Аналитическая справка
об организации и содержании
мониторинга (диагностики) адаптации участников образовательного процесса к условиям
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
( февраль 2019 г. )
ЦЕЛЬЮ психолого-педагогического сопровождения и мониторинга адаптации в учебно-воспитательном процессе является:
сопровождение ребенка и создание условий для развития ребенка (в соответствии с нормой возрастного развития);
полноценное раскрытие личностных особенностей личности ребенка;
создание условий для выявления его способностей в различных сферах;
формирование и поддержка благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их восстановление, коррекция, формирование, и развитие.
Работа педагога-психолога строится в соответствии с требованиями к работе, этическим кодексом, перспективным планом на год, и проводится во взаимодействии с методической службой, администрацией, педагогами, воспитателями и другими работниками ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», в контакте с родителями, (законными представителями) детей.
В условиях учебно-воспитательной деятельности ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ психолого-педагогического мониторинга адаптации являются:
Поиск способов и форм реализации потребностей детей в условиях ЗЦ ДЮТ
«Зеркальный»;
Определение проблем адаптации, уровня тревожности, основных характеристик психологического здоровья участников образовательного процесса;
Обучение и просвещение педагогического персонала основам психологии групп и детства, возрастным особенностям детей, особенностям работы с временным детским коллективом, и т.п.;
Диагностика психоэмоционального состояния;
Проведение развивающей работы с детьми и педагогическим персоналом (консультации, индивидуальная и групповая работа);
Проведение психологической работы разного профиля и назначения;
Развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников, воспитателей, педагогов;
Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации: проблемы выбора образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
Работа педагога-психолога основана на реализации модулей комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- «Шкатулка Пандоры»
Структура диагностической работы в условиях ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» включает в себя следующие исследования психолого-педагогических характеристик:
диагностику проблем адаптации участников образовательного процесса;
диагностику уровня взаимодействия и общения у участников образовательного процесса старшей возрастной группы;
мониторинг активности участников младшей возрастной группы;
диагностику эмоциональных проблем;
диагностику общей адаптированности;
диагностику уровня тревожности;
Методы исследования:
наблюдение;
беседа;
индивидуальные и групповые занятия;
тренинговые занятия;
анкетирование;
анализ продуктов деятельности;
беседы с педагогами, воспитателями, родителями.
По результатам мониторинга готовятся общие заключения, аналитические справки, таблицы, индивидуальные характеристики. Результаты психолого-педагогического сопровождения психологической диагностики обсуждаются с классными руководителями и родителями на родительских собраниях (по запросам), с педагогическим составом ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» .
Полученные данные позволяют выявить индивидуальные особенности познавательной и личностной сферы ребенка. Таким образом, появляется возможность создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка как в условиях ЗЦ ДЮТ, так и по возвращению в свою школу, коллектив, и тд.
По результатам мониторинга адаптации дети включаются в групповые или индивидуальные занятия.
Используемый диагностический инструментарий.
Анкета определения уровня адаптации (разработана с учетом особенностей ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»);
Методика определения уровня тревожности «Кляксография»
Цветовой тест эмоциональных состояний (основан на модификация теста Люшера) для оценки общего эмоционального фона;
Тест школьной тревожности Филлипса.
Анкета определения уровня ожиданий (вариант с учетом ожиданий от пребывания в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»)
Шкала личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина.
«Карта интересов» А.Е.Голомштока;
Тест определения эмоционального фона «Цветной пазл»;
Методика определения уровня коммуникации «Лаборатория игры»;
Блок проективных методик «Мир моего «Я» (трансформируется и адаптируется под условия смены, коллектива, профиля.);
Анкета ожиданий от смены;
Входно-выходные анкеты смен;
Авторские методики определения уровня взаимодействия в коллективе (с учетом возрастных и личностных особенностей).
Программы адаптации участников образовательного процесса к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Младшая возрастная группа- Общеразвивающая (общеобразовательная) программа адаптации участников образовательного процесса младшей возрастной группы «Творческая лаборатория «Клякса»;
Средняя возрастная группа- Общеразвивающая (общеобразовательная) программа адаптации участников образовательного процесса «Лаборатория игры»;
Старшая возрастная группа- Общеразвивающая (общеобразовательная) программа) развития дивергентного мышления «Творческая лаборатория- «Креативный бум!»
