Проблемы в освоении математики в системе среднего профессионального образования.

0
0
Материал опубликован 28 May

Проблемы в освоении математики в системе среднего профессионального образования.


ГБПОУ КК «АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»

Яценко Марина Михайловна, преподаватель математики


Вопрос обучения математике уже давно беспокоит педагогов системы профессионального образования. Никто не считает эту задачу простой или лёгкой. Практически всегда обсуждаются проблемы в преподавании математики и способы их решения. Математика — это наука, и без фундаментальных знаний невозможно достичь высоких результатов.

Эффективность и уровень математической подготовки в техникумах тесно связаны с тем, насколько успешно и качественно школьники осваивают математику в средней школе. К сожалению, у детей часто возникают трудности с пониманием предмета, и они не проявляют к нему интереса, что негативно влияет на процесс обучения.

В некоторых случаях преподавание математики становится тяжёлой работой как для преподавателей, так и для обучающихся. Количество часов, выделенных на изучение школьной математики, не заполняет пробелы в знаниях, а отсутствие навыков самостоятельного обучения не даёт студентам уверенности в том, что они смогут справиться с заданием дома. Быстро меняющаяся жизнь, развитие технологий и новые условия труда предъявляют новые требования к уровню подготовки будущих специалистов.

Для работы с дорогостоящим оборудованием и средствами автоматизации, а также для тестирования и внедрения новых технологий требуются специалисты, которые умеют самостоятельно собирать, обрабатывать и анализировать информацию, творчески подходить к своей работе, нести ответственность за результаты, принимать решения и достигать поставленных целей.

Специфика изучения математики в СПО состоит в том, что уровень владения этим предметом становится одним из ключевых факторов, определяющих успех в будущей профессии, особенно в технических специальностях.

Это требует от студентов осознания важности математической подготовки, формирования понимания роли математики в современном мире и умения применять её в различных областях. Студенты должны научиться мыслить логически, работать с абстрактными понятиями и использовать математические символы для выражения количественных и качественных характеристик.

Специфика математического образования заключается в том, что обучающиеся должны освоить программу на год раньше, чем в школе. Это вызывает определённые трудности, связанные с возрастом и уровнем подготовки учеников. Обучение всегда сопряжено с преодолением препятствий. В большей степени это касается практических навыков, которые приобретаются в процессе выполнения повторяющихся упражнений, а не абстрактных теоретических знаний.

Обучение — это процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на формирование конкретных знаний, умений, навыков, опыта деятельности и личностных качеств.

Деятельность преподавателя заключается в стимулировании активности обучающегося при достижении им определенных целей и управлении этой активностью. Это требует от преподавателя математики особой компетентности, в том числе достаточного знания психологии обучения и методики преподавания.

Зачастую студенты не осознают важность изучения математики и не понимают, зачем им это нужно. Это происходит из-за того, что они не знают о широком спектре применения математических методов в различных сферах жизни.

Математика — один из ключевых предметов в профессиональном образовании, который помогает развивать навыки и умения для решения разнообразных задач.

В сфере деятельности множество технических и экономических проблем успешно решаются с помощью математических подходов. Математика является фундаментом для развития таких важных личностных качеств, как логика, анализ, точность и выразительность.

Формирование и развитие этих навыков — ключевые задачи развивающего математического образования в вузе. Цель математического образования в СПО — не только освоение математических понятий и терминологии, но и достижение уровня математической грамотности, необходимого для применения знаний в будущей профессиональной деятельности.

По нашему опыту, большинство студентов первого курса считают полуторачасовое занятие очень сложным. В школе у учеников обычно не бывает два урока по одному предмету, но для новых студентов техникумов это новый формат обучения.

Можно добиться хороших результатов, если преподаватель будет умело использовать разнообразные виды деятельности. Это позволит уделить внимание каждому этапу занятия.

Для обучающихся, которые плохо подготовлены, важно практиковать сложные этапы. Такие занятия помогают закрепить полученные знания и навыки, а также поддерживают интерес и работоспособность студентов.

В современном мире профильно-ориентированный процесс обучения затрагивает только определённые области. Это создаёт противоречие между необходимостью специализированного обучения математике и отсутствием соответствующих технологий.

Это противоречие можно разрешить, если адаптировать содержание специализированно ориентированного обучения под способности, субъективный опыт, мотивацию и уровень подготовки учащихся.

Итак, задача состоит в том, чтобы разработать методики, которые позволят эффективно обучать студентов математике.

Для этого необходимо учитывать два основных аспекта:

Профессиональная направленность обучения математике.

Индивидуальные особенности студентов на каждом этапе обучения.

Развитие профессионального подхода к преподаванию математики.

При решении математических задач важно учитывать, есть ли у ученика желание учиться. Мотивация — это то, что определяет направленность действий, организованность и устойчивость деятельности в целом, а также стремление достичь определённой цели.

В процессе обучения математике обучающиеся создают и решают задачи, связанные с производственными вопросами. Эти задачи требуют чёткого математического описания, а производственные аспекты могут быть общими или специализированными.

При решении задач важно учитывать их содержание и алгоритм. Для создания и решения задач профессиональной направленности необходима определённая методология. В общих чертах она выглядит так:

Задачи профессиональной направленности должны соответствовать конкретной теме математического курса.

Содержание задач должно отражать современный уровень развития науки, техники и производства.

Ответы на многие вопросы должны сопровождаться объяснением технического содержания и терминологии.

В производственных задачах часто встречаются сложные расчёты, которые можно упростить с помощью технических средств, таких как калькуляторы или компьютеры. Некоторые задания требуют создания чертежей и фотографий, которые помогают наглядно объяснить суть задачи и сэкономить время на её выполнение. Задачи, составленные из модульных материалов, должны соответствовать общей системе математических задач и упражнений. Упражнения, разработанные специально для этой цели, пробуждают интерес учащихся к математике.

На качество обучения первокурсников также влияют нерешённые школьные проблемы, отсутствие культуры мышления, зачаточные навыки логического мышления, проблемы с самостоятельной работой, плохая память, неспособность долго концентрировать внимание, отсутствие сосредоточенности и другие факторы.

Один из первых вопросов, который задают на уроках математики, звучит так: «Как эти занятия помогут мне в моей профессии?» Ответ на этот вопрос заключается в том, что на уроках математики регулярно используются специализированные понятия, идеи, модели и задачи. Математический материал всегда иллюстрируется приложениями из различных разделов модуля.

Включение в образовательный процесс междисциплинарных связей между математикой и другими дисциплинами модуля делает обучение более практико-ориентированным и прикладным. Это позволяет утверждать, что для успешного профессионального развития учащихся необходимо применять профессионально-личностный подход к обучению математике.

Особенность преподавания математики в средних профессиональных учебных заведениях заключается в её тесной и систематической связи с изучаемой специальностью.

Освоение непростой математической науки становится более увлекательным, когда ученики осознают её практическое значение в повседневной жизни и в будущей профессиональной сфере. Это способствует формированию у них таких качеств, как независимость и уверенность в себе, а также развитию навыков, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии. Они учатся ставить цели, принимать решения и устанавливать связь между ними и результатами.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации