Урок русского языка в 1 классе «Звуки [ т ], [т’]. Буквы Т,т»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Звуки [ т ], [т’]. Буквы Т,т».
УМК «Школа России»
Составила
учитель начальных классов
Степаненко В. И.
г. Лахденпохья
2017/2018
Тема: Звуки [ т ], [ть ]. Буквы Т,т.
Цели:
- познакомить с новыми звуками, научить распознавать их в словах; познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения с ней;
- развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание;
- способствовать воспитанию любви к животным, взаимовыручки.
УУД:
Регулятивные: удерживать цель до получения ее результата.
Познавательные: общеучебные - находить ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризовать согласные звуки [т], [т’].
Коммуникативные: выразительно рассказывать сказку по сюжетной картинке
Личностные: Проявлять желание научиться читать самостоятельно; Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Ход урока.
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Все готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.
На доске ромашка, в каждом лепестке изученная буква, один лепесток пустой
- Назовите буквы, представленные в лепестках ромашки.
- Можно ли эти буквы разделить на две группы?
- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
- Назовите гласные буквы
- Докажите, что это гласные (звуки, обозначаемые этими буквами, произносятся легко, состоят только из голоса)
- Что мы знаем о гласных звуках?
1. Бывают ударные и безударные
2. Образуют слог
3. Указывают на твёрдость или мягкость согласного звук
Назовите согласные буквы
- Докажите, что это согласные буквы (при произношении встречают преграду, состоят из голоса и шума)
-Что мы знаем о согласных звуках? (бывают мягкие и твёрдые, звонкие и глухие)
Слайд 2. Чтение слогов с изученными буквами.
III. Постановка целей и определение темы урока.
- Посмотрите внимательно на ромашку с лепестками. Что вы заметили? (один лепесток пустой)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ознакомимся с новой буквой)
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53).
Слого-звуковой анализ схемы слова «три».
- Посмотрите на рисунки под буквами Т, т.
- Что на них изображено?
- Какое отношение эти кубики имеют к букве Т?
- Сосчитайте кубики. Сколько их на верхнем рисунке?
- Произнесём медленно слово три.
- Твёрдый или мягкий звук в начале слова?
- Каким цветом он закрашивается?
- Почему это квадрат, а не прямоугольник?
- Сколько слогов в этом слове? (1)
- Почему? (один гласный звук [и])
- Назовите слияние (ри)
- Дайте полную характеристику звука [т]
Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам.
Глухой, так как состоит только из шума.
Твёрдый.
Звуковой анализ слова «пять»
- Посмотрите на нижний рисунок.
- Твёрдый или мягкий согласный звук на конце слова?
- Каким цветом он закрашивается в схеме?
- Сколько слогов в слове пять? Почему? (один, так как в слове один гласный)
- Назовите хором слияние (пя)
Дайте ему полную характеристику звука ([т’]).
Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам.
Глухой, так как состоит только из шума.
Мягкий.
Назовите предметы, которые находятся в классе, где слышится звук т (парта, штора, учитель, компьютер, учителя, потолок, цветы)
Динамическая пауза.
Встаньте те, у кого в имени встречается звук [Т]. (Тимур, Матвей, Катя),
Встаньте те, у кого в фамилии встречается звук [Т]. (Завертайло, Решетнёва, Требунцов,)
2. Знакомство с буквами Т, т.
- Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).
Слайд 3. - На что похожа буква Т? (Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).
Физкультминутка
Громко тикают часы (ходьба сидя),
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу нам пора идти (ходьба сидя),
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны)
Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу дружно зашагали (ходьба на месте),
Тик-так, тик-так (наклоны головы)
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53)
- Прочитайте слоги.
- Как они образовались? (Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным)
Слайд 4. - Прочитайте слова.
кот окуни
котик Никита
кто как
- Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным).
- Прочитайте слова, в которых один слог (кот)
- Сделайте из него электричество (ток)
- Прочитайте слова, в которых три слога.
- Почему в них три слога?
- Какое слово читается одинаково как справа налево, так и слева направо (как)?
Слайд 5. Работа с текстом (учебник, с. 53)
- Чтение хором.
- Чтение по цепочке.
- Чтение текста одним учеником (3-4 человека)
- Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
- Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с заглавной буквы?
- Чей был кот?
- У кого были окуни?
- Что сказано про кота?
- Задайте другу вопросы со словами кто и как.
- Сколько предложений в тексте?
- Назовите признаки предложений.
- Прочитайте 1, 3 5 предложение.
- Сколько слов во 2, 5 предложениях?
- Составьте схему 5 предложения.
- Прочитайте предложения, которые подходят к картинкам
- Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота? (нет)
- Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)
- Придумайте 2-3 предложения так, чтобы рассказ был законченным. ( С подоконника упал бабушкин горшок с цветком. Бабушка сказала: «Ах!». Кот пустился наутёк)
Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52)
- Что изображено на рисунке?
Слайд 6. А. С. Пушкин автор этого четверостишия. Это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин великий русский поэт, стихотворения и сказки которого знает любой человек в нашей стране. Знают их и дети, их читают в детском саду и в школе.
– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Сколько их? (5) (Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», « Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане,,,»)
Слайд 7. Прослушать стихотворение (аудиозапись)
4. Выразительное чтение отрывка поэмы. (учебник, с. 52)
Дифференцированное задание (ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»).
- Прочитайте выразительно отрывок из поэмы.
- О каких чудесах рассказывается в этом отрывке?
- На каком дереве была «златая цепь»?
- Как автор называет кота?
- Что делает кот?
- Найдите в тексте буквы Т.
- В какой части слова они находятся? (Буква Т стоит в начале, в середине и в конце слов)
VI. Рефлексивно-оценочный этап
- Какая была цель нашего урока (познакомится со звуком т и буквой, которая обозначает этот звук)?
- Охарактеризуйте звук [т].
- Достигли целей, которые стояли перед нами?
- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились?
Домашнее задание. Попросить родителей прочитать сказку А. С. Пушкина, выучить отрывок на с. 52.
Спасибо за урок!