12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

"Продуктивная обработка информации"

​​​​​​​
Продуктивная обработка информации
DOCX / 3.52 Мб



















Тема: Продуктивная обработки информации на

уроках трудового обучения в школе

VIII вида

Учитель трудового обучения:

Болучевская Светлана Александровна















СОДЕРЖАНИЕ.



Введение ……………………………………..стр. 2



Принципы коррекционно-развивающего

обучения ……………………………….…….стр. 3 - 4



Продуктивная обработки информации на

уроках трудового обучения в школе

VIII вида……………………………………. стр. 5 - 16



Заключение ………………………………….стр. 17

Литература …………………………………..стр. 18

Приложение …………………………………стр.























Введение.

Учитель коррекционной школы работает с особой категорией детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья, повлекшие за собой недостаток интеллектуальной деятельности, низкий уровень мотивации к учебе и труду, слабую познавательную способность.

В коррекционной педагогике методы обучения детей в основном подразделяются на общедидактические и специальные, где теория обучения, т.е. дидактика строится с учетом специфических особенностей специальной школы.

Уроки труда в коррекционной школе выступают не только как учебный предмет, но и сильное средство коррекции умственных и физических недостатков детей.

Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого ученика, и как следствие, реализация мыслительной деятельности учащихся.





















Принципы коррекционно-развивающего

обучения.



Классификация осуществления коррекционной работы представляет собой подсистему, которая лежит в основе формирования системы методов обучения.

Диалектность понятий «метод» и «прием» обучения объясняет то положение, что в ряде случаев трудно резко разграничить один прием от другого внутри метода. Это осложняется и тем, что они взаимно проникают один в другой, обеспечивая целостность использования методов обучения.

Один и тот же прием может входить в различные методы обучения и могут быть использованы в различных сочетаниях, в зависимости от целей обучения и содержания материала учебного предмета.

Специальные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с общедидактическими приемами, что правильно, и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики.

Итак, коррекционная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы, основываясь на дидактических принципах.

Цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

Принципы коррекционно-развивающего обучения:

динамичность восприятия;

продуктивная обработка информации;

развитие и коррекция высших психических функций;

мотивация к учению;

индивидуализация методов обучения.

Принцип продуктивной обработки информации базируется на основе принципа динамичного восприятия и связан с ранее перечисленными.



Методы реализации принципа продуктивной обработки информации на уроке:

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированное, поэтапное усвоение материала;

- перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

В системе коррекционно- развивающего обучения реализация этих методов заключается в организации учебного процесса, предусматривающего включение заданий и упражнений для самостоятельной обработки информации учеником, разными комбинациями анализаторов.

Результативность развивающего обучения налицо, если у учащихся происходит прирост в психических операциях, либо в эмоциональной, волевой, мотивационной сферах.

Значит на этапе реализации принципа продуктивной обработки информации, должны реализовываться специальные коррекционно-развивающие упражнения в умственных и двигательных действиях. Упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения, знаниям и умениям учащихся. Упражнения, задания должны быть направлены::

- на развитие и активизацию мыслительной деятельности;

- на обеспечение коррекции процессов восприятия, т.е. развитие анализаторов;

- на обеспечение поведенческой саморегуляции.



















Продуктивная обработка информации

на уроках трудового обучения.



Принцип продуктивной обработки информации заключается в следующем: учитель должен организовывать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. чтобы в ходе обучения выработать у ребенка способность самостоятельного адекватного реагирования.

Реализация метода, где задание предполагает самостоятельную обработку информации происходит на этапе планирования пошива изделия.

На уроке проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида, способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, ткани, материала, необходимого для изготовления. После общей характеристики, более подробно рассматривается обработка отдельных узлов.

Затем предлагается составить план пошива изделия. А если ученица не может из-за дефекта самостоятельно, полностью составить план, тогда предлагается помощь дозированная учителя и применением расчлененных схем и эскизов деталей изделия.

Работая по теме «Оборудование швейной фабрики» в 9 классе, на конечном этапе, как итог, где происходит воспроизведение изучаемого материала, ученицам предлагается заполнить таблицу:





Название цеха

Оборудование

Подготовительный


Раскройный


Швейный


Отделочный






Сначала по памяти, затем дополнить по учебнику.

Для самостоятельной обработки информации можно задействовать и игровой материал.

На уроках в 5, 6 классах при изучении тем, связанных с устройством швейной машины, применим кроссворд.



t1645004275aa.gif

По горизонтали:

2. Рабочий орган швейной машины.

4. Вставить шпульку в ……….. шпульного колпачка.

6. Корпус швейной машины.

9. Ящик, на который устанавливается машина.

10. Деталь ножного привода.

12. Деталь для заправки нижней нити в шпульный колпачок.

14. Основание швейной машины.

16. Деталь для заправки нижней нити в челночный колпачок

.

По вертикале:



1.Приспособление для заправки верхней нити.

3. Деталь, прижимающая ткань.

5. Деталь, закрывающая челночное устройство.

7. Деталь, закрепляющая лапку на стержне.

8. Устройство, приводящее в движение главный вал машины.

11. Приспособление для намотки ниток.

15. Деталь двигателя ткани.



