12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Деревлёва Екатерина Леонидовна10
1

Проект альтернативной дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственной направленности творческого объединения «Дорогами «Тихого Дона»

Проект альтернативной дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственной направленности творческого объединения «Дорогами «Тихого Дона»

Всегда, во все времена духовно-нравственное воспитание молодёжи играет ключевую роль в формировании цельной, всесторонне развитой личности. Человек-патриот, человек-эмпат, человек-гуманист воспитывается именно в школе, ведь школа – это единственный социальный институт, который посещают все граждане нашей Республики. Сейчас особенно актуальной является проблема воспитания духовно-нравственной личности, уважающей самобытную культуру своей Родины, хранящей память своих предков, чтящей каждую страницу истории своей земли.

Русский язык и литература – это именно те предметы, посредством которых и осуществляется реализация современных моделей духовно-нравственного воспитания молодёжи. Именно работа с текстом, анализ произведений русских классиков прививает семейные, культурные и патриотические ценности у школьников, формирует современный национальный воспитательный идеал гражданина.

Одним из эффективных методов духовно-нравственного воспитания молодёжи в современной школе является текстоцентрический подход, предполагающий осмысление текста как речевого, коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного целого, которое формирует не только языковую, но и духовно-нравственную личность.

Обращение к такому бесценному богатству, как произведения русских классиков, ставит учеников перед ситуацией нравственного выбора, позволяет самостоятельно принять важные решения, осмыслить события в контексте личного, необходимого, важного для дальнейшего роста и развития личности.

Девизом, призывом моей работы является высказывание академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Творчество Михаила Александровича Шолохова – бесценный кладезь для воспитания и привития духовно-нравственных аспектов воспитания личности школьника. Произведения этого великого писателя помогают осознать всю значимость своей роли в судьбе Родины, показать, насколько важно знать историю своей земли, традиции и обычаи своих предков. Мы, жители Луганской Народной Республики, ментально, географически и исторически очень близки с жителями бывших земель Войска Донского, имеем множество общих черт с жителями Ростовской области в плане культуры, традиций, быта, орфоэпических и произносительных норм. Поэтому творчество Михаила Александровича Шолохова – это по сути творчество человека, которого мы по праву можем считать своим земляком, близким по духу человеком.

Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Дорогами «Тихого Дона» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Именно в 11 классе изучается роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова. Данное произведение является энциклопедией жизни донского казачества и всей России периода Первой мировой войны и Гражданской революции. Роман позволяет узнать и понять мотивы, надежды и чаяния казаков на примере судьбы главного героя, Григория Мелехова, и других персонажей, а также познакомиться с непревзойдённым колоритом, традициями и обычаями жизни донских казаков, прочувствовать всю глубину духовно-нравственных основ такого старейшего этнического пласта русского народа, каким является донское казачество.

Название кружка – «Дорогами «Тихого Дона».

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Дорогами «Тихого Дона» состоит в том, чтобы посредством романа М.А. Шолохова возродить интерес к истории, традиции и обычаям донского казачества, привить любовь к родному краю, воспитать чувство незримой связи с прошедшими поколениями, показать ценность духовно-нравственных качеств личности человека-патриота, человека-героя, человека-семьянина.

Цели данной программы:

- углубить знания обучающихся о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова на примере романа-эпопеи «Тихий Дон»;

- расширить знания обучающихся об исторической эпохе, представленной в романе, и показать её значимость в истории России;

- ознакомить обучающихся с традициями, обычаями и бытом донского казачества;

- воспитывать патриотизм, гражданскую позицию, личную ответственность на примере поступков героев романа.

Задачи программы:

- обогащать духовный мир обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

- развивать умение осознанно работать с объёмным текстом произведения, применяя текстоцентрический подход в овладении содержанием и наполнением романа;

-   развивать орфографические, пунктуационные, лексические, грамматические, речевые умения и навыки обучающихся посредством работы над текстом романа;

- развивать умение делать выводы, анализировать, синтезировать и обобщать полученную информацию в ходе изучения произведения;

  способствовать овладению обучающими различными техниками информационно-коммуникационных технологий;

- показать обучающимся, что у каждого человека есть право выбора жизненного пути.

