Коррекционно-профилактическая программа «Лесная школа» по адаптации к школьному обучению для обучающихся 1 класса
Коррекционно-профилактическая программа
«Лесная школа» по адаптации к школьному обучению
для обучающихся 1 класса
на 2022-2023 уч.год
Автор-составитель: педагог-психолог
Гаврилова О.В.
Аннотация
Данная коррекционно-профилактическая программа «Лесная школа» по адаптации к школьному обучению предназначена для обучающихся 1 класса. Данная программа разработана на основе психокоррекционных сказок М.Панфиловой и имеет здоровьесберегающую и социальную направленность.
Оглавление
Пояснительная записка____________________________________ 4
Содержание программы____________________________________ 6
Список литературы________________________________________ 8
Приложения
Контрольно-измерительный инструментарий__________________ 10
Учебно-тематический план_________________________________ 43
Учебная программа ________________________________________44
Пояснительная записка
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно.
Для работы выбран один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками – сказкотерапия. Использование сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Она помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:
- Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
- Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
- Развить творческий потенциал и креативность.
- Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.
Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению разработана коррекционно-профилактическая программа «Лесная школа» здоровьесберегающей и социальной направленности. Данная программа разработана на основе психокоррекционных сказок М. Панфиловой.
Актуальность: Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей приходящих в первый класс, в том числе и для детей МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка. Трудности детей связаны с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Практическая направленность: обучающиеся 1 класса (6,5 -7 лет).
Программа противопоказана детям с органическими дефектами: умственная отсталость, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами). Для таких детей предусмотрены индивидуальные формы работы.
Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи программы:
- Оказывать помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
- Создавать условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
- Создавать доброжелательную атмосферу как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
- Создавать предпосылки для групповой сплоченности класса.
Планируемые результаты:
1. Оказана помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
2. Созданы условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
3. Создана доброжелательная атмосфера для достаточного развития у детей уверенности в себе;
4. Созданы предпосылки для групповой сплоченности класса.
Принципы коррекционной работы:
• Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;
• Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор-рекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осу-ществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;
• Принцип вариативности предполагает создание вариативных занятий коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;
В контексте обозначенных задач данная программа реализует основные направления:
− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
−консультирование педагогов и родителей (законных представителей) (индивидуальное);
− развивающая работа (индивидуальная и групповая);
− коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
Содержание программы:
Содержание программы (учебная программа приложение 4) составляют психотерапевтические сказки, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть (актуализация предыдущего занятия, прочтение сказки, обсуждение сказки, игры и упражнения).
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Срок реализации программы: Программа рассчитана на 3 месяца с сентября по ноябрь. Учебно-тематический план (приложение 3) программы включает 24-25 занятий (в зависимости от календарного графика) и включает в себя четыре раздела:
Раздел 1.Знакомство школьника с нормами школьной жизни
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Раздел 3. Здоровый образ жизни
Раздел 4. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Форма работы: групповая.
Продолжительность занятий от 30 до 40 минут.
Цикличность занятий: 2 раза в неделю.
Количество человек: обучающиеся одного класса.
Условия реализации программы:
Помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья), для активной деятельности (свободное пространство класса).
Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования к себе, как к педагогу, выполнению поставленной цели.
Умение использовать свой психологический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) и создание возможности сделать их своими единомышленниками.
Оборудование: Музыкальное и звуковое сопровождение, бумага формата А4, пастель, гуашь, акварель, клей, ножницы, старые журналы, пальчиковые игрушки, фотоаппарат и другие сопутствующие материалы.
Основные показатели благоприятной адаптации обучающихся:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
- установление контакта с обучающимися, с педагогами;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и педагогами;
- формирование адекватного поведения в детском коллективе;
- овладение умениями и навыками учебной деятельности;
- развитие предпосылок самостоятельности у ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Контроль результатов программы:
Определение социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению измеряется посредством контрольно-измерительного инструментария, рекомендованного МИНОБРНАУКИ Хабаровского края КГКУ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» (полное описание методик в приложении 1). Диагностирование проводится трижды: 1. первичная (на начало реализации программы, в начале учебного года);
2. промежуточная диагностика (на конец реализации программы, третья декада ноября. Применяется метод наблюдения и опрос педагогов и родителей (законных представителей));
3. контрольная (в конце учебного года, апрель-май).
