Статья «Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при изучении литературы»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при изучении литературы.
Как заинтересовать ученика книгой и привлечь его к осмысленному чтению? Можно использовать приемы и стратегии РКМЧП, потому что эта технология позволяет свободу в выборе точек зрения, возможность обсуждать и анализировать – учитель не является проводником непреложной истины, он помогает ученику научиться самостоятельно формулировать вопросы и находить ответы на них, читая новый материал. «Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, отвергнуть, дополнить. Критическое мышление учит активно действовать, взаимодействовать с другими людьми. Чтение и письмо – это инструменты и продукты нашего мышления». [1, с.5]
Д.Халперн определяет критическое мышление так: это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью… Его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата»[3, с.9].
В чем суть технологии? Технология РКМЧП основывается на модели «вызов – осмысление содержания - рефлексия», которая предполагает, что новая информация накладывается на имеющиеся у учащихся знаний. На стадии вызова ученики сами формулируют цели изучения нового материала. На стадии осмысления содержания учитель предлагает альтернативные источники информации, осознанно уменьшая долю своего участия во время знакомства с новым материалом. На стадии рефлексии учитель и ученики возвращаются к своим предположениям, систематизируют, обмениваются мнениями, делают выводы по изучаемой теме и осознают, что, оказывается, один художественный текст может порождать различные оценки. «Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель даёт возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе» [2, с.35]. Таким образом, реализуется главная функция технологии РКМЧП – обеспечение условий для формулирования самими учениками разнообразных целей обучения и достижения как заранее определенных целей, так и постановка новых. « Если учитель грамотно организует работу класса на стадии вызова, побуждает учеников активно формулировать свои вопросы, предположения, идеи, у них возникает естественное желание узнать новое»[1,с.6].Следовательно, достигается одна из задач читателя – выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, авторская позиция) с творческим миром писателя.
В технологии развития критического мышления большое место отводится визуальным формам организации материала, потому что овладев навыками графического изложения материала, можно сделать урок интереснее, продуктивнее.
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» («З-Х-У») разработана Д.Огл. Этот прием помогает собрать имеющуюся информацию по теме, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.
Форма таблицы «З –Х –У»
З – что мы знаем |
Х – что мы хотим узнать |
У – что мы узнали или что нам осталось узнать |
|
|
|
Пример из практики
Тема: «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике». Урок по литературе в 10 классе.
Цели урока:
1.Познакомить уч-ся с контрастными оценками романа «Отцы и дети».
2.Расширить представления учащихся о личности И.С.Тургенева.
3.Научить выражать личностное отношение к главному герою романа И.С.Тургенева.
Ход урока
Стадия вызова
Предлагаю учащимся вспомнить все, что известно о Базарове и кратко записать в графу «Знаю». Информацию можно собрать, разбив класс на группы по категориям: «Происхождение», « Образ жизни», «Нигилизм» и др. Учащиеся делятся друг с другом, комментируют и записывают.
После заполнения графы сообщается тема урока. Роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал о себе различные мнения и толкования. Одни читатели обвиняли писателя в оскорблении молодого поколения, другие, напротив, с негодованием упрекали его в низкопоклонстве перед этим молодым поколением. Так кто же прав? Предлагается сформулировать вопросы по предложенной теме, записать их в графу «Хочу узнать» (например: Почему возникли ожесточенные споры вокруг романа? Кто спорил? В какой форме выразилась критика? Кто наиболее близок к авторской позиции?» и др.) Подогреваю интерес словами. Достоевского о Тургеневе и его герое: «Ну и досталось ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». Вопросы озвучиваются и записываются, заполняется таблица.
Стадия осмысления содержания.
Ученикам предлагается ознакомиться с отрывками из критических статей ( розданы заранее распечатанные тексты или спроецированные на интерактивную доску( тогда можно ключевые слова выделять здесь же)) и по ходу чтения записывать фамилию автора и название его статьи в графу «Источники информации», а в графу «Ключевые слова» выписывать слова, необходимые для понимания позиции автора статьи по отношению к роману. Можно взять следующие тексты:
Из писем И.С.Тургенева Случевскому от 14 апреля 1862 г.
1. Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев. «Отцы и дети»»
2. М.А.Антонович «Асмодей нашего времени».
3. Д.И.Писарев «Базаров».
Приведу варианты текстов (отрывки).
Из писем И.С.Тургенева Случевскому от 14 апреля 1862 г.
Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа. Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей - а вы не находите в нем хороших сторон?
Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот; и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером.
…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он его не полюбит, повторяю я - я виноват и не достиг своей цели. Но "рассыропиться", говоря его словами, я не хотел … Лучше проиграть сражение (и кажется, я его проиграл) - чем выиграть его уловкой… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и всё-таки обреченная на погибель - потому, что она всё-таки стоит еще в преддверии будущего.
Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев. «Отцы и дети»»
Если роман Тургенева повергает читателей в недоумение, то это происходит по очень простой причине: он приводит к сознанию то, что еще не было сознаваемо, и открывает то, что еще не было замечено. Главный герой романа есть Базаров; он и составляет теперь яблоко раздора. Базаров есть лицо новое, которого резкие черты мы увидели в первый раз… понятно, что мы задумываемся над ним. Постоянно слышатся даже вопросы: да где же существуют Базаровы? Кто видел Базаровых? Кто из нас Базаров? Наконец, есть ли действительно такие люди, как Базаров?
….Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление. До самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе ни единым словом, ни единым признаком малодушия. Он сломлен, но не побежден.
…Жизнь не погубила его - этого заключения никак нельзя вывести из романа, - а пока только дала ему поводы обнаружить свою энергию. В глазах читателей Базаров выходит из искушения победителем. Всякий скажет, что такие люди, как Базаров, способны много сделать, что при этих силах от них можно многого ожидать.
М.А.Антонович «Асмодей нашего времени».
С первых же страниц…. чтение производит на вас какое-то неудовлетворительное впечатление… Вас обдаёт каким-то мертвящим холодом …
…..в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами. Существует, например, у нас так называемое отрицательное направление и характеризуется известным образом мыслей и воззрений. Г-н Тургенев взял да и назвал его Евгением Васильевичем…
..герой -- молодой человек, юноша! Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется… Всех вообще подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию; их благородные инстинкты и возвышенные чувства он убивает своей презрительной насмешкой, и ею же он удерживает их от всякого доброго дела…. Роман есть не что иное, как беспощадная тоже разрушительная критика молодого поколения… . Найдутся, может быть, охотники, которые … захотят оправдывать г. Тургенева, скажут, что.. он имел в виду не молодое поколение вообще, не лучших его представителей, а только самых жалких и ограниченных детей…
Д.И.Писарев «Базаров».
Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления… именно потому, что весь насквозь проникнут самою полною, самою трогательною искренностью …
…Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности … он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в своих собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей.
…. Если базаровщина - болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать… Относитесь к базаровщине как угодно - это ваше дело; а остановить - не остановите; это та же холера.
Тургенев никому и ничему в своем романе не сочувствует вполне …. Его не удовлетворяют ни отцы, ни дети, и в этом случае его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они - соль земли…
….. А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения.
Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно….
Стадия рефлексии
«Мозговой штурм» начинаем словами Достоевского, сказавшего о Тургеневе и его герое: «Ну и досталось ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».
После свободного обсуждения полученной информации с опорой на записанные вопросы в графе «Хочу узнать» заполняется графа «Узнал», где даются ответы на самостоятельно поставленные вопросы и предполагается, что еще можно узнать ( например, кто еще давал оценку роману «Отцы и дети» и будет ли его мнение схоже с уже услышанными на уроке? К чьей точке зрения склоняюсь я? и др.). В качестве творческого домашнего задания предлагаю написать «мини-сочинение»: «Споры вокруг романа: на чьей я стороне?», «Мое отношение к Базарову» или «Значение романа Тургенева для современной молодежи».
Вот фрагменты некоторых ученических работ, представленных после проведенного урока:
Миша К.: «... Базаров – натура незаурядная, глубокая. Одержим идеей принести пользу. Судьба таких людей всегда трагична. Кого-то он раздражает, кого-то восхищает, но разве вызывают сомнение его слова: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Я считаю, что и в наше время молодой человек должен воспитывать в себе волю, стремиться к идеалу».
Артем О.: «…Нельзя человеку жить без веры и принципов. Роман поднимает важнейшие нравственные проблемы: смысла и цели жизни, взаимоотношения «отцов» и «детей». Как не изменить самому себе, не сломаться? Думаю, что моего современника эти вопросы тоже волнуют».
Евгений К.: « Чтобы в художественном тексте найти ответы на свои вопросы, надо учиться понимать его содержание; «читая между строчками», пытаться понять замысел автора. Мне близка точка зрении Страхова: « Он (Базаров) сломлен, но не побежден… …Жизнь не погубила его».
Список литературы:
1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /2-е изд. дораб. – М..: Просвещение, 2011.-223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2. Мередит К.С. Воспитание вдумчивых читателей / К.С. Мередит, Дж. Стил,Ч.Темпл. – 1998.
3. Халперн Д. Психология критического мышления/Д. Халперн. – СПб., 2000. – (Серия «Мастера психологии»).