12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гаврилова Ольга Владимировна89
Всю свою жизнь я учусь, я расширяю свои знания, я развиваю познавательный интерес в разных областях психологии. От этого испытываю огромное чувство радости. "Если знаешь зачем, то вытерпишь любое как!"
Россия, Хабаровский край, п.Новостройка
0

Коррекционно-профилактическая программа «Лесная школа» по адаптации к школьному обучению для обучающихся 1 класса

​​​​​​​

Коррекционно-профилактическая программа

«Лесная школа» по адаптации  к школьному обучению

для обучающихся  1 класса

на 2022-2023 уч.год

 

 

Автор-составитель: педагог-психолог

Гаврилова О.В.

Аннотация

      Данная  коррекционно-профилактическая программа «Лесная школа» по адаптации  к школьному обучению предназначена для обучающихся  1 класса. Данная программа разработана на основе психокоррекционных сказок М.Панфиловой и имеет здоровьесберегающую и социальную направленность.

 

Оглавление

Пояснительная записка____________________________________  4 

Содержание программы____________________________________ 6

Список литературы________________________________________ 8

Приложения

Контрольно-измерительный инструментарий__________________ 10

Учебно-тематический план_________________________________  43

Учебная программа ________________________________________44

 

Пояснительная записка

         

      Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

      Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. 

      Для работы выбран один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками – сказкотерапия. Использование сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Она помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:

  • Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
  • Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
  • Развить творческий потенциал и креативность.
  • Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.

      Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению   разработана коррекционно-профилактическая программа «Лесная школа» здоровьесберегающей и социальной направленности. Данная программа разработана на основе психокоррекционных сказок М. Панфиловой.

Актуальность: Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей приходящих в первый класс, в том числе и для детей МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка. Трудности детей связаны с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

   Практическая направленность: обучающиеся  1 класса (6,5 -7 лет).

         Программа противопоказана детям с органическими дефектами: умственная отсталость, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами). Для таких детей предусмотрены индивидуальные формы работы.

Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

 Задачи программы:

  1. Оказывать помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
  2. Создавать условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
  3. Создавать доброжелательную атмосферу как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
  4. Создавать предпосылки для групповой сплоченности класса.

Планируемые результаты:

1.      Оказана помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

2.      Созданы условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;

3.      Создана доброжелательная атмосфера для достаточного развития у детей уверенности в себе;

4.      Созданы предпосылки для групповой сплоченности класса.

Принципы коррекционной работы:

•        Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;

•        Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор-рекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осу-ществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;

•        Принцип вариативности предполагает создание вариативных занятий коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

 

        В контексте обозначенных задач  данная программа реализует основные направления:

− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

−консультирование педагогов и родителей (законных представителей) (индивидуальное);

− развивающая работа (индивидуальная и групповая);

− коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

 

Содержание  программы:

        Содержание программы (учебная программа приложение 4) составляют психотерапевтические сказки, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

    В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия. 

2. Разминка.

3. Основная часть (актуализация предыдущего занятия, прочтение сказки, обсуждение сказки,  игры и упражнения).

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

 Срок реализации программы: Программа рассчитана на 3 месяца с сентября по ноябрь. Учебно-тематический план (приложение 3) программы включает 24-25 занятий (в зависимости от календарного графика) и  включает в себя четыре раздела:

Раздел 1.Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Раздел 3. Здоровый образ жизни

Раздел 4. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Форма работы: групповая.

 Продолжительность  занятий от 30 до 40 минут.

 Цикличность занятий: 2 раза в неделю.

 Количество человек: обучающиеся  одного класса.

 

 

Условия реализации программы:

  Помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья), для активной деятельности (свободное пространство класса).

     Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования к себе, как к педагогу, выполнению поставленной цели.

     Умение использовать свой психологический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) и создание возможности сделать их своими единомышленниками.

      Оборудование: Музыкальное и звуковое сопровождение, бумага формата А4, пастель, гуашь, акварель, клей, ножницы, старые журналы, пальчиковые игрушки, фотоаппарат и другие сопутствующие материалы.