Данные диагностического исследования вносятся в сводные таблицы автоматизированной программы. По окончании программы проводится сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик.
№ |
Наименование методики |
Цель диагностики |
1 |
"Образная память" |
Изучение кратковременной памяти |
2 |
"Изучение саморегуляции" |
Определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности |
3 |
"Образец и правило" |
Выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов |
4 |
"Графический диктант" |
Выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого |
5 |
"Простые невербальные аналогии" |
Выявление характера логических связей и отношений между понятиями |
6 |
"Исключение предметов" |
Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки объектов |
7 |
"Распознавание эмоций" |
Проверка способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций |
8 |
"Самооценка" |
Измерение самооценки |
9 |
Метод анкетирования родителей |
Выявление особенностей поведения ребенка в период адаптации |
Список литературы
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.: ил.
- Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002. – 64 с.
- Колеченко А.К. научный редактор. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
- Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / О. Хухлаева – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. (библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”.вып 5).
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с “особым” ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с
- МИНОБРНАУКИ Хабаровского края КГКУ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе. – г.Хабаровск, 2019
|
Приложение 2 коррекционно-профилактической программы «Лесная школа» |
Учебно-тематический план
Цель программы: Содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Категория обучающихся: обучающиеся 1 класса (6,5-7лет).
Срок обучения: 3 месяца (с сентября по ноябрь)
Режим занятий: 2 раза в неделю
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
теоретич. |
практич. |
||||
I |
Знакомство школьника с нормами школьной жизни |
9 |
- |
9 |
Наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование детей |
1, 2 |
Диагностическое занятие (вводное) |
2 |
- |
2 |
Диагностическое исследование |
3 |
Создание лесной школы |
1 |
- |
1 |
Беседа, индивидуальные рисунки |
4 |
Букет для учителя |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, групповое задание |
5 |
Смешные страхи |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, индивидуальный рисунок |
6 |
Игры в школе |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, коллективная игра |
II |
Развитие эмоционально-волевой сферы |
9 |
- |
9 |
Наблюдение, опрос педагогов |
1 |
Госпожа Аккуратность |
1 |
- |
1 |
Беседа |
2 |
Жадность |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, групповое задание |
3 |
Волшебное яблоко (воровство) |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, игра-инсценировка |
4 |
Подарки в день рождения |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, коллективная игра |
5 |
Домашнее задание |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, коллективная игра |
6 |
Школьные оценки |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, коллективный рисунок |
III |
Здоровый образ жизни |
9 |
- |
9 |
Наблюдение, анкетирование педагогов и родителей |
1 |
Режим. Телевизор. |
1 |
- |
1 |
Беседа |
2 |
Бабушкин помощник |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, групповое задание |
3 |
Прививка |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, игра-инсценировка |
4 |
Больной друг |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, коллективная игра |
5 |
Спи, медвежонок |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, коллективная игра |
6 |
Шапка-невидимка |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, коллективный рисунок |
IV |
Развитие коммуникативных умений и навыков |
9 |
- |
9 |
Наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование детей |
1 |
Хвосты |
1 |
- |
1 |
Беседа |
2 |
Драки |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос |
3 |
Грубые слова |
1 |
- |
1 |
Групповой опрос, игра-инсценировка |
4,5 |
Диагностическое занятие |
1 |
- |
1 |
Диагностическое исследование |
6 |
Гордость школы (заключительное) |
1 |
- |
1 |
Беседа, коллективный коллаж |
итого |
24 |
- |
24 |
|
|
Приложение 3 коррекционно-профилактической программы «Лесная школа» |
Учебная программа
№ занятия, тема |
Содержание |
Задачи |
Используемые материалы |
Кол-во мин. |
|
||||||
Раздел I. Знакомство школьника с нормами школьной жизни |
|
|
|||||||||
1.Диагностическое занятие (вводное) |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» (по мере усвоения, на каждом занятии, игра усложняется) |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» авт.Мухаматулиной |
5 |
|
|||||||
Основная часть -Рисуночная методика «Школа» К.Маховер -Методика Ильиной М.Н. «Чтение сказки» |
-Определить отношение ребёнка к школе и определить уровнь тревожности; -Определить доминирование познавательного или игрового мотива ребёнка |
- Альбомные листы А-4, наборы цветных карандашей по кол-ву детей - Текст сказки, разнообразные игрушки |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня». (На каждом занятии ритуал прощания рефлексивный, связан с темой занятия. Дети становятся в круг и каждый по очереди коротко говорит: «Мне понравилось сегодня как мы играли, сказка, рисовать и т.д.» Затем дети берутся за руки и говорят ритуальные слова: Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!)