Старшая возрастная группа- Общеразвивающая (общеобразовательная) программа саморазвития и личностного роста «Театр масок»
Средняя и Старшая возрастные группы- Общеразвивающая (общеобразовательная) программа развития эмоционально-коммуникативной гибкости «Андромеда»
Выписка из заключения
по результатам мониторинга проведенного с участниками образовательного процесса младшей возрастной группы
Цель исследования: Анализ успешности адаптации к условия ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Программа работы: Общеразвивающая (общеобразовательная) программа адаптации участников образовательного процесса младшей возрастной группы «Творческая лаборатория «Клякса»» (Модуль Комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- «Шкатулка Пандоры»)
Проанализировать уровень адаптации детей к условиям ЗЦ.
Определить эмоциональный фон;
Определить уровень взаимодействия и общения в коллективе (отряде).
Игровая методика определения уровня взаимодействия и общения «Замок».
Тест определения эмоционального фона «Цветовой пазл» (авторская разработка);
Методика определения уровня тревожности «Кляксография»
Сроки проведения: февраль 2019 года.
По результатам мониторинга, почти у всех участников смены наблюдается высокий уровень взаимодействия и общения.
Анализ игровой методики «Замок» позволяет сделать вывод о том, что у:
-91% участников смен наблюдается высокий уровень активности и общительности;
- 9% участников наблюдается средний показатель, основанный на личностных особенностях, таких как: быстрая утомляемость, тоска по дому (в период первой половины смены);
По методике «Кляксография» 27% детей, младших отрядов, характеризуются средним уровнем тревожности, (что является стабильным показателем, исходя из того, что дети впервые оказываются в «отрыве» от своих родителей), 73% - низким.
По результатам методики «Цветовой Пазл» 64% участников образовательного процесса характеризуются стабильным- положительным эмоциональным состоянием, у 36% детей преобладают положительные эмоции.
По результатам общего мониторинга, можно сделать вывод о высоком уровне адаптированности участников младших отрядов.
Работа педагогического коллектива ЗЦ выстроена таким образом, что каждый участник образовательного процесса задействован в жизни коллектива (класса), чувствует свою причастность к событиям смены, что в свою очередь положительно сказывается на процессе адаптации детей к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Общие данные мониторинга участников образовательного процесса
младшей возрастной группы
Мониторинг адаптивности |
Показатели |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Уровень взаимодействия и общения |
91% |
9% |
- |
Уровень тревожности |
- |
27% |
73% |
Уровень эмоционального фона |
64% |
36% |
- |
По результатам месяца получены положительные отзывы от педагогов и родителей.
Выписка из заключения
по результатам мониторинга проведенного с участниками образовательного процесса средней возрастной группы
Цель исследования: определить уровень адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Программа работы: Общеразвивающая (общеобразовательная) программа адаптации участников образовательного процесса «Лаборатория игры» (Модуль Комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- «Шкатулка Пандоры»)
Цель мониторинга: Анализ успешности адаптации к условиям ЗЦ, личностных особенностей, выявление уровня коммуникативности.
Задачи.
Оценить уровень адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;
Определить уровень психоэмоционального состояния;
Определить уровень общей коммуникации;
Оценить полноценность участия в событиях программы смен;
Методы исследования
Проективная методика оценки эмоциональных состояний «Мир моего «Я»;
Методика определения уровня коммуникации «Лаборатория игры»;
Тест Фидлера-Ясюковой для диагностики коммуникативных установок, понимания других людей и самооценки.
Сроки проведения: февраль 2019 года
Результаты исследования
По результатам мониторинга, все участники средней возрастной группы уровень взаимодействия и общения.
Анализ игровой методики «Лаборатория игры» позволяет сделать вывод о том, что у:
-93% участников смен наблюдается высокий уровень коммуникации, что в свою очередь определяет высокий уровень активности и общительности;
- 7% участников виден средний показатель. В данном случае средний уровень коммуникации следует рассматривать как достаточный, в силу интенсивности программы смен для данной возрастной группы.
По методике «Мир моего «Я» - 87% детей, отрядов средней возрастной группы, характеризуются низким уровнем тревожности (что является хорошим, стабильным показателем, так как дети данной возрастной группы уже в полной мере осознают свою причастность к центру, готовы к его особенностям, и в орг.период педагогическом коллективом ЗЦ проработаны все актуальные моменты формирования временного детского коллектива), 13% - имеют средний показатель, так как дети впервые оказываются в условиях ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», и в лагере, в общем.
По общей оценке ожиданий, у 87% участников смен- ожидания полностью оправдались. 13% участников вполне удовлетворены наполнением смен, и событиями, в которых принимали участие.
По результатам общего мониторинга, можно сделать вывод о высоком уровне адаптированности участников образовательного процесса средней возрастной группы.
Совместная работа педагогического коллектива с педагогом-психологом и методистами ЗЦ ДЮТ , позволила корректировать программу коллективной работы , что в свою очередь повлияло на общий фон, и таким образом, процесс адаптации детей прошел стабильно положительно, без возникновения конфликтных ситуаций.
Общая атмосфера во всех коллективах данной возрастной группы оценивается как - высокая положительная.
Положительные отзывы родителей подчеркивают грамотную (компетентную) работу педагогического коллектива ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Общие данные мониторинга участников образовательного процесса
средней возрастной группы
Мониторинг адаптивности |
Показатели |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Уровень взаимодействия и общения |
93% |
7% |
- |
Уровень тревожности |
- |
13% |
87% |
Уровень эмоционального фона |
87% |
13% |
- |
Выписка из заключения
по результатам мониторинга проведенного с участниками образовательного процесса старшей возрастной группы
Цель исследования: Анализ успешности адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», личностного роста и коммуникативной гибкости участников образовательного процесса.
Программа работы:
Общеразвивающая (общеобразовательная) программа личностного роста и саморазвития «Театр масок» (Модуль Комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- «Шкатулка Пандоры»);
Общеразвивающая (общеобразовательная) программа развития эмоционально-коммуникативной гибкости «Андромеда» (Модуль Комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- «Шкатулка Пандоры»).
Задачи.
Оценить уровень адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;
Определить уровень психоэмоционального состояния;
Определить уровень общей коммуникации;
Определение особенностей личностных реакций и Образа «Я»
Методы исследования
Проективная методика оценки эмоциональных состояний «Театр масок»;
Методика определения уровня коммуникации «Однажды в сказке» (по модели сюжетно-ролевой игры);
Методика оценки личностных реакций
Методика исследования "Я- образа"
Сроки проведения: февраль 2019 года
Результаты исследования
С целью создания условий для адаптации участников образовательного процесса старшей возрастной группы, была разработана игровая модель «Однажды в сказке».
Основная идея модели «Однажды в сказке»- создание игрового пространства, в котором каждый участник сможет применять и использовать собственные ресурсы: интеллектуальные, творческие, физические.
Анализ данной игровой модели позволяет сделать вывод о том, что у:
-90% участников смен наблюдается высокий уровень коммуникации, что в свою очередь определяет высокий уровень активности и общительности;
- 10% участников средний показатель. Такой показатель коммуникативности обусловлен индивидуальными особенностями психики подростка.
По методике исследования «Образа –«Я» - 82% детей, участников старшей возрастной группы, показывают высокий уровень самопозиционирования и готовности к активным формам взаимодействия. 18% - имеют средний показатель, так как в силу возрастных особенностей, склонны сдерживать себя от активного взаимодействия.
Стоит отметить и то, что к моменту экватора смен показатели менялись в сторону повышения уровня активности, так как план отрядной работы выстраивался с учетом актуальных потребностей детей, что в свою очередь влекло за собой повышение качества коммуникации. Общим итогом мониторинга можно считать 94% высокого уровня самопозиционирования подростков и их готовности к активным формам коммуникации.
По общей оценке ожиданий, у 92% участников - ожидания полностью оправдались. 8% участников вполне удовлетворены наполнением событий, в которых принимали участие.
Общий мониторинг (диагностика) позволяет сделать вывод о том, что у участников старшей возрастной группы наблюдается быстрый и высокий показатель адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ.
Основываясь на показателях мониторинга можно сделать вывод о валидности игровой модели «Однажды в сказке», что дает нам возможность ее использования в качестве вспомогательного инструмента, способствующего гармонизации процесса адаптации детей и подростков к условия центра, с использованием всех его ресурсов.
Положительные отзывы родителей подчеркивают грамотную (компетентную) работу педагогического коллектива ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Общие данные мониторинга участников образовательного
процесса старшей возрастной группы
Мониторинг адаптивности |
Показатели |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Самопозиционирование и готовность к активному взаимодействию |
94% |
6% |
- |
Уровень тревожности |
- |
10% |
90% |
Уровень эмоционального фона |
92% |
8% |
- |