Проблемы и перспективы преподавания родного языка и литературы в учебных заведениях республики Башкортостан
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.
Раченкова О.А.
ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства
и профессиональных технологий
Тезисы: 1. Проблемы преподавания родного языка и
литературы
2. Текстовая деятельность как перспектива
Новые ФГОС, стоящие перед образовательными учреждениями СПО, заставляют преподавателей-филологов подбирать современные подходы к изучению родного языка и литературы.
Каждый педагог мечтает сделать свой урок увлекательным, эмоциональным, добиваясь заинтересованности студентов в изучаемом материале. Что же мешает гармоничному процессу обучения? У современных подростков снижается желание читать произведения в полном объеме, без сокращений, да и скорость чтения некоторых не дает им прочитать нужный текст ко времени проведения урока. Наличие списанных сочинений говорит о том, что текст лично не продуман, не пережит, а иногда и вовсе не прочитан. Вследствие малого объема чтения наблюдается исчезновение зрительной памяти, грамматической культуры. Поэтому задача любого современного педагога-словесника - привить любовь к чтению. К.Д. Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой культуры».
На уроках родного языка наблюдаю, что многие студенты не понимают значения не только устаревших, но и современных слов, не различают слова-паронимы, не могут устранить лексические ошибки в предложениях, не понимают значение фразеологизмов.
Считаю, что особую актуальность сегодня должны приобретать упражнения, направленные на пополнение словарного запаса студента, ведь культура мысли и культура слова взаимосвязаны. Человек, владеющий словом, способен выразить мысль, поэтому работу с толковым словарем и словарем иностранных слов включаю в каждый урок.
На своих уроках литературы, обсуждая нравственные проблемы героев произведения, всегда провожу параллели с личностными проблемами и переживаниями студентов. Заостряю внимание не только на анализе текста, но и на изобразительно-выразительных возможностях родного языка, использовании синонимов и антонимов.
Сегодня перед педагогом стоит непростая задача – создать условия для развития творческих способностей, критического мышления, умения владеть богатым словарным запасом. Поэтому огромным плюсом считаю введение в образовательные программы таких дисциплин, как «Культура речи», «Деловое общение», которые обучают языку как средству общения.
Таким образом, перспективами изучения таких дисциплин, как родной язык и литература, считаю текстовую деятельность. Именно в тексте рассматриваются все вопросы курса родного языка, уделяется внимание формированию умения сжато передать основную мысль текста, проанализировать проблемы литературного произведения.
Современный урок должен реализовывать межпредметные связи в обучении: уроки грамматики, орфографии, развития речи и литературного анализа текста.