12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга131

Название проекта «Алтайский медовый пряник на Рождество»

Тип проекта: познавательно -исследовательский

Вид проекта: коллективный

Основное развитие проекта: познавательное развитие

Срок реализации проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитанники средней группы , педагоги, родители

Актуальность проекта:

Познавательный интерес детей к истории русского пряника велик. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. Поэтому мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Поэтому мы и обратились к истокам русской народной культуры, т.е. познакомить детей с традициями, обычаями и кухней русского народа. Почему именно знакомство с пряниками? Русский пряник –это общенациональное, самобытное лакомство, которое начали использовать на Руси, как угощение к чаепитию. Познакомить детей с профессии пряничника. Вызвать желание детей включиться в процесс изготовления пряников.

Пряники - это один из самых древний видов кондитерского изделия у многих стран и народов. Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального "пряничного" теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. Пряник — символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники.Украшенные пряники разных размеров, вплоть до огромных, подносили в качестве подарков.Среди российских городов, где традиционное пряничное производство существует с давних времен и поныне, — Тула (тульский пряник), Городец (городецкий пряник), Вязьма (вяземский пряник), Архангельск (козули).
Пряник происходит от прилагательного пряный (др.-русск. пьпьрянъ), которое, в свою очередь, образовано от слова перец (др.-русск. пьпьрь), обозначавшего пряности, приправы. (Словарь Фасмера).

История пряников уходит в глубь веков .Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и были принесены на Русь варягами около IX века (вместе с дрожжевыми блинами и взварами из сухофруктов). Тогда они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов.
Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.
Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от состава теста, способа его приготовления и выпечки и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами», среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.

В Алтайском крае в начале 20 века в Барнауле жил пряничных дел мастер Степан Орешников, мечтающий создать собственный рецепт пряников, который стал бы уникальным, вкусным и полезным.

В те времена такая сладость, как пряник, имела недолгий срок хранения и быстро теряла свои вкусовые качества, наш мастер решил эту задачу добавлением большого количества меда, а для большей пользы прибавил в его начинку ягодное пюре. В результате получился ни на что не похожий – уникальный алтайский медовый пряник, ставший местным достоянием. Постепенно лакомство приобрело известность по всей Сибири. Со временем дело Степана Орешникова было забыто. Но спустя почти век, благодаря сохранившимся записям мастера, его земляк – Алексей Неизвестных продолжил славные пряничные традиции и бережно сохранил рецепт Орешникова. Сейчас пряник стал своеобразным туристическим сувениром, его привозят как гостинец гости региона, он активно презентуется на выставках и форумах различного масштаба. В сентябре 2015 года, в рамках празднования 285-летия г. Барнаула, медовый пряник установил рекорд – самый большой пряничный домик в России весом 103,9 кг. Его прототипом стал символ Барнаула – Дом-гастроном «Под шпилем». Алтайский медовый пряник разительно отличается от любой другой пряничной продукции своей мягкостью и нежностью, формой и начинкой. В одном прянике собраны самые популярные продукты нашего региона: алтайский мед, ароматные специи, сливочное масло, алтайская мука и свежая алтайская ягода, которые удивительным образом сочетаются друг с другом. Широкий ассортимент начинок позволяет представить ягодное богатство нашего региона: брусника, ежевика, земляника, клюква, малина, облепиха, черная смородина и черника. И это не все тонкости в приготовлении лакомства: особенностью старинного рецепта является то, что тесто должно «вылежаться» определенное время, невозможно использовать его сразу после замешивания. Для идеального сочетания готового пряника с ягодной начинкой подходит только мед определенных сортов. Алтайский медовый пряник украшает медальон из медового шоколада (оригинальный рецепт), который также изготавливается вручную. Производство позволяет размещать на шоколадном медальоне любое изображение. Серия алтайских пряников состоит из семи видов алтайских зверюшек: белка, волк, зайцы, лиса, лось, медведи, сова, закрепленных конкретной ягодной начинкой: ежевика, облепиха, брусника, черная смородина, земляника, малина, черника, соответственно.

Изучение и систематизация традиционной народной культуры – неотъемлемая часть краеведческой работы. Сохранение и возрождение народного быта свидетельствует об истинном понимании глубокой роли традиционной народной культуры, его большом социально-эстетическом значении в жизни общества. Далёкое прошлое, опыт наших предков необходимо помнить и сохранять. Поэтому изучение этой интересной тематики, играет огромную роль в развитии художественного вкуса младших дошкольников, мировосприятия, внутренней культуры, а в конечном итоге – культуры быта, взаимоотношений между людьми.

Таким образом , в представленном проекте заключается необходимость усилить внимание к сохранению и развитию национальной культуры Алтая, к возрождению народных традиций своей Родины .

