Статья «Альтернативные технологии обучения в системе среднего профессионального образования: теория и практика»
«Альтернативные технологии обучения
в системе среднего профессионального образования:
теория и практика»
Чекунова А.С.
Противоречия между требованиями ФГОС СПО к качествам личности выпускника и тем уровнем компетентности, личностными качествами студента, которые формируются с помощью фронтального подхода в обучении, который используется в педагогическом процессе, приводят к тому, что нужно искать и применять альтернативные технологии.
Метод проектов, цель которого — создать условия, при которых студенты самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников и учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения и развивают исследовательские умения.
При проектном обучении в центре внимания — студент, который получает содействие развитию его творческих способностей, а образовательный процесс строится на личностном подходе учащегося, что повышает его мотивацию. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития.
Работа над проектом начинается с разработки задания, а именно выбора темы и вариантов исполнения проекта (в каком виде будет отражена работа), выбора творческой группы, подготовка материалов.
Следующим этапом служит разработка проекта, где преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность.
Далее оформляются результаты и проводится презентация или защита проекта. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей студента и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Завершающим этапом становится рефлексия, как со стороны преподавателя, так и со стороны участников проекта. Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей, которые обеспечивают проектное обучение.
Таким образом каждый этап проектной деятельности – непосредственный контакт и взаимодействие преподавателя и участников проекта.
Организация проектной деятельности осуществляется по нескольким направлениям:
1.Занятия со студентами в Театре моды «Мой стиль», постановки показов на концертах колледжа, музыкальное оформление, реквизит, фото и видео съемка, участие в конкурсах (студенты специальности «Дизайн» в роли модельеров, моделей, парикмахеров, визажистов, постановщиков), с 2012 г.
2. Проведение конкурсов и проектов со студентами по разработки эскизов, логотипов для фирм и частных предпринимателей.
3. Создание курсовых и дипломных проектов.
4. Проекты по созданию учебных сайтов. Например: - сайт Пластическая анатомия, 2015-2016 г. Якупова Н. - сайт Web-дизайн, 2016-2017 г. Захряпина С.
5. Проекты по созданию личных сайтов-портфолио
6. Стажировка в Издательском центре колледжа: гр. 37Д, 2017-2018 уч.г.
7. Использование возможностей культурных учреждений района и города в организации внеклассной работы: проведение выставок, участие в городских конкурсах. Прохождение студентами практик на предприятиях и организациях города.
8. Подготовка студентов к конкурсам различного уровня.
Педагогическое мастерство и творчество учителя - средство развития ученика, отсюда основными в учебновоспитательном процессе являются следующие задачи: развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию; развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; развитие умений отстаивать свои права, формирования высокого уровня правовой культуры; формирование готовности к сотрудничеству, развитию способностей к созидательной, творческой деятельности.