Основные показатели благоприятной адаптации обучающихся:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
  • установление контакта с обучающимися, с педагогами;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и педагогами;
  •  формирование адекватного поведения в детском коллективе;
  • овладение умениями и навыками учебной деятельности;
  • развитие предпосылок  самостоятельности у ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

 

Контроль результатов программы:

      Определение  социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению измеряется посредством контрольно-измерительного инструментария, рекомендованного МИНОБРНАУКИ Хабаровского края КГКУ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» (полное описание методик в приложении 1). Диагностирование проводится трижды: 1. первичная (на начало реализации программы, в начале учебного года);

2. промежуточная диагностика (на конец реализации программы, третья декада ноября. Применяется метод наблюдения и опрос педагогов и родителей (законных представителей));

3. контрольная (в конце учебного года, апрель-май).

      Данные диагностического исследования вносятся в сводные таблицы автоматизированной программы. По окончании  программы  проводится сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик.

 

Наименование методики

Цель диагностики

1

"Образная память"

  Изучение кратковременной памяти

2

"Изучение саморегуляции"

Определение   уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности                                                                                  

3

"Образец и правило"

Выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов

4

"Графический диктант"

Выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого                                                                                                                      

5

"Простые невербальные аналогии"

Выявление характера логических связей и отношений между понятиями

6

"Исключение предметов"

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки объектов

7

"Распознавание эмоций"

Проверка способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций

8

"Самооценка"

Измерение самооценки

9

Метод анкетирования  родителей

Выявление особенностей  поведения ребенка в период адаптации

 

Список литературы

  1. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.: ил.
  3. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002. – 64 с.
  4. Колеченко А.К. научный редактор. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
  5. Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / О. Хухлаева – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. (библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”.вып 5).
  6.  Набойкина Е.Л. Сказки и игры с “особым” ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с
  7. МИНОБРНАУКИ Хабаровского края КГКУ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе. – г.Хабаровск, 2019

 

Приложение 2

коррекционно-профилактической программы  «Лесная школа» 

 

Учебно-тематический план

Цель программы: Содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Категория обучающихся: обучающиеся  1 класса (6,5-7лет).

Срок обучения: 3 месяца (с сентября по ноябрь)

Режим занятий: 2 раза в неделю

Наименование разделов и тем

Всего часов

   В том числе

Форма контроля

теоретич.

практич.

I

Знакомство школьника с нормами школьной жизни

      9

   -

9

Наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование детей

1, 2

Диагностическое  занятие (вводное)

2

    -

2

Диагностическое исследование

3

Создание лесной школы

1

   -

1

 Беседа, индивидуальные рисунки

4

Букет для учителя

 1

   -

1

Групповой опрос, групповое задание

5

Смешные страхи

 1

   -

1

Групповой опрос, индивидуальный рисунок

6

Игры в школе

 1

   -

1

Групповой опрос, коллективная игра

II

Развитие эмоционально-волевой сферы

  9

-

9

Наблюдение, опрос педагогов

1

Госпожа Аккуратность

 1

-

1

 Беседа

2

Жадность

 1

-

1

Групповой опрос, групповое задание

3

Волшебное яблоко (воровство)

1    

-

1

Групповой опрос, игра-инсценировка

4

Подарки в день рождения

 1

-

1

Групповой опрос, коллективная игра

5

Домашнее задание

1   

-

1

Групповой опрос, коллективная игра

6

Школьные оценки

1   

-

1

Групповой опрос, коллективный рисунок

III

Здоровый образ жизни

 9

-

9

Наблюдение, анкетирование педагогов и родителей

1

Режим. Телевизор.

-

1

Беседа

2

Бабушкин помощник

1   

-

1

Групповой опрос, групповое задание

3

Прививка

     1

-

1

Групповой опрос, игра-инсценировка

4

Больной друг

     1

-

1

Групповой опрос, коллективная игра

5

Спи, медвежонок

    1

-

1

Групповой опрос, коллективная игра

6

Шапка-невидимка

     1

-

1

Групповой опрос, коллективный рисунок

IV

Развитие коммуникативных умений и навыков

     9

-

9

Наблюдение, анкетирование педагогов и родителей,  диагностическое исследование детей

1

Хвосты

     1

-

1

Беседа

2

Драки

     1

-

1

Групповой опрос

3

Грубые слова

     1

-

1

Групповой опрос, игра-инсценировка

4,5

Диагностическое занятие

     1

-

1

Диагностическое исследование

6

Гордость школы (заключительное)

1

   -

1

Беседа, коллективный коллаж

итого

  24

-

24

 

 

 

Приложение 3

коррекционно-профилактической программы  «Лесная школа»

Учебная программа

№ занятия, тема

Содержание

Задачи

Используемые материалы

Кол-во мин.