Цель проекта:

-развитие у детей познавательных и творческих способностей , через знакомство с народным искусством , его наследием .

-приобщение к истокам духовности, истории России.

-воспитание интереса к традициям русского народа, традициям Алтайского края

- познакомить детей совместно с родителями с одним из видов декоративно-прикладного творчества пряничное искусство и изготовить рождественские пряники по старинному рецепту.

Задачи проекта:

1.Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства

2.Развивать декоративное творчество детей , на основе усвоения народного искусства

3. Воспитывать интерес к народному искусству , коммуникативные способности, умение работать в коллективе

Гипотеза: пряники пользуются большой популярностью и в наши дни, особенно приготовленные в домашних условиях, их любят не только дети, но и взрослые.


Этапы реализации проекта:

Подготовительный (аналитический, мотивационный) этап.

Изучение интересов детей среднего дошкольного возраста ( подбор и изучение информации (литература, интернет-источники); формирование темы проекта; определение цели и задач проекта; составление ориентировочного плана мероприятий.
2.
Проектировочный (деятельностный) этап.

План мероприятий проекта
3.
Итоговый (обобщающий, презентационный)
Обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы

Алгоритм реализации проекта:

- Создание банка идей и предложений.

- Подбор литературы, иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства, альбомов по декоративно-прикладному искусству, репродукций известных художников о народных праздниках, народных игр.

- Помощь родителей в сборе информации о народных праздниках(библиотека, интернет), фотографий народных праздников в детском саду .

- Выставка книг, сказок, образцов декоративно-прикладного искусства, стихов о календарно-обрядовых праздниках.

- Оформление и презентация выставки детско-родительского творчества «Вагон –ресторан «Имбирный пряник», «Придорожная пекарня» и «Пряничные сказки».

Направления работы с детьми:

- Беседы «По следам народных промыслов России», «Пряничные традиции на Алтае»,

« Откуда к нам пришёл пряник?»

- Знакомство с народным календарём. Календарно-обрядовые праздники.

-Знакомство с книгой «Пряничные сказки» , в которой собраны сказки как русские народные , так и авторские сказки о пряниках.

- Обыгрывание с детьми русской народной сказки «Пряничный домик».

- Дидактическая игра «Разложим прянички по тарелочкам».
- Продуктивная деятельность с детьми «Вылепи пряничного человечка», «Имбирные пряники на Рождественскую ёлку»(изо), изготовление из солёного теста пряников и в дальнейшем их расписать

- Изготовление поделок для выставки «Пряничные сказки» совместно с родителями из пряничного теста и подручного материалов (ткань, картон, полимерная глина)

- Заучивание стихов, частушек и поговорок о пряниках

- Фотовыставка пряников, изготовленных детьми дома вместе с родителями


Ожидаемые результаты:

- Дети имеют представление в приготовлении пряника;

- Расширение знаний о народном декоративно-прикладном искусстве у детей;

- Владеют информацией о происхождения пряника, его историей;

- Приобщение детей к культуре, традициям русского народа, Алтайского края.

- Могут рассказать о видах пряника;

- Знают традиции, песни, сказки, частушки;

- Стремятся в выполнению оригинальных творческих работ;

- Проявляют устойчивый интерес к росписи пряника;

- Родители активно участвуют в реализации проекта о пряниках.

Результаты проекта:

- дети познакомились с традицией пряничного искусства, проявили неподдельный интерес к пряничному делу;

- у воспитанников расширилось представление о характере творческой деятельности мастера-прянишника, народных традициях;

- дети научились отличать особенности разных видов пряников; воспитанники освоили азы росписи пряников;

- дети проявили живой эмоциональный отклик на народные традиции и их практическое воплощение в пряничном деле;

- родители воспитанников высказали интерес к проекту, дали ему положительную оценку, проявили желание освоить искусство изготовления пряников и сделать это семейной традицией.

Выводы:

Реализация краткосрочного проекта по знакомству детей среднего дошкольного возраста с пряничным делом «Алтайский медовый пряник на Рождество» позволила нам заложить в воспитанниках основы патриотического воспитания, любви к народному искусству

пряничного дела, расширила представления воспитанников об особенностях труда мастеров-прянишников.

Художественно-эстетическая составляющая проекта – роспись пряников – способствовала развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, воображения, фантазии, активно формировались в процессе изготовления пряников мелкая моторика и коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе.

Знакомство с пряничным делом помогло незаметно формировать у ребят интерес к окружающему миру, способствовало развитию чувства радости при постижении неизведанного, привитию уважительного отношения к труду и любви к

народным традициям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.