Урок обществознания в 11 классе «Социальное развитие современного общества»
Пояснительная записка к презентации
«Социальное развитие современного общества»
Повторительно – обобщающий урок
в рамках подготовки к ЕГЭ
План – конспект
в 11 а классе
(социально-экономического профиля)
Тема урока: « Социальное развитие современного общества»
Эпиграф к уроку:
«Познание и жизнь неотделимы»
(Л. Фейхтвангер)
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по теме, актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;
- Развивать у учащихся умения работать в группе, подбирать информацию, решать задачи, выполнять задания и грамотно заполнять бланки ЕГЭ.
- Способствовать воспитанию личности обучающихся, активной гражданской позиции, социализации учащихся.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный
Методы обучения:
Элементы интерактивного и проблемного обучения,
самостоятельная работа с тестами,
работа в парах и группах,
беседа с элементами дискуссии.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, задания части 1 для самостоятельной работы, карточки с заданиями для групп, тексты части 2, учебник
« Обществознание» 11 класс профильный уровень под ред. Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского
План урока
I . Организационный момент
II. Вводно-мотивационный этап: сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся
III. Собственно учебная деятельность ( повторение, обобщение, систематизация понятий, выполнение различных вариантов заданий ЕГЭ и тестов по теме, работа в группах и в парах)
IV. Заключительная часть
Ход урока
Слайд 1
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме « Социальное развитие современного общества». В начале урока мне бы хотелось определить, насколько вы знакомы с темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю вспомнить и выписать на доске известные вам понятия по этой теме. ( Прием мозгового штурма)
На доске двое учащихся фиксируют понятия темы, которые называют с мест учащиеся класса.
Слайд 2
Учитель: Вы достаточно много знаете по данной теме, меня это очень радует. Все понятия, которые Вы вспомнили, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение и одновременно познакомимся с возможными вариантами заданий по нашей теме, которые возможно Вам придется выполнять на экзамене.
Слайд 3
Учитель: Каждый человек является членом нескольких социальных групп
Вспомнить, что такое социальная группа и какие виды социальных групп существуют, нам поможет выполнение заданий, которые могут встретиться на экзамене.
Слайд 4
( КИМ ЕГЭ, задание 25) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие социальная группа? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, одно предложение, содержащие информацию о критериях классификаций социальных групп, и одно предложение, раскрывающее значения социальной группы для человека.
Примерный ответ: Социальная группа – это совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Примеры предложений: 1. Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимодействия, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, характеру, возрасту и полу. 2. В группах человек реализует свою социальную ( общественную ) сущность.
Слайд 5
( КИМ ЕГЭ, задание 26) Назовите любые три причины объединения людей в группы
Примерный ответ:
группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности
в группе человек удовлетворяет то или иной интерес
в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить
Слайд 6
Учитель: Что такое этнос? Какие этнические группы вы можете назвать?
Этнические группы: род, племя, народность, нация.
( КИМ ЕГЭ, задание 26) Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.
Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству.
Слайд 7
( КИМ ЕГЭ, задание 11) Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, выпишите цифры, под которыми они указаны.
уровень доходов
место в системе общественного производства
отношение к средствам производства
основные черты образа жизни
роль в общественной организации труда
социальный престиж
Ответ: 146
Слайд 8 Богатые и бедные
Учитель: В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).
Работа в группах по карточкам-заданиям.
Задание группе №1:
Причины бедности.
Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.
В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.
И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.
Согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.
Задание группе №2:
Как бороться с бедностью?
В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:
- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога
- предоставление пособий малоимущим гражданам
- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства
- стимулирование производства и экономического роста
Дополните приведенный перечень.
Какое из направлений вы считаете наиболее важным?
Задание группе №3:
Ты и убогая
Ты и обильная
Ты и могучая
Ты и бессильная
Матушка Русь….
(Н. А. Некрасов. )
Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.
Учитель: Мы живем с вами в открытом, демократичном обществе. Чем открытое общество отличается от закрытого общества? Приведите примеры таких обществ.
Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.
Слайд 9
( КИМ ЕГЭ, задание 27) Проанализируйте ситуацию
После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он окончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Примерный ответ: Данный сюжет иллюстрирует вертикальную восходящую социальную мобильность. Факторами, которые способствуют перемещению в “социальном пространстве”, выступают: получение образования, брак с человеком, имеющим более высокий социальный статус и т. п. Подобные факторы получили в социологии название социальных лифтов.
Слайд № 10
( Схема социальной мобильности)
Далее слайд 11 - схема социального статуса личности
Учащиеся называют и уточняют признаки понятий “социальная мобильность”, «социальные лифты», “социальный статус”, “социальная роль”.
Слайд 12
( КИМ ЕГЭ, задание 26) - В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей?
- Покажите ее на конкретных примерах
Ответ: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписывается
( от него ожидаются) определенные модели ( типы поведения). Приводятся примеры: от ученика- посещение школы, освоение учебных предметов, соблюдение дисциплины на уроках; от руководителя предприятии – ответственных решений, заботы о членах коллектива, - от родителей – заботы о детях, их воспитание и т. д.
Слайд 13
( КИМ ЕГЭ, задание 27) При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
Примерный ответ: предписанные статусы –пол ( женщина), социальное происхождение ( семья служащих), достигаемые статусы – специалист с высшим образованием, семейное положение ( замужем), мать ( имеет двоих детей). Права и обязанности – право и обязанность воспитывать детей. Ответственность за их воспитание, здоровье и развитие.
Слайд 14 ( работа в парах)
Выполняют задания:
( КИМ ЕГЭ, задание 19) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.
(Б) Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.
(В) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.
(Г) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: 1312
Слайд 15
Учитель: “Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.
- Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.
Тогда Ягужинский сказал Петру:……..
Учитель: Как вы думаете, ребята, что ответил Ягужинский Петру I?
Предположения ребят….
Ответ Ягужинского: - Всемилостивейший государь! Неужели Вы хотите остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой.
Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал”.
Учитель: Как вы думаете, ребята, какие следующие понятия темы мы будем с вами повторять?
Предположения ребят…
Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.
Слайды 16-17
Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?
Что такое санкции? Назовите виды санкций.
Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему? учащиеся вспоминают понятия, после чего выполняют задание.
- Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции.
- Социальные нормы - общие правила и образцы поведения людей в обществе, регулятор действий и поступков людей.
- Отклоняющееся поведение - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
- Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Слайд 18
( КИМ ЕГЭ, задание 28) Задание по группам:
Группа 1 – составьте сложный план развернутого ответа по теме
« Социальные нормы и социальные санкции»
Группа 2 - составьте сложный план развернутого ответа по теме
« Отклоняющееся поведение и его виды»
Группа 3 - составьте сложный план развернутого ответа по теме
« Социальный контроль»
Учитель: Мы повторили основные понятия изученной нами темы и рассмотрели некоторые варианты заданий части 1 и 2. Сейчас я предлагаю Вам самостоятельно выполнить не сложные задания, содержащиеся в части 1 работы.
Далее проводится небольшое тестирование по вариантам.
после тестирования - взаимопроверка,
При наличии времени, учитель задает вопрос:
какие понятия на сегодняшнем уроке не были нами рассмотрены? Какие вопросы вызвали у Вас затруднение? По тем вопросам, которые мы не успели сегодня рассмотреть Вы получите задания их выполнить в виде текстов, с которыми Вы можете встретиться в части 2 работы на экзамене.
Подведение итогов урока, рефлексия
Слайд 19:
Домашнее задание: написать эссе « Нация –это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» ( О. Пауэр)