12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мироненко Елена Борисовна52
Учитель высшей категории, победитель ПНПО в 2009 году, почетный работник общего образования, последние годы работаю в 10-11 классах, преподаю историю, обществознание ( база и профиль), право
Россия, Саратовская обл., Энгельс
4

Социальное развитие современного общества



«Социальное развитие современного общества»

Повторительно – обобщающий урок

в рамках подготовки к ЕГЭ

План – конспект

в 11 а классе

(социально-экономического профиля)

Тема урока: « Социальное развитие современного общества»

Эпиграф к уроку:

«Познание и жизнь неотделимы»

(Л. Фейхтвангер)

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме, актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;
  • Развивать у учащихся умения работать в группе, подбирать информацию, решать задачи, выполнять задания и грамотно заполнять бланки ЕГЭ.
  • Способствовать воспитанию личности обучающихся, активной гражданской позиции, социализации учащихся.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Методы обучения:

Элементы интерактивного и проблемного обучения,

самостоятельная работа с тестами,

работа в парах и группах,

беседа с элементами дискуссии.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, задания части 1 для самостоятельной работы, карточки с заданиями для групп, тексты части 2, учебник

« Обществознание» 11 класс профильный уровень под ред. Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского

План урока

I . Организационный момент

II. Вводно-мотивационный этап: сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся

III. Собственно учебная деятельность ( повторение, обобщение, систематизация понятий, выполнение различных вариантов заданий ЕГЭ и тестов по теме, работа в группах и в парах)

IV. Заключительная часть

Ход урока

Слайд 1

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме « Социальное развитие современного общества». В начале урока мне бы хотелось определить, насколько вы знакомы с темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю вспомнить и выписать на доске известные вам понятия по этой теме. ( Прием мозгового штурма)

На доске двое учащихся фиксируют понятия темы, которые называют с мест учащиеся класса.

Слайд 2

Учитель: Вы достаточно много знаете по данной теме, меня это очень радует. Все понятия, которые Вы вспомнили, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение и одновременно познакомимся с возможными вариантами заданий по нашей теме, которые возможно Вам придется выполнять на экзамене.

Слайд 3

Учитель: Каждый человек является членом нескольких социальных групп

Вспомнить, что такое социальная группа и какие виды социальных групп существуют, нам поможет выполнение заданий, которые могут встретиться на экзамене.

Слайд 4

( КИМ ЕГЭ, задание 25) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие социальная группа? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно предложение, содержащие информацию о критериях классификаций социальных групп, и одно предложение, раскрывающее значения социальной группы для человека.

Примерный ответ: Социальная группа – это совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Примеры предложений: 1. Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимодействия, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, характеру, возрасту и полу. 2. В группах человек реализует свою социальную ( общественную ) сущность.

Слайд 5

( КИМ ЕГЭ, задание 26) Назовите любые три причины объединения людей в группы

 

Примерный ответ:

группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности

в группе человек удовлетворяет то или иной интерес

в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить

Слайд 6

Учитель: Что такое этнос? Какие этнические группы вы можете назвать?

Этнические группы: род, племя, народность, нация.

( КИМ ЕГЭ, задание 26) Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.

Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству.

Слайд 7

( КИМ ЕГЭ, задание 11) Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, выпишите цифры, под которыми они указаны.

уровень доходов

место в системе общественного производства

отношение к средствам производства

основные черты образа жизни

роль в общественной организации труда

социальный престиж

Ответ: 146

Слайд 8 Богатые и бедные

Учитель: В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).

Работа в группах по карточкам-заданиям.

Задание группе №1:

Причины бедности.

Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.

В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.

И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.

Согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.

Задание группе №2:

Как бороться с бедностью?

В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:

- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога

- предоставление пособий малоимущим гражданам

- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства

- стимулирование производства и экономического роста

Дополните приведенный перечень.

Какое из направлений вы считаете наиболее важным?

Задание группе №3:

Ты и убогая

Ты и обильная

Ты и могучая

Ты и бессильная

Матушка Русь….

(Н. А. Некрасов. )

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.

Учитель: Мы живем с вами в открытом, демократичном обществе. Чем открытое общество отличается от закрытого общества? Приведите примеры таких обществ.

Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.

Слайд 9

( КИМ ЕГЭ, задание 27) Проанализируйте ситуацию

После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он окончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Примерный ответ: Данный сюжет иллюстрирует вертикальную восходящую социальную мобильность. Факторами, которые способствуют перемещению в “социальном пространстве”, выступают: получение образования, брак с человеком, имеющим более высокий социальный статус и т. п. Подобные факторы получили в социологии название социальных лифтов.

Слайд № 10

( Схема социальной мобильности)

Далее слайд 11 - схема социального статуса личности

Учащиеся называют и уточняют признаки понятий “социальная мобильность”, «социальные лифты», “социальный статус”, “социальная роль”.

Слайд 12

( КИМ ЕГЭ, задание 26) - В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей?

- Покажите ее на конкретных примерах

Ответ: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписывается

( от него ожидаются) определенные модели ( типы поведения). Приводятся примеры: от ученика- посещение школы, освоение учебных предметов, соблюдение дисциплины на уроках; от руководителя предприятии – ответственных решений, заботы о членах коллектива, - от родителей – заботы о детях, их воспитание и т. д.

Слайд 13

( КИМ ЕГЭ, задание 27) При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

Примерный ответ: предписанные статусы –пол ( женщина), социальное происхождение ( семья служащих), достигаемые статусы – специалист с высшим образованием, семейное положение ( замужем), мать ( имеет двоих детей). Права и обязанности – право и обязанность воспитывать детей. Ответственность за их воспитание, здоровье и развитие.

Слайд 14 ( работа в парах)

Выполняют задания:

( КИМ ЕГЭ, задание 19) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.

(Б) Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.

(В) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

(Г) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

       

Ответ: 1312

Слайд 15

Учитель: “Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.

- Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.

Тогда Ягужинский сказал Петру:……..

Учитель: Как вы думаете, ребята, что ответил Ягужинский Петру I?

Предположения ребят….

Ответ Ягужинского: - Всемилостивейший государь! Неужели Вы хотите остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой.

Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал”.

Учитель: Как вы думаете, ребята, какие следующие понятия темы мы будем с вами повторять?

Предположения ребят…

Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.

Слайды 16-17

Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

Что такое санкции? Назовите виды санкций.

Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему? учащиеся вспоминают понятия, после чего выполняют задание.

- Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции.

- Социальные нормы - общие правила и образцы поведения людей в обществе, регулятор действий и поступков людей.

- Отклоняющееся поведение - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

- Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Слайд 18

( КИМ ЕГЭ, задание 28) Задание по группам:

Группа 1 – составьте сложный план развернутого ответа по теме

« Социальные нормы и социальные санкции»

Группа 2 - составьте сложный план развернутого ответа по теме

« Отклоняющееся поведение и его виды»

Группа 3 - составьте сложный план развернутого ответа по теме

« Социальный контроль»

Учитель: Мы повторили основные понятия изученной нами темы и рассмотрели некоторые варианты заданий части 1 и 2. Сейчас я предлагаю Вам самостоятельно выполнить не сложные задания, содержащиеся в части 1 работы.

Далее проводится небольшое тестирование по вариантам.

после тестирования - взаимопроверка,

При наличии времени, учитель задает вопрос:

какие понятия на сегодняшнем уроке не были нами рассмотрены? Какие вопросы вызвали у Вас затруднение? По тем вопросам, которые мы не успели сегодня рассмотреть Вы получите задания их выполнить в виде текстов, с которыми Вы можете встретиться в части 2 работы на экзамене.

Подведение итогов урока, рефлексия

Слайд 19:

Домашнее задание: написать эссе « Нация –это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» ( О. Пауэр)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.