Виды, формы и содержание деятельности:

- просмотр кинофильма «Тихий Дон» (режиссёр Сергей Герасимов);

- посещение музеев донского казачества;

- создание презентаций по произведению;

- инсценировки отрывков произведения;

- создание хора, специализирующегося на исполнении казачьих песен;

- изучение казачьих игр и забав;

- посещение храма;

- исследование жизненного пути прототипов главных героев романа;

- составление словаря казачьих лексем;

- тестоцентрический анализ романа, изучение его лексических, речевых, грамматических, пунктуационных и стилистических особенностей;

- нахождение средств выразительности речи в романе;

- моделирование и пошив казачьих костюмов;

- составление дорожной карты «Дороги донских казаков во время Первой мировой войны»;

- изготовление иллюстраций к роману;

- составление Кодекса чести донского казака.

Планируемые результаты:

- всестороннее изучение произведения, глубокое понимание образов героев романа;

- приобщение к коллективной работе;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие умения выражать собственную позицию, гражданский пафос;

- формирование у обучающихся ответственности за свои поступки и действия;

- организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающися, как нравственного, так и физического;

- развитие умения работать в группе;

- совершенствование навыков обобщать, систематизировать полученную информацию.

Содержание программы

Вводное занятие (2 часа)

Теоретическое занятие: знакомство с жизненным и творческим путём М.А. Шолохова.

Практическое занятие: составление презентаций по биографии и творчеству писателя.

Просмотр кинофильма «Тихий Дон» и обсуждение увиденного (3 часа).

Анализ образов героев романа, изучение судьбы прототипов главных героев произведения (4 часов).

Теоретические занятия: знакомство с содержанием романа.

Практические занятия: составление характеристик героев, презентаций образов.

Составление презентаций по произведению (1 час).

Осуществление текстоцентрического подхода к изучению романа, разбор его лексических, речевых, орфографических и стилистических особенностей (2 часа).

Теоретическое занятие: прочтение отрывков, выбранных для анализа.

Практическое занятие: анализ предложенного отрывка.

Нахождение и анализ средств выразительности речи в романе (1 час).

Инсценировки отрывков произведения (5 часов).

Теоретические занятия: подготовка к выступлению, разучивание ролей.

Практические занятия: репетиции, выступление на сцене.

Моделирование и пошив казачьих костюмов (4 часа).

Теоретические занятия: ознакомление с историей казачьего костюма, его видами, моделирование костюма.

Практические занятия: изготовление и пошив казачьих костюмов.

Составление и презентация словаря казачьих лексем (2 часа).

Практические занятия: поиск лексем, определение их значения, составление словаря, презентация наиболее интересных слов.

Посещение музеев казачества (3 часа).

Посещение храма (2 часа).

Проведение казачьих игр (2 часа).

Разучивание казачьих песен (3 часа).

Теоретическое занятие: разучивание текстов песен.

Практические занятия: спевка.

Выступление казачьего хора (1 час).

Духовность – исконно русское понятие. В нём запечатлён феномен национального характера, сущность которого всегда выражали нравственные искания истинных ценностей и смыслов жизни. Духовно-нравственное воспитание объединяет начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированных, как правило, в религии, в догмах и правилах поведения, а также в художественных образах искусства и литературы. На мой взгляд, именно обращение к образам и героям, созданным русскими писателями и поэтами, поможет возродить и возвести на качественно новый уровень формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодёжи. И творчество Михаила Александровича Шолохова, бесспорно, является ярчайшим образцом воспитания таких духовно-нравственных качеств личности, как совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм, терпение, кротость, проявление самоотверженной любви, способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний, желание служения людям и Отечеству.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.