь в сеть вставляет …(дрель)

-Архитекторы-творцы

Строят дивные (дворцы).

- Хорошо танцует Таня

И ее братишка…(Даня)

13. Соотнесение звука и буквы, развитие звукового и буквенного гнозиса, мыслительных операций, навыков самоконтроля ( работа в парах).

1) Найти на карточках все буквы Т – обвести желтым карандашом. Прочитать (учитель, октябрь, стакан).

Найти все буквы Д, обвести коричневым карандашом (сковорода, художник, декабрь). Прочитать.

2) Подумайте, на какие 3 группы можно разделить все слова на карточке (учитель – художник, стакан – сковорода, декабрь – сентябрь).

Убрали карточки.

3) Вставить буквы д-т (на карточках с письменным шрифтом).

4) Проверьте, сравнив с образцом (вывешивается на доску).

14. Формирование навыка конструирования предложений, развитие самоконтроля.

- Вспомните, какие профессии были названы (художник, учитель).

Таня и Даня уже выбрали, кем будут, когда вырастут (доктором и строителем). Они придумали предложения, но слова в них перепутались. Поможем разобраться:

Доктор, строители, вылечил, построили, детей, дом.

1) Конструирование предложений.

- Доктор вылечил детей.

- Строители построили дом.

2) Работа с карточками.

Вставить буквы д-т.

С-рои-тели пос-роили -ом.

-ок-ор вылечил -е-ей.

3) Взаимопроверка в парах, взаимооценивание, аргументирование.

Проверьте, сравнив с образцом (вывешивается на доску образец, выполненный письменным шрифтом), поставьте оценку, обоснуйте своё решение.

15. Упражнение для развития тактильного восприятия, для закрепления тактильного и зрительного образа букв Д-Т( печатного и письменного)

Таня и Даня при помощи волшебной палочки превращают вас в фокусников. Вы теперь можете читать буквы с закрытыми глазами (дети на ощупь определяют, какую букву им дали).

16. Итог занятия.

- Над чем работали на занятии?

-Всё ли выполнили из намеченного?(проверяем по условно-картинному плану)

- Кто приходил в гости? Научили мы их различать звуки и буквы Д-Т?

- Кто старался , у кого всё легко получалось – подарите Дане и Тане красный шарик. Кто старался, но было немного трудно- синий шарик.

Даня и Таня говорят вам спасибо . Молодцы!

Скажем нашим гостям , Дане и Тане, и друг другу все вместе:

« До сви-да-ни-я!»

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ POWER POINT (фото+аудио):

Презентация к занятию
PPTX / 1.83 Мб

 

* Стихи для презентации взяты из книги «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи детей» И.С. Лопухиной. М. «Аквариум», 1995 г.

 

** Фографии - из интернета.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.