Карточки с кроссвордом раздаются каждой ученице. Затем проверяется фронтально. Можно применять на заключительном этапе изучения устройства швейной машины и в процессе повторения.

Для лучшего запоминания и заинтересованности учениц, при изучении снятия мерок, а впоследствии их записи и обработки, можно применять раздаточный материал, где каждая девочка самостоятельно раскладывает напротив полотна, на котором написаны обозначения мерок, названия мерок.









t1645004275ab.gif



При подготовки выкройки к раскрою, используется таблица следующего содержания:

Написать названия на деталях выкройки;

Указать размеры припусков ткани на обработку срезов;

Обозначить линию сгибов ткани;

Указать направление долевой нити;

Указать размеры изделия (мерки по рабочей тетради);

Пользуясь ею, учащиеся самостоятельно готовят выкройку к раскрою. Здесь реализуется метод переноса способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

При изучении тем, связанных с изготовлением изделия, нужно ознакомить и научить учащихся рассчитывать количество ткани, требуемое на пошив данного изделия. Прежде чем подвести учащихся к самостоятельной работе по решению поставленной задачи, нужно показать: какой ширины ткань может быть в рулоне. Показать, если ткань шириной 80 см., то детали выкройки располагаются только «друг под другом».

Если ткань широкая (150 см.) детали выкройки помещаются напротив. Учащиеся анализируют условие.

Например: Ткань куплена шириной 80 см., длина будущего изделия – мерка Ди, учитываются припуски на швы.

Затем ученицы получают карточки с заданием, где нужно рассчитать количество ткани для своего изделия: - Сколько ткани при ширине 80 см. нужно на пошив блузки без рукавов и воротника. Для расчета возьми мерку Ди, удвой и добавь 10 см. на обработку швов.

Метод переноса способа обработки информации на свое индивидуальное задание учащимися, используется и при изучении темы «Уход за изделиями в блоке тем «Синтетическое волокно» в 9 классе, где изучаются символы на ярлыках изделий.

Д

А



евочкам предлагаются технологические задачи:

У Кати на этикетке пиджака имеется следующий значок



Катя собирается постирать пиджак в стиральной машине. Правильно ли поступает Катя?

или:

У Кати имеется одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей. На этикетке одного из изделий указаны следующие знаки

t1645004275ac.gif

Катя планирует постирать вещь в стиральной машине с применением жидкого отбеливателя.

Внимательно изучите знаки. Правильно ли поступает Катя?

На этапе повторения предлагаются карточки для самостоятельной работы:

Перечислите синтетические волокна

а) шерсть в) вискоза д) лен

б) хлопок г) эластан е) акрил



Применение рациональных приемов работы на швейной машине имеет самую прямую связь с качественным изготовлением изделия. Правильность машинной строчки зависит не только от расположения лапки, но и от напрвления взгляда работающего.



Правила расположения лапки и направление взгляда необходимо объяснять с первых же упражнений на швейной машине. Отрабатываются эти приемы при выполнении строчек на листах без ниток. Здесь же идет тренировка двигательных приемов рук. Закрепление приемов происходит при самостоятельном пошиве изделий.



t1645004275ad.gif









t1645004275ae.gif









t1645004275af.gif

















На начальном этапе работы на швейной машине ученицы много времени затрачивают на заправку нити в иглу, что приводит к раздражительности учащихся и снижению интереса к работе. На этом этапе для отработки приема заправки нитки в ушко иглы применяется тренажер. Сначала девочки осваивают прием в медленном темпе, затем в игровой форме на скорость. Можно применять работу в парах, с элементами соревнования.



t1645004275ag.gif



t1645004275ah.gif

t1645004275ai.gif

Самостоятельное выполнение учащимися различных заданий помогает более успешно реализовывать образовательные, воспитательные и коррекционные возможности трудового обучения, как предмета.

Важным условием повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся на уроке следует признать включение самостоятельной работы в качестве постоянного элемента во все этапы урока.











































Заключение

Практика показывает эффективность такой организации обучения: ученики более внимательно слушают объяснения учителя, более сосредоточенно работают над заданием, повышается общая заинтересованность к учебе.

Система упражнений, заданий должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Важна организующая роль учителя, где он выступает не в роли источника информации, а в роли организатора комфортных условий обучения. Это условия эффективного планирования коррекционно-развивающих уроков с четкой постановкой целей урока, определения его структуры, отбором методов, правильным применением наглядности.











































Литература



Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: / Под. ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.

Дульнев Г.М. Учебно-вспомогательная работа во вспомогательной школа. – М., Просвещение, 1981. с.8 – 43

Луценко В.С. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе сообщения словесной информации // Дефектология. 1981. № 6. – с. 39

Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогателной школы на уроках труда. – М., 1992. 127с.

Певзнер М.С. Дети – олигофрены. – М., 1959.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью. / Под. ред. А.Д. Виноградовой, В.Н. Вовка – СПб: ЛОИУУ, - 1994. – 114С.

Стаценко Н.М. Развитие мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения. // Дефектология. – 1984. № 5. с.25 -30

Синев В.Н. Использование учащимися вспомогательной школы логических методов, причин, явлений. // Дефектология. 1974, № 6 – с. 21.

Эм З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. – М., 1985. – 152с.













































































































































23



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.