Занятие «Дифференциация согласных звуков д (д’) – т (т’) и букв д - т» (Русский язык, 2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: Дифференциация согласных звуков д (д’) – т (т’) и букв д - т.
Цель: Предупреждение смешения Д-Т (Д*-Т*) в устной речи и на письме.
Задачи. - Уяснение разницы в произношении ,звучании звуков Д-Т .(Д*- Т*), закрепление звукобуквенных связей.
- Коррекция фонетико-фонематической недостаточности, совершенствование операций звукобуквенного анализа и синтеза.
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи через обогащение словаря, повторение обобщающих слов, отработку навыка конструирования предложений
- Развитие неречевых психических функций (слухового, зрительного, тактильного восприятия, зрительной и вербальной памяти, внимания, навыков самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценивания, мелкой и общей моторики),
- Повторение правописания имён собственных.
-Воспитание осознания ценностности здоровья; необходимости получать знания ; умения работать в парах, аргументировать своё мнение; желания помогать тем, кто нуждается в помощи; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; освоение социальных норм и правил поведения.
Оборудование: портреты брата и сестры (Дани и Тани), таблички с буквами д-т, картинно-условный план деятельности,набор предметных картинок (картофель, смородина, редис, тыква , капуста, помидор), 2 портфеля разных цветов, мяч, карточки (печатный шрифт), цветные карандаши, карточки (письменный шрифт) с пропущенными буквами, лист с деформированными предложениями, карточки с записью предложений (письменный шрифт), имеющих слова с пропусками букв д-т, лист с записью предложений (для проверки), компьютерная презентация, «волшебная палочка», карточки (6 штук) с печатными и письменными буквами (Д, Т, д, т), изготовленные из бархатной бумаги, изображения синих и красных шариков.
Ход занятия:
1. Организационный момент.( Все вместе:здравствуйте! Что пожелали? Как надо относиться к здоровью? Для укрепления здоровья выполним зарядку для пальчиков)
2. Упражнения для развития мелкой моторики, слухового внимания
Пальчики здороваются
«Вышли пальчики гулять»
«Солнышко»
«Белка»
«На пишущей машинке»
Массаж ушных раковин
- Хорошо ушки слышат?
- Проверим?
(сегодня 5 сентября, весна…) Всё правильно? (Нет! Сегодня…)
- Хорошо ваши ушки слышат. Значит вы хорошо услышите звуки и соберете имена брата и сестры, которые пришли к вам в гости.
3. Упражнения для развития фонетико-фонематической стороны речи, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, повторение правописания имен собственных
1) Выделить звуки, соотнести их с буквами, собрать из букв имена.
Первый звук в слове «туча» , второй звук в слове «индюк», второй звук в слове «каша», первая буква в слове «яблоко» - Т,Н,А,Я . (Собирают из букв слово. Таня!)
Первый звук в слове «дом», последняя буква в слове «Оля», второй звук в слове «лапа», последний звук в слове «сон» . Из букв Д,Я,А,Н собирают имя Даня.
2) С какой буквы надо писать имена?
3) Проверьте, сравните с образцом.
4. Целеполагание, определение плана деятельности
Чем отличаются имена « Даня» и « Таня» ? Кто догадался: над какими звуками и буквами будем сегодня работать? Что будем тренироваться делать , А зачем их надо различать?
Чтобы хорошо различать звуки и буквы Д-Т (Д*-Т*), какие упражнения мы выполним? Что будем делать на занятии?( Читают условные обозначения видов своей деятельности, вывешенные на доске: слушать, смотреть, говорить, читать, писать, работать с компьютером, выполнять упражнения с мячом )
- Таня и Даня еще не учатся в школе и не умеют различать звуки Д (Д’), Т (Т’). Давайте их научим, а они нас научат фокусы показывать.
5. Актуализация имеющихся знаний.
Чем отличаются эти звуки? Почему Д-звонкий, а Т-глухой? Какими буквами обозначаются?
6. Звуко-буквенный диктант (с карточками Д-Т), тренинг слуховой памяти.
Та-да-то-до-те-де-ту-ду-ти-ди
Дубы, тополь, тигр, тетерев, крокодил, лебеди
- Вспомните, какие деревья я называла?
- Каких животных?
- Каких птиц?
