Статья «Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР»

0
0
Материал опубликован 17 February 2023

Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР

 

Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения относится к категории проблем, которые не теряют своей актуальности в любую эпоху. Сегодня наиболее остро стоит проблема возрождения и сохранения культурных традиций, воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения. Современные учёные, психологи, педагоги практики (Т.И.Петракова, И.В. Метлик, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, О.Л. Янушкявичене и др.) отмечают роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в сохранении и развитии духовности современного общества.

На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют основополагающие документы: «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», а также Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяется одна из приоритетных задач общества и государства – «воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, ответственного гражданина России». [2, с.12].

Следовательно, современное общество нуждается в образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и особенными чертами личности: добротой, щедростью души, толерантностью, способностью строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Задача формирования такой личности возложена на современное образование, прежде всего на школу.

Признанием важности духовно-нравственного воспитания школьников является внедрение в учебные планы предметов: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется для обучающихся 4 класса, так как в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, при переходе в подростковый период обостряются ценностные вопросы, актуальными для подростка становятся попытки понять себя и мир. Перед ребёнком наиболее остро встают вопросы, на которые ему очень хочется получить ответы (например, как сделать замечание подруге так, чтобы не поссориться с ней; как общаться с одноклассниками, если они унижают твоё достоинство; как относиться к девочке, которая нравится… и др.). Часто ребенок не может откровенно поговорить об этом с родителями, но ему очень хочется высказаться, получить ответ на свои вопросы через проживание ситуации и обращение к личностному опыту других. Высказывая свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с мнением товарищей, он как бы «примеряет» полученное знание на себя и делает осознанный выбор в пользу того или иного поступка.

В рамках преподавания предмета ОРКСЭ задача учителяпомочь школьникам сориентироваться в многообразии культурных традиций, сделать осознанный выбор в мире ценностей, привить детям опыт нравственного самоанализа. Раскрывая содержание общечеловеческих ценностей, важно актуализировать опыт самих детей, подвести к пониманию глубинного смысла духовных идей в ходе совместных размышлений, практических упражнений и игр.

При изучении модулей ОРКСЭ считаем целесообразным обращение учителя к различному литературному материалу: библейским текстам и притчам, поучительным рассказам, сказкам и т.д. Художественная литература, обладая огромным воспитательным потенциалом, позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Через работу с текстами духовно-нравственного содержания у детей выстраиваются чёткие нормативно-ценностные показатели роста личности. Опыт показывает, что учащиеся положительно воспринимают сказки духовно-нравственного содержания, притчи, жизнеописания пророков и святых, анализируют поучительные рассказы Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, стихотворения детских поэтов, размышляют над ценностно-смысловым содержанием пословиц и поговорок разных народов и др.

Поскольку младшие школьники наиболее восприимчивы к игровым видам учебной деятельности, при изучении и закреплении темы целесообразно использовать игровые приёмы и групповые формы работы, наглядные материалы (презентации, электронные приложения к учебному пособию А. В. Кураева, видеоклипы духовно-нравственного содержания, содержательные в ценностно-смысловом плане электронные ресурсы сайта «Светочь» и др.).

Вовлечение обучающихся в творческую деятельность, на наш взгляд, является одним из эффективных приёмов, используемых учителем. Так, на уроках ОРКСЭ дети с удовольствием рисуют, выражая в рисунке своё эмоциональное состояние, или раскрашивают шаблоны, моделирующие этические ситуации (например, при знакомстве с традициями православных Светлой Пасхи учащиеся раскашивают пасхальные яйца, куличи и сюжетные рисунки, связанные с пасхальными традициями).

Ещё один методический приём, способствующий повышению познавательной мотивации учащихся, позволяет реализовать в процессе урока принцип оптимального сочетания словесных и наглядных методов обучения. Суть его в следующем: демонстрируется иллюстрация со сказочным героем (Айболит, Русалочка или Золушка, первоначально скрытые фоном преезнтации), который приготовил им вопросы, связанные с темой урока, а при ответе на вопрос показывается какая-то деталь, как в пазле. После того, как дети ответят на все вопросы, появляется сам герой. Также можно задать вопрос, побуждающий к диалогу: «Как вы думаете, почему сегодня в гости пришел именно этот герой?». Ответы учащихся помогут учителю оценить уровень усвоения темы.

Логическим продолжением ОРКСЭ является предмет ОДНКНР, включённый в учебный план в 5–6 классах. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» позволяет расширить знания обучающихся о культурно-исторических особенностях народов России, развивать чувство патриотизма и уважение к религиозным традициям представителей разных национальностей.

Преподавание предмета предусматривает использование различных приёмов работы: чтение текста учебника в сочетании с морально-нравственными беседами, обсуждение и анализ ситуаций (кейс-метод), создание текстов (сказок, рассказов, вариантов концовок обсуждаемого текста и т.д.), дидактические игры, презентация проектов и др.

Проигрывание конкретных жизненных ситуаций – эффективный приём, способствующий усвоению школьниками норм и ценностей, правил поведения. Ситуации, предложенные учителем на уроке, должны поставить подростков перед выбором способов поведения (например, «Придумай несколько вариантов концовок к прочитанной истории, чтобы все были счастливы, а виновник осознал свою ошибку», «Разыграй со своими одноклассниками сценку выхода из конфликтной ситуации» и др.).

Как показывает практика, работа в парах и группах, общение на основе диалога способствуют накоплению учащимися индивидуального социального опыта, поэтому на уроках важна атмосфера созидательного действия, организация партнерского взаимодействия и общения.

В целом использование разнообразных методических приёмов и технологического инструментария в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР способствует эффективному раскрытию духовно-нравственного потенциала учеников.

Таким образом, введение предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в российских школах повышает эффективность воспитательного процесса: происходит обогащение эмоциональной и познавательной сфер обучающихся, меняются их нравственные установки, развиваются творческие способности.


 

Список использованной литературы и источников

Германова Е.А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания // Воспитание школьников. - 2013. - №7. – С. 24-27.

Данилюк А.Д., Кондаков А.М., Тишкова В.А. Концепция развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Российская академия образования. – М.: Просвещение, 2009. – 16 с.

Кошечко А. Н. Теория и практика преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": взгляд тренера-преподавателя. Томск, ТОИПКРО, 2012. – 7 с.

Слободчиков В.И. Духовно-нравственное становление и развитие человека /Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т. А. Синюшкиной. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИИКПК, 2011.- С. 117-120.

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации