Статья «Альтернативные технологии обучения в системе среднего профессионального образования: теория и практика»

4
1
Материал опубликован 6 March 2018 в группе

Альтернативные технологии обучения в системе среднего профессионального образования: теория и практика

Мир не стоит на месте. Меняется образ мышления людей, их способность воспринимать информацию в том или ином виде. В связи с этим, студенты, получающие знания и навыки в системе среднего профессионального образования (СПО) зачастую не способны в полной мере усвоить те сведения, которые пытаются донести до них педагоги.

В системе СПО повсеместно используются традиционные технологии обучения, которые не всегда могут заинтересовать современного студента.

Безусловно, невозможно полностью отказаться от лекций, семинаров, практических работ и прочих примеров использования традиционных технологий, но вместе ними необходимо применять и так называемые альтернативные технологии, которые помогут студентам развить не только прикладные навыки по изучаемой специальности, но и дадут возможность применять творческое мышление при решении практических задач.

Что же подразумевается под понятием «альтернативные технологии»? Это такой вид технологий обучения, который является отличными от традиционного по своим целям, методам, содержанию и другим аспектам.

В дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях применение альтернативных технологий получает все большее распространение. Это и обучение по методике Монтессори, и использование Йена-плана, и вальдорфская педагогика доктора Штайнера. Но как применить подобные методы в системе СПО?

Рассмотрим использование альтернативных технологий на примере дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» (ОАиП). Пусть необходимо изучить тему «Построение алгоритмов». Безусловно, для рассмотрения общих требований и принципов потребуется провести ознакомительную лекцию, от этого никуда не уйти. А вот устаревшее решение задач по пройденной теме вполне возможно заменить так называемым игровым методом. Например, провести викторину в группе и вместо стандартных задач предложить студентам с помощью алгоритмов представить ситуации из повседневной жизни. Например, возможно использовать задание следующего типа: опишите с помощью алгоритма проведенный вами выходной. Также можно предложить студентам описать посредством алгоритма так часто используемые в повседневной жизни пословицы. Например, необходимо с помощью блок-схемы алгоритма представить пословицу «тише едешь, дальше будешь». Один из вариантов блок-схемы решения задачи представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Блок-схема алгоритма для представления пословицы «тише едешь, дальше будешь»

Подобная игровая технология, в отличие от традиционной, даст возможность не только отработать практические навыки по теме, но и подойти к ней с творческой стороны, а также будет стимулировать умственную деятельность посредством имеющейся конкуренции.

Также весьма интересной является так называемая технология свободного труда французского педагога С. Френа. Разумеется, ее невозможно полностью перенести на систему СПО, но можно взять некоторые ее элементы и адаптировать их под особенности профессионального обучения. Например, можно широко использовать метод, когда работу на занятии оценивает не преподаватель, а студенты. Они могут выставлять отметки сами себе, стараясь объективно подойти к оценке своей деятельности во время занятия, или друг другу, обосновывая ту или иную отметку.

Данный метод позволит студенту самостоятельно оценить свою работоспособность, свой уровень знаний по пройденной теме, отметить вопросы, которые показались ему наиболее сложными. Такой подход задает стимул для дальнейшего саморазвития.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

традиционные технологии не способны в полной мере удовлетворить потребности студента в усвоении знаний;

альтернативные технологии в системе СПО в настоящее время не могут полностью заменить традиционные, но их применение является необходимым для успешного получения знаний и закрепления практических навыков;

альтернативные технологии позволят повысить заинтересованность студентов в изучаемой дисциплине, развить творческое мышление и научиться применять его для решения прикладных задач.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации