Статья на тему «Системно-деятельностный подход при обучении немецкому языку»
Пояснительная записка к презентации
С.Е. Хутыз учитель немецкого языка
МБОУ СШ №1 а.Тахтамукай
Сегодня современной школе необходима демократизация всей педагогической деятельности, гуманизация отношений детей и взрослых. Кроме того, в последние годы отмечаются заметные изменения в личностном развитии детей: им свойственны раскрепощённость и независимость. Динамично развивающемуся обществу требуются яркие творческие личности, способные к постоянному самопознанию и саморазвитию.
Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Переход общеобразовательных школ на ФГОС нового поколения требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, и научиться применять в реальной жизни.
Использование системно-деятельностного подхода в практике обучения и воспитания школьников даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим сделать учебный процесс более разнообразным, интересным, комфортным, что в конечном итоге повышает эффективность обучения и удовлетворённость учителя своим собственным трудом.
Системно - деятельностный подход в обучении обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и самообразованию;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими исследователями, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы занятия и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Взаимодействие это - способ бытия, общение и способ действования - решение задач. Во взаимодействии “учитель - ученик”, “ученик - ученик” главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание обучающегося на решении коммуникативных задач. Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом - как эту потребность реализовать.
Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Понятие учебной задачи является при этом одним из центральных, в учебной деятельности такая задача выступает как единица процесса обучения, где ученик:
1. сам формулирует проблему
2. сам находит ее решение
3. решает
4. самоконтролирует правильность этого решения
Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее. Тем самым достигается новое качество образования, развитие индивидуальных интересов, социальной активности. Деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания. Одной из таких технологий является проектная методика обучения, начало которой лежат в процессах проектирования.
Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Так, например, Н.Г.Алексеев определяет проектирование как “деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть”. Проектирование является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании. Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. Реализация проекта - воплощение в реальности человеческих ценностей, выражающих “то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [ Рубинштейн С.Л.], и которые соответствуют его потребности созидать, а весь целостный акт проектирования, включающий и разработку проекта и его реализацию, “предполагает движение от повседневной деятельностной ситуации к ценностям и обратно”[ Имакаев В.Р.]. Принципиальной особенностью проектирования является и органичное вплетение в процесс его конструирования такого этапа мыследеятельности как рефлексия. Если проектирование, начинаемое с этапа самоопределения как “первого такта” в этом процессе, связано реализацией замысла, то рефлексия связана с концом этой деятельности, с осознанием уже проделанного, именно эта связь является основанием, базовой предпосылкой, как отмечает Н.Г.Алексеев, для объединения техник рефлексии с техниками проектирования. Выход учащегося в рефлексию предполагает осмысление им “содеянного”, в рефлексии он движется от локального события к интегральному переосмысливанию собственной деятельности. Таким образом, весь процесс проектирования предполагает следующие этапы: от проблемной ситуации через социальную (совместно с другими участниками проекта) коррекцию своих действий и далее к критической рефлексии собственной деятельности.
Способность к проектированию своей деятельности учащимися (при консультирующей роли учителя) будет способствовать соблюдению важнейшего принципа современного образования: связи теории с практикой. “Внутренняя деятельность постоянно включает в себя отдельные внешние действия и операции, а развитая внешняя практическая деятельность – действия и операции внутренние, мыслительные. В их общности и выражается целостность жизни» [Леонтьев А.Н.].
В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания. Их систематизация, приведение в порядок, установление истины – дело и забота самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний, понятий строит свой проект, своё представление о мире.
Проектная технология входит в жизнь как требование времени. Если ученик получит в школе навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять, делать выводы и научится самостоятельно добывать знания, то во взрослой жизни он будет образован, информирован и сможет принимать собственные решения, сохранит свою индивидуальность.
Работа над проектом проводится на основе изучаемых тем. Например, проект по немецкому языку для 7 класса «Посмотри, где я живу» создается на базе тем «Что мы называем нашей Родиной?» и «Лицо города – визитная карточка страны». Он рассчитан на 6-8 часов. Учащиеся выполняют проект, разбившись на малые группы по 2-3 человека. Каждая группа создаёт продукт, представляющий нашу родину в интересной форме. Это различные информационно-наглядные материалы на немецком языке, форму которых учащиеся определяют сами.
Мотивация очень важна для самостоятельной деятельности и творческой активности. Поэтому нужно интересно сделать погружение в проект, заинтересовать учащихся проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта будет интересен учащимся, то и проект будет успешен. Конечно, в любом проекте возможны ошибки и неудачи, но это тоже опыт, на котором учатся, чтобы в дальнейшем избежать этих ошибок.
Виды деятельности участников проекта:
* социологический опрос «Что ты показал бы иностранцу в Адыгее?»;
* сбор информации об Адыгее и интересных объектах;
* описание достопримечательностей на немецком языке;
* изготовление информационно-наглядных материалов;
Продукты, которые могут получиться в процессе работы:
* открытка с описанием достопримечательностей; * фотоальбом;
* туристический проспект; * презентация; * плакат-викторина;
* выставка; * коллаж; * рассказ-загадка; * экскурсия и др.
Так, в 8-м классе учащиеся сочиняли неправдоподобную историю об одном путешествии на остров. Затем мы решили изобразить эту историю в картинках. Каждый получил определённое задание: подробно описать природу острова, жителей острова и т.п. Кто-то рисовал, кто-то редактировал. В итоге получился своего рода альбом.
В проекте “Russland – das Jugendporträt “ целью являлось представить наиболее полно портрет подростка своей страны (рассказать о его жизни, учебе, увлечениях, проблемах). Работа проводилась в четырех группах:
I группа – фотоколлаж «Unser Schulleben». (подобрали фотографии, отражающие их жизнь на уроках, кружках, внеклассных мероприятиях);
II группа занималась темой “Wie sehen wir aus?” (сделали рисунки, собрали вырезки из российских молодежных журналов и газет, рассказывающие о внешнем виде современных подростков, о модных вещах, прическах, которые предпочитает российская молодежь);
Ш группа обсуждала проблему «Freizeit – sinnvoll verbringen oder faulenzen?» Итог – доклад о жизни подростков с примерами увлечения детей и их рассказы об этом (коллекционирование марок, плетение бисером, вышивание, фотографирование, компьютерные рисунки и т.д.);
IV группа – запись интервью на тему «Gibt es in deinem Leben Probleme? Welche?».
Итак, для того, чтобы у учащихся не пропадал интерес, нужно дать им почувствовать, что они могут применить иностранный язык на практике, выполняя проекты на уроках.
Резюмируя вышесказанное, следует ещё раз подчеркнуть, что основными задачами образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Стандарт нового поколения помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. При изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего, моделируя реальные ситуации общения.
Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: "Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу необходимо владеть современными технологиями.
Показатели владения педагогом современными технологиями:
* Учит детей определять границы своих знаний, ставить проблему.
*Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности. *Организует учебное сотрудничество детей, учит детей работе в группе.
*Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
*Организует проектные и событийные формы работы.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов. Это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Список литературы.
- Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
- Имакаев В.Р. Феномен учительства в социально-философском и гуманитарно-проектном измерениях. Дисс. на соиск. уч. степ. док. филос. наук. – Пермь. 2005
- Имакаев В.Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. – Пермь. 2002
- Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5
- Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. ИЯШ 2001, №2
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.1946
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению М.: Просвещение, 1991.
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1456423828.ppt (Системно-деятельностный подход при обучении немецкому языку)
Ивлиева Наталия Алексеевна