7. Работа с предметными картинками
Разложить в портфель Дане картинки со звукам [д], Тане- со звуком [Т].
8. Обобщение и исключение лишнего.
Назвать одним словом то, что в портфеле у Тани (капуста, картофель, тыква – овощи).
А то, что у Дани, можно одним словом назвать? Что мешает: (редис, смородина, помидор).
- Вспомните, какие были овощи? А ягода?
9. Релаксационный момент, развитие слухового внимания. Отдыхаем (голову – на руки, глаза закрыть), пока длится счет (до 25).
10. Физкультминутка.
1) Поспали - сделаем зарядку, поиграем в игру «Деревья- трава-полянка» (Деревья-руки вверх, трава-присесть, полянка-руки в стороны. А теперь делаете так, как я говорю, а не так, как показываю. А теперь делаете, как показываю, а не так , как говорю.)
11. Упражнение с мячом. На полянке поиграем в мяч.
Заменяем: д->т, т- >д.
Да-та де-те ту-ду то-до дю-тю та-да
Тушь-душь дачка-тачка дом-том творец-дворец дрель-трель уточка-удочка
(Выясняем значение слов «трель», «дрель», «творец», «том»)
12. Упражнение с использованием компьютерной презентации. Попробуем досочинять стихи. Даня и Таня читали стихи , но запись не очень хорошая. Помогите восстановить.
- Я в тетради ставлю точку,
Мама любит свою …(дочку).
- Вот тележка, это тачка.
Дом в саду зовется… (дачка).
- Соловей выводит трель,
Слесарь в сеть вставляет …(дрель)
-Архитекторы-творцы
Строят дивные (дворцы).
- Хорошо танцует Таня
И ее братишка…(Даня)
13. Соотнесение звука и буквы, развитие звукового и буквенного гнозиса, мыслительных операций, навыков самоконтроля ( работа в парах).
1) Найти на карточках все буквы Т – обвести желтым карандашом. Прочитать (учитель, октябрь, стакан).
Найти все буквы Д, обвести коричневым карандашом (сковорода, художник, декабрь). Прочитать.
2) Подумайте, на какие 3 группы можно разделить все слова на карточке (учитель – художник, стакан – сковорода, декабрь – сентябрь).
Убрали карточки.
3) Вставить буквы д-т (на карточках с письменным шрифтом).
4) Проверьте, сравнив с образцом (вывешивается на доску).
14. Формирование навыка конструирования предложений, развитие самоконтроля.
- Вспомните, какие профессии были названы (художник, учитель).
Таня и Даня уже выбрали, кем будут, когда вырастут (доктором и строителем). Они придумали предложения, но слова в них перепутались. Поможем разобраться:
Доктор, строители, вылечил, построили, детей, дом.
1) Конструирование предложений.
- Доктор вылечил детей.
- Строители построили дом.
2) Работа с карточками.
Вставить буквы д-т.
С-рои-тели пос-роили -ом.
-ок-ор вылечил -е-ей.
3) Взаимопроверка в парах, взаимооценивание, аргументирование.
Проверьте, сравнив с образцом (вывешивается на доску образец, выполненный письменным шрифтом), поставьте оценку, обоснуйте своё решение.
15. Упражнение для развития тактильного восприятия, для закрепления тактильного и зрительного образа букв Д-Т( печатного и письменного)
Таня и Даня при помощи волшебной палочки превращают вас в фокусников. Вы теперь можете читать буквы с закрытыми глазами (дети на ощупь определяют, какую букву им дали).
16. Итог занятия.
- Над чем работали на занятии?
-Всё ли выполнили из намеченного?(проверяем по условно-картинному плану)
- Кто приходил в гости? Научили мы их различать звуки и буквы Д-Т?
- Кто старался , у кого всё легко получалось – подарите Дане и Тане красный шарик. Кто старался, но было немного трудно- синий шарик.
Даня и Таня говорят вам спасибо . Молодцы!
Скажем нашим гостям , Дане и Тане, и друг другу все вместе:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ POWER POINT (фото+аудио):
Презентация к занятию
PPTX / 1.83 Мб
* Стихи для презентации взяты из книги «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи детей» И.С. Лопухиной. М. «Аквариум», 1995 г.
** Фографии - из интернета.