 

Раздел I. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

 

 

 1.Диагностическое занятие (вводное)

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

  Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» (по мере усвоения, на каждом занятии, игра усложняется)

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» авт.Мухаматулиной

5

 

 Основная часть

-Рисуночная методика «Школа» К.Маховер

-Методика Ильиной М.Н. «Чтение сказки»

 -Определить отношение ребёнка к школе и определить  уровнь тревожности;

-Определить доминирование  познавательного или игрового мотива ребёнка                                                            

 - Альбомные листы А-4, наборы цветных карандашей по кол-ву детей

- Текст сказки, разнообразные игрушки

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». (На каждом занятии  ритуал прощания рефлексивный, связан с темой занятия. Дети становятся в круг и каждый по очереди коротко говорит: «Мне понравилось сегодня как мы играли, сказка, рисовать и т.д.» Затем дети берутся за руки и говорят ритуальные слова:

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!)

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

       3

 

итого

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

2.Диагностическое занятие

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

5

 

Основная часть

- Методика Нежновой Т.А. «Беседы о школе»;

-Методика Лускановой Н.Г. «Изучение школьной мотивации»

- Исследование внутренней позиции школьника  и выявление    характера     ориентации  на   школьно – учебную деятельность;

-Определение школьной мотивации.                                                                                                          

Опросники к методикам

30

 

 

 Ритуал прощания «Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

3.Создание лесной школы

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

Основная часть.  

- Сказка «Создание лесной школы»;

-Упр. «Живые деревья»

-Рисунок «Лесная школа»

 

-Расширять  кругозор. Анализировать сказку;

-Развивать творческие способности;

-Повторить  название цветов и оттенков.

 

- Сборник сказок М.Панфиловой «Лесная школа», альбомы, наборы цветных  карандашей.

       30

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

итого

 

 

 

40

4.Букет для учителя

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Букет для учителя»;

- Миниатюра «Лесные звери»

-Аппликация «букет для учителя»

 

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности.

- Повторить название цветов и оттенков, учить аккуратно приклеивать.

 

- Сборник сказок М.Панфиловой;

 - Маски   зверей;

- Альбомные листы А-4, клей, сухоцветы.

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

5.Смешные страхи

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Смешные страхи»;

Упр. «Страхи»

-упр. «Покажи страшилку»

-Упр. «Мои страхи»

 

 -Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности, учить снимать эмоциональные зажимы

 

- Сборник сказок М.Панфиловой;

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

6. Игры в школе

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Игры в школе»;

-Упр. «урок или перемена»

-Рисунки-загадки

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

 

- Сборник сказок М.Панфиловой;

- зашифрованные картинки

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

40

 

               Раздел II. Развитие эмоционально-волевой сферы

 

1. Госпожа Аккуратность

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

 

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Госпожа аккуратность»;

-Драматизация сказки с помощью кукол

-Беседа о дежурных

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности.

 

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

-- пальчиковые игрушки зверей

 

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

2. Жадность

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Жадность»;

-Упр. «Давай помиримся!»

-Игра «Клубочек»

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности.

-учить взаимодействовать в коллективе

 

- Сборник сказок М.Панфиловой;

- клубок цветных ниток

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

3. Волшебное яблоко (воровство)

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Волшебное яблоко»;

-Проигрывание сказки

 

-Вылепить из пластилина  любимый  фрукт

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности, учить изображать эмоции и чувства

-закрепить форму, цвет, развивать мелкую моторику

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

- Шапочки зверей для инсценировки

-Наборы пластилина

30

 

Ритуал прощания« Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

---

5

 

итого

 

 

 

40

 

4. Подарки в день рождения

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

 

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Подарки в день рождения»;

-Инсценировка сказки

-Упр. «Нарисуем по очереди»

-Упр. «Подарок»

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности, учить работать в паре  и в коллективе.

