Анализ «Проблемы адаптации обучающихся 5 классов к ситуации предметного обучения»
Учитель Шумская А.В.
17.12.2016 г.
Курс природоведения для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний, начальным этапом естественнонаучного образования и основой для дальнейшего развития природоведческих знаний на уроках географии и биологии.
На уроках природоведения обучающиеся 5 класс знакомятся со сложными и обобщенными знаниями о природе. Учебной программой предусмотрено изучение таких важных тем курса как: «Земля – планета солнечной системы», «Сезонные изменения в природе», «Наша страна», «Природа нашей Родины», «Неживая природа», «Живая природа. Растения и животные экологических систем», «Охрана здоровья человека», «Охрана природы и экология», «Труд на пришкольном участке», а так же экскурсии и практические работы, каждая из которых обладает глубоким содержанием и большими потенциальными возможностями для вооружения учащихся знаниями и формирования у них понятий и представлений об окружающей действительности
Данный учебный предмет, являясь следующим этапом обучения после начальной школы, коррекционная работа с обучающимися в 5 классе должна быть направлена на углубление и обобщение их социокультурного опыта на основе содержания предметных областей, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся.
Учащихся 5 «Б» класса условно можно разделить на 2 группы:
1 группа______________эти обучающиеся имеют общую осведомленность в кругу бытовых понятий, имеют знания о себе и окружающем мире, у них сформированы навыки чтения, они хорошо ориентируются в тексте, рисунках и схемах. При незначительной помощи учителя перечисленные учащиеся умеют обобщать и делать несложные выводы, устанавливать при незначительной помощи учителя элементарные причинно-следственные связи и закономерности.
2 группа:________________эти обучающиеся имеют частично сформированные представления и понятия об окружающей действительности, закономерностях природных объектов и явлений. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы у учащегося этой группы пока развита слабо. Закономерности и причинно-следственные связи он может устанавливать только при значительной помощи учителя.
Учитывая особенности психофизического развития данной категории учащихся, я считаю, что основными направлениями коррекционной работы в этом классе являются:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия
развитие зрительной памяти и внимания
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений ориентации;
развитие представлений о времени,
развитие слухового внимания и памяти.
Развитие основных мыслительных операций:
навыков соотносительного анализа;
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
умение работать со словесной и письменной инструкцией, по алгоритму;
умение планировать деятельность;
развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Развитие речи и овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.