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40
|
|
||||||
2.Диагностическое занятие |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
5 |
|
|||||||
Основная часть - Методика Нежновой Т.А. «Беседы о школе»; -Методика Лускановой Н.Г. «Изучение школьной мотивации» |
- Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно – учебную деятельность; -Определение школьной мотивации. |
Опросники к методикам |
30 |
|
|||||||
|
Ритуал прощания «Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
3.Создание лесной школы |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
||||||||
Основная часть. - Сказка «Создание лесной школы»; -Упр. «Живые деревья» -Рисунок «Лесная школа» |
-Расширять кругозор. Анализировать сказку; -Развивать творческие способности; -Повторить название цветов и оттенков. |
- Сборник сказок М.Панфиловой «Лесная школа», альбомы, наборы цветных карандашей. |
30 |
||||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
||||||||
итого |
|
|
|
40 |
|||||||
4.Букет для учителя |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Букет для учителя»; - Миниатюра «Лесные звери» -Аппликация «букет для учителя»
|
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности. - Повторить название цветов и оттенков, учить аккуратно приклеивать. |
- Сборник сказок М.Панфиловой; - Маски зверей; - Альбомные листы А-4, клей, сухоцветы. |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
5.Смешные страхи |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Смешные страхи»; Упр. «Страхи» -упр. «Покажи страшилку» -Упр. «Мои страхи» |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности, учить снимать эмоциональные зажимы |
- Сборник сказок М.Панфиловой; |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
6. Игры в школе |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Игры в школе»; -Упр. «урок или перемена» -Рисунки-загадки |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать слуховое внимание, логическое мышление. |
- Сборник сказок М.Панфиловой; - зашифрованные картинки |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
40 |
|
|||||||
Раздел II. Развитие эмоционально-волевой сферы |
|
||||||||||
1. Госпожа Аккуратность |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
|
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Госпожа аккуратность»; -Драматизация сказки с помощью кукол -Беседа о дежурных |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности.
|
- Сборник сказок М.Панфиловой -- пальчиковые игрушки зверей |
|
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
2. Жадность |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Жадность»; -Упр. «Давай помиримся!» -Игра «Клубочек» |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности. -учить взаимодействовать в коллективе |
- Сборник сказок М.Панфиловой; - клубок цветных ниток |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
3. Волшебное яблоко (воровство) |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Волшебное яблоко»; -Проигрывание сказки
-Вылепить из пластилина любимый фрукт |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности, учить изображать эмоции и чувства -закрепить форму, цвет, развивать мелкую моторику |
- Сборник сказок М.Панфиловой - Шапочки зверей для инсценировки -Наборы пластилина |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания« Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
--- |
5 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
4. Подарки в день рождения |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
|
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Подарки в день рождения»; -Инсценировка сказки -Упр. «Нарисуем по очереди» -Упр. «Подарок» |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности, учить работать в паре и в коллективе. - Развивать внимание, логическое мышление |
- Сборник сказок М.Панфиловой - Шапочки зверей для инсценировки -Флипчарт, ватман, маркер |
|
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
Итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
5. Домашнее задание |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Домашнее задание»; -Инсценировка сказки,
-Упр. «Цветной предмет»
|
-Расширять кругозор, анализировать сказку.
-Развивать творческие способности, учить изображать эмоции и чувства - закреплять цвета, учить распознавать оттенки |
- Сборник сказок М.Панфиловой -Шапочки зверей для инсценировки -Предметы разных цветов и оттенков |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
6. Школьные оценки |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Школьные оценки»; -Упр. «Настроение» -Миниатюра «Покажи дневник маме» |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности, учить изображать эмоции и чувства
|
- Сборник сказок М.Панфиловой |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
Раздел III. Здоровый образ жизни |
|
||||||||||
1. Режим. Телевизор. |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Режим.Телевизор»; -Придумывание окончания сказки о поющем цветке -Упр. «Порядок» |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности. - Развитие внимания, памяти, мышления |
- Сборник сказок М.Панфиловой |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
-Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
2. Бабушкин помощник |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Бабушкин помощник»; -Рисунок «Как вы помогаете своим родным?» -Выставка рисунков |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности. |
- Сборник сказок М.Панфиловой -Альбомные листы А-4, наборы цветных карандашей |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
3. Прививка |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Прививка»; -Инсценировка сюжета из сказки «Прививка» -Игра «Меняются местами те…»
|
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности. |
- Сборник сказок М.Панфиловой - Шапочки зверей для инсценировок |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
4. Больной друг |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Больной друг»; -Инсценировка сказки с пальчиковыми игрушками -Упр. «В лесу» |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности. |
- Сборник сказок М.Панфиловой - пальчиковые игрушки |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
5. Спи, медвежонок |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Спи, медвежонок»; -Придумывание окончания сказки о медвежонке |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности, воображение, учить работать в коллективе |
Текст сказки о медвежонке без окончания |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии.
|
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
6. Шапка-невидимка |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Шапка-неведимка»; --Изготовление из газеты шапки-невидимки
-Инсценировка сюжета сказки с шапкой-невидимкой |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать конструктивное мышление, мелкую моторику -Развивать творческие способности. |
- Сборник сказок М.Панфиловой - газеты, схема конструирования |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
Раздел IV. Развитие коммуникативных умений и навыков |
|
||||||||||
1. Хвосты |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Хвосты»; -Игра «звери лесной школы» - Симметричное рисование |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. -Развивать творческие способности. - Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику |
- Сборник сказок М.Панфиловой - Симметричные картинки-обводилки с изображением зверей |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
2. Драки |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Драки»; -Упр. «Сердитая подушка» -Упр. «Поссорились-помирились» |
-Расширять кругозор, анализировать сказку. - Учить психоэмоциональному раскрепощению
|
- Сборник сказок М.Панфиловой - Подушка |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
3. Грубые слова |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть. - Сказка «Грубые слова»; -Упр. «Ругаемся овощами и фруктами» -Упр. «Цветочные ласки»
|
-Расширять кругозор, анализировать сказку. - Учить детей альтернативным высказываниям, развивать чувство юмора, учить психоэмоциональному раскрепощению |
- Сборник сказок М.Панфиловой |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
4.Диагностическое занятие |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть -Рисуночная методика «Школа» К.Маховер -Методика Ильиной М.Н. «Чтение сказки» |
-Определение отношения ребёнка к школе и определение уровня тревожности; -Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка |
- Альбомные листы А-4, наборы цветных карандашей по кол-ву детей - Текст сказки, разнообразные игрушки |
|
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал |
----- |
3 |
|
|||||||
итого |
|
|
|
40 |
|
||||||
5.Диагностическое занятие |
Ритуал приветствия «Доброе сердце»
|
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
|
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть - Методика Нежновой Т.А. «Беседы о школе»;
-Методика Лускановой Н.Г. «Изучение школьной мотивации» |
- Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно – учебную деятельность; -Определение школьной мотивации.
|
|
|
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал |
----- |
3 |
|
|||||||
|
итого |
|
|
40 |
|
||||||
6. Гордость школы (заключительное) |
Ритуал приветствия «Доброе сердце» |
Эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. |
Мягкая игрушка сердечко |
2 |
|
||||||
Разминка. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» |
Развивать психомоторику |
Нейропсихологические карты «Попробуй повтори» |
3 |
|
|||||||
Основная часть Чаепитие в честь окончания учебного года |
Создание дружеской атмосферы, поощрить детей по итогам коррекционной программы |
- Медали, поощрительные призы |
30 |
|
|||||||
Ритуал прощания « Мне понравилось сегодня».
|
Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии. Учить детей осмысливать пройденный материал, события на занятии. |
----- |
3 |
|
|||||||
|
итого |
|
|
40 |
|
||||||