- Развивать внимание, логическое мышление

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

- Шапочки зверей для инсценировки

-Флипчарт, ватман, маркер

 

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

Итого

 

 

 

40

 

5. Домашнее задание

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Домашнее задание»;

-Инсценировка сказки,

 

-Упр. «Цветной предмет»

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

 

-Развивать творческие способности, учить изображать  эмоции и чувства

- закреплять цвета, учить распознавать оттенки

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

-Шапочки зверей для инсценировки

-Предметы разных цветов и оттенков

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

6. Школьные оценки

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Школьные оценки»;

-Упр. «Настроение»

-Миниатюра «Покажи дневник маме»

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности, учить изображать  эмоции и чувства

 

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

Раздел III. Здоровый образ жизни

 

1. Режим. Телевизор.

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Режим.Телевизор»;

-Придумывание окончания сказки о поющем цветке -Упр. «Порядок»

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности.

- Развитие внимания, памяти, мышления

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

-Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

2. Бабушкин помощник

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Бабушкин помощник»;

-Рисунок «Как вы помогаете своим родным?»

-Выставка рисунков

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности.

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

-Альбомные листы А-4, наборы цветных карандашей

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

3. Прививка

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Прививка»;

-Инсценировка сюжета  из сказки «Прививка»

-Игра «Меняются местами те…»

 

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности.

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

- Шапочки зверей для инсценировок

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

4. Больной друг

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Больной друг»;

-Инсценировка  сказки с пальчиковыми игрушками

-Упр. «В лесу»

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности.

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

- пальчиковые игрушки

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

5. Спи, медвежонок

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Спи, медвежонок»;

-Придумывание окончания сказки о медвежонке

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности, воображение, учить работать в коллективе

 

Текст сказки о медвежонке без окончания

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

 

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

6. Шапка-невидимка

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Шапка-неведимка»;

--Изготовление из газеты шапки-невидимки

 

-Инсценировка сюжета сказки с шапкой-невидимкой

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать конструктивное мышление, мелкую моторику

-Развивать творческие способности.

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

- газеты, схема конструирования

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

Раздел IV. Развитие коммуникативных умений и навыков

 

1. Хвосты

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Хвосты»;

-Игра «звери  лесной школы»

- Симметричное рисование

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

-Развивать творческие способности.

- Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

- Симметричные картинки-обводилки с изображением зверей

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

2. Драки

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Драки»;

-Упр. «Сердитая подушка»

-Упр. «Поссорились-помирились»

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

- Учить психоэмоциональному раскрепощению

 

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

- Подушка

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

3. Грубые слова

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть.  

- Сказка «Грубые слова»;

-Упр. «Ругаемся овощами и фруктами»

-Упр. «Цветочные ласки»

 

 

-Расширять  кругозор, анализировать сказку.

- Учить детей альтернативным высказываниям, развивать чувство юмора, учить психоэмоциональному раскрепощению

 

- Сборник сказок М.Панфиловой

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

4.Диагностическое занятие

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

  Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

 Основная часть

-Рисуночная методика «Школа» К.Маховер

-Методика Ильиной М.Н. «Чтение сказки»

 -Определение отношения ребёнка к школе и определение уровня тревожности;

-Определение доминирования  познавательного или игрового мотива ребёнка                                                             

 - Альбомные листы А-4, наборы цветных карандашей по кол-ву детей

- Текст сказки, разнообразные игрушки

 

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал

-----

3

 

итого

 

 

 

40

 

5.Диагностическое занятие

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

 

Эмоционально  настроить детей на

предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

 

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть

- Методика Нежновой Т.А. «Беседы о школе»;

 

-Методика Лускановой Н.Г. «Изучение школьной мотивации»

- Исследование внутренней позиции школьника  и выявление    характера     ориентации  на   школьно – учебную деятельность;

-Определение школьной мотивации.     

                                                                                                            

 

 

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал

-----

3

 

 

итого

 

 

40

 

6. Гордость школы (заключительное)

Ритуал приветствия «Доброе сердце»

Эмоционально  настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. 

Мягкая игрушка сердечко

2

 

Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

Развивать психомоторику

Нейропсихологические карты «Попробуй повтори»

3

 

Основная часть

Чаепитие в честь окончания учебного года

 

Создание дружеской атмосферы, поощрить детей по итогам коррекционной программы

 

- Медали, поощрительные призы

30

 

 Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». 

 

Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.

-----

3

 

 

итого

 

 

40

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.