Программа патриотического воспитания ВПК «Беркут»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Варламовская средняя общеобразовательная школа
У
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №____ от
«__»__________20__ г.
____________________
тверждаю:
директор И.А. Колчина
«__»_________ 20__ г.
Приказ №___
Военно-патриотического клуба «БЕРКУТ»
Автор-составитель: Космовский Сергей Сергеевич,
Педагог-тренер, учитель первой квалификационной категории
Адрес образовательного учреждения:
633371, Новосибирская область, Болотнинский район,
с. Варламово, ул. Садовая-27, телефон: (8-383-49) 49-272
Электронный адрес: shkolasvitko@mail.ru
Сайт школы: http://s_varl.bol.edu54.ru
2015 – 2017
Принципы
Принцип учета индивидуальных, психологических и возрастных особенностей;
Принцип системности;
Принцип наглядности;
Принцип доступности.
Методы
Словесный метод обучения;
Наглядный;
Метод стимулирования;
Репродуктивный метод;
Частично поисковый.
Формы обучения
Комплексный подход к обучению и воспитанию, создание условий для самореализации подростков.
Пояснительная записка
Модифицированная программа дополнительного образования «Патриотическое воспитание молодежи» является логическим продолжением курса ОБЖ «основы военной службы», и разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2016 годы», распоряжением Губернатора Новосибирской области №340-р от 19.10.2007 г., на основе информационно-методических материалов НИПК и ПРО, Областного государственного учреждения «Центр патриотического воспитания граждан», Межрегионального Центра боевого искусства «Русский щит», Управления по делам молодежи Новосибирской области, Фонда ветеранов Кремлевского полка, органов и войск государственной безопасности «Арсенал».
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту.
Сегодня молодежь, призванная в ряды Вооруженных Сил, большей частью приходит в войска неподготовленной, многие не знакомы с основами воинской службы, не выполняют нормативов по физической подготовке, слабо развиты в физическом плане.
Рассмотрим несколько причин:
Это результат реформирования начальной военной подготовки в ОБЖ. Сегодня курс ОБЖ предполагает изучение предмета в каждом классе по 34 часа, однако на практике оказывается лишь 17 часов в год, кроме 10-11 классах.
Предмет ОБЖ проводится преподавателями, зачастую не имеющих практической подготовки (женщины, молодые учителя, не проходившие службу в ВС РФ)
Низкая оснащенность материальной базы кабинета ОБЖ.
Проблема №1 сегодня в армии неуставные взаимоотношения, так называемая «дедовщина». По этой причине многие молодые люди, которым предстоит идти в армию, под различными предлогами стараются избежать призыва всего на 1 год. Во многих случаях, эти причины необоснованны, источниками их является незнание истинных вещей, «мифы», рассказываемые об армии, незнание своих прав и обязанностей, неумение адаптироваться в армейском коллективе. Поэтому немаловажная задача патриотического воспитания, привить будущему воину необходимые навыки самообслуживания, умение действовать в коллективе, выполнять поставленные задачи , находить верное решение в сложных ситуациях.
В настоящее время, в нашей стране, возрождается система военно-патриотического воспитания детей и подростков, в которой помимо традиционных задач подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии Защитника Отечества. На этих занятиях подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные, профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Свою работу военно-патриотический клуб «БЕРКУТ» строит в тесном контакте с управлением образования, отделом молодежной политики, историко-краеведческим музеем, военным комиссариатом, другими военно-патриотическими клубами района.
Воспитанники клуба в течение учебного года занимаются по данной программе, периодически сдают зачеты по изучаемым дисциплинам, что позволяет контролировать уровень обученности, практических навыков и физического развития детей.
В летнее время курсанты военно-патрического клуба принимают участие в профильной военно-патриотической смене, где демонстрируют полученные знания и навыки. Программа профильной военно-патриотической смены предусматривает автономное существование сроком 5 суток, несение караульной службы, службы во внутреннем наряде и на кухне, ребята учатся самостоятельно решать бытовые проблемы, приобретают навыки самообслуживания, выполнения поставленных задач, учатся общению в коллективе, которыми руководят сами, или их ровесники – командиры отделений.
В таких условиях ребята чувствуют ответственность друг за друга, за выполнение поставленных им задач, по другому воспринимаются слова: «Друг», «Армейское братство», «Войсковое товарищество». Крылатое выражение А.В. Суворова: «Сам погибай, а товарища выручай!» становится понятно каждому.
Основная цель военно-патриотического клуба «БЕРКУТ»
Формирование нравственно-ориентированной личности, способной к саморазвитию.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Осуществление нравственного воспитания, на основе изучения Конституции Российской федерации, гражданско-правового и уголовно-правового законодательства РФ, исторических традиций русской армии, и русской традиционной культуры. Встречи с ветеранами, участие в «Вахте памяти», организация и несение почетного караула в дни воинской славы у памятника, профилактика социально негативных проявлений среди детей.
Привитие навыков общения, развитие у детей чувства товарищества и взаимопомощи.
Физическое развитие детей с учетом психофизиологических особенностей возраста: общефизическая подготовка, развитие координации движений, действие в сложных ситуациях, самозащита и способы выживания в экстремальных ситуациях, изучение и отработка туристических навыков;
Подготовка юношей к службе в Вооруженных силах, изучение вооружения Российской Армии, раздела «Основы военной службы». Соревнования среди допризывников, участие в мероприятиях, направленных на повышение культурного и физического уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы:
улучшение состояния здоровья детей и молодежи;
повышение нравственного потенциала, развитие гражданственности и
патриотизма;
развитие и сохранение системы патриотического воспитания;
увеличение числа детей охваченных организованными формами
отдыха и занятости;
активизация деятельности детей, снижение уровня преступности в
детской и молодежной среде;
Срок реализации программы
Срок реализации данной программы – 3 года.
По окончании обучения по данной программе, курсанты выпускники могут продолжать занятия в клубе в качестве наставников-инструкторов.
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа:
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-17лет, занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей и проводятся совместно с мальчиками и девочками.
Деление на возрастные группы (отделения - не менее 5 и не более10 человек) проводятся следующим образом:
1 отделение – возрастная группа (учащиеся 9-11 классов).
2 отделение – возрастная группа (учащиеся 5-8 классов);
Каждое отделение имеет командира отделения, назначаемого из числа наиболее подготовленных курсантов клуба;
Формы патриотического воспитания
Участие в районных спартакиадах допризывной молодежи
Участие в акциях милосердия
Военно-патриотический клуб «БЕРКУТ»
Участие в вахте «Памяти»
Посвящение в курсанты клуба «БЕРКУТ»
Участие в мероприятиях, проводимых
Отделом молодежной политики.
Организация и участие в школьных военно-спортивных мероприятиях (Турслет, игра Зарница и т.д.)
Участие в мероприятиях, проводимых другими военно-патриотическими структурами
Походы, полевые выходы для проверки полученных знаний и умений.
Профильные военно-патриотические смены.
Система измерения результатов обучения и воспитания курсантов:
Результативность работы военно-патриотического клуба можно измерить
следующими показателями:
достижения ребят на соревнованиях, военно-полевых сборах, во время полевых выходов и походов, выполнение ими нормативов по военно-прикладным видам спорта, участие в массовых досуговых и спортивных мероприятиях, степенью их активности, инициативности и творчества, повышение уровня нравственно-психологической культуры;
развитие внутриличностной готовности к активному творчеству, самореализации;
устойчивая мотивация к занятиям в школе и клубе, углубленному изучению предметов;
подчинение дисциплинарным требованиям и высокий уровень культуры поведения;
устойчивая сформированность ценностной ориентации, неподвластной обстоятельствам изменяющейся жизни.
Прогнозируемые результаты по годам обучения:
У курсантов военно-патриотического клуба "БЕРКУТ" к концу первого года
обучения предполагаются следующие результаты:
устойчивая мотивация к занятиям в школе;
интерес к истории русской армии, флота, военного дела;
понятие о чувстве долга, ответственности перед Родиной;
уважение к родителям, членам семьи, младшим и страшим по возрасту;
подчинение дисциплинарным требованиям;
хорошее здоровье, физическая сила;
получение начальных умений и навыков по военно-спортивным и военно-прикладным предметам.
К концу второго года обучения предполагаются следующие результаты:
устойчивый интерес к углубленному изучению преподаваемых дисциплин;
умение применять свои знания и навыки на практике;
умение анализировать свои действия и поступки;
значительное совершенствование навыков по военно-прикладной подготовке;
укрепление физического здоровья, принятие здорового образа жизни;
высокий уровень культуры поведения;
К концу третьего года обучения предполагаются следующие результаты:
высокий уровень культуры поведения и общения;
умение отстаивать свою позицию и критически оценивать ситуацию;
завершение военно-спортивной подготовки в объеме, необходимом для призыва в армию.
Организационная структура военно-патриотического клуба «БЕРКУТ»
МКОУ Варламовской СОШ Болотного района
Новосибирской области
Клуб
1 взвод 2 взвод
(9-11 классы) (5-8 классы)
Данная программа состоит из разделов:
1. Правоведение.
Основные статьи Конституции Российской Федерации, определяющие права и обязанности гражданина РФ.
Гражданское право (Гражданский и Административный кодексы РФ) – права и обязанности гражданина, понятие о правонарушении, ответственность за совершение правонарушений.
Уголовное право (Уголовный кодекс РФ) – основные понятия о преступлениях, уголовная ответственность за совершение преступлений.
2. Символы воинской чести, боевые традиции. Уставы ВС РФ.
Боевое знамя. Ритуалы Вооружённых Сил: - приведение к присяге, вручение оружия. Дни воинской славы России. Несение вахты памяти. Государственные символы России, история возникновения, геральдика.
Экскурсии. Посещение воинской части. Ознакомление с размещением, бытом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту.
3. Физическая подготовка.
Развития общей выносливости, развитие силы мышц, упражнения, отягощённые весом собственного тела, развитие ловкости, упражнения на вестибулярную устойчивость, полоса препятствий, акробатические упражнения, развитие быстроты, гибкости, приёмы самозащиты, рукопашный бой.
4. Огневая подготовка. (Вооружение и боевая техника)
Назначение и боевые свойства, материальная часть автомата Калашникова, неполная разборка и сборка автомата. Устройство патрона. Снаряжение магазина патронами. Основы и правила стрельбы. Стрельба из пневматического оружия. Устройство и применение ручных осколочных гранат PГД-5, Ф-1, приемы и правила метания ручных осколочных гранат.
Виды и устройство мин. Виды боевой техники: артиллерийская техника, бронетанковая техника, реактивная артиллерия, авиационная техника, корабли и суда Военно-Морского Флота.
5. Строевая подготовка.
Отработка строевых приемов и движений без оружия и с оружием. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Прохождение торжественным маршем и с песней.
6. Туристическая подготовка
Туристическое снаряжение: Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение. Рюкзак. Что надо взять с собой в дорогу. Палатка. Устройство палаток. Устройство бивака. Виды костров. Приготовление пищи. Вязка узлов. Страховка. Ориентирование в движении по азимутам. Работа с компасом.
7. Тактическая подготовка.
Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
8. ГО и ЧС.
Средства индивидуальной защиты: ГП-5, ОЗК.
Изучение устройства приборов: ДП-5А, ДП-22В, ВПХР. Порядок использования приборов.
Практическое выполнение нормативов №1, №2.
9.Медицинская подготовка.
Аптечка: состав и хранение. Оказание первой медицинской помощи при простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, потертостях, ожогах, отравлениях. Правила транспортировки пострадавшего.
Итог:
Учебный год планируется заканчивать пятидневными комбинированными военно-полевыми сборами для проверки полученных знаний, навыков, физической и психологической подготовки.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№№ пп |
Разделы и темы |
Общее к-во часов |
Теорет. часов |
Практ. часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Организационное занятие Беседа: чем будем заниматься на наших занятиях? Требования к правилам и дисциплине. Форма одежды и проведение занятий. Техника безопасности. |
1 |
1 |
- |
2. |
Правоведение. Статьи Конституции Российской Федерации, определяющие права и обязанности гражданина РФ; Административный кодекс РФ – понятие о правонарушении, ответственность за совершение правонарушений. Уголовное право (Уголовный кодекс РФ) – основные понятия о преступлениях. Уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение отдельных преступлений. |
5 1 1 1 2 |
5 1 1 1 2 |
- - - - |
3. |
Символы воинской чести, боевые традиции. Уставы ВС РФ. История создания и развития Вооруженных сил России. Состав Вооруженных Сил России. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации. Дни воинской славы России. Уставы Вооруженных сил РФ. |
7 1 1 1 1 1 2 |
7 1 1 1 1 1 2 |
- - - - - - |
4. |
Физическая подготовка. Значение физической подготовки, меры безопасности. Комплекс утренней физической гимнастики, вольных упражнений. Бег 100 метров, прыжки в длину с места. Лазание по канату, упражнения на шведской стенке и перекладине. Спортивные игры, развивающие силу, ловкость, выносливость. Основы рукопашного боя. |
15 1 2 3 3 6 |
2 1 1 - - - |
13 - 1 3 3 6 |
5. |
Огневая подготовка. Вооружение и боевая техника. Назначение и боевые свойства, материальная часть автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Основы и правила стрельбы. Начальные упражнения по стрельбе из пневматического оружия. Некоторые виды стрелкового вооружения Российской Армии |
9 2 2 2 2 1 |
4 1 - 1 1 1 |
5 1 2 1 1 - |
6. |
Строевая подготовка. Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Прохождение торжественным маршем с песней. |
10 2 2 2 2 2 |
2 0,5 0,5 0,5 0,5 - |
8 1,5 1,5 1,5 1,5 2 |
7. |
Туристическая подготовка. Туристическое снаряжение: Рюкзак. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение. Что надо взять с собой в дорогу. Палатка. Устройство палаток. Устройство бивака. Виды костров. Приготовление пищи. Основные приемы страховки. Правила прохождения технических этапов полосы препятствия. |
10 1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
5 1 1 1 - 1 1 - - - |
5 - - - 1 - - 1 1 2 |
8. |
Тактическая подготовка. Основные виды боя. Обязанности солдата в бою. Действия солдата в бою. Передвижения солдата в бою. |
3 0,5 0,5 0,5 1,5 |
2 0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 - - - 1 |
9. |
ГО и ЧС. Средства индивидуальной защиты: ГП-5, ОЗК. Выполнение норматива №1,одевание противогаза на время. Выполнение норматива №2, одевание общевойскового защитного комплекта на время. |
4 1 1,5 1,5 |
4 1 0,5 0,5 |
4 - 1 1 |
10. |
Медицинская подготовка. Аптечка: состав и хранение. Оказание первой медицинской помощи при порезах, кровотечениях, ушибах, переломах. Правила транспортировки пострадавшего. |
4 1 2 1 |
2 1 1 |
2 - 1 1 |
Всего часов: |
68 |
30 |
38 |
Учебно-тематический план
2 года обучения
№№ пп |
Разделы и темы |
Общее к-во часов |
Теорет. часов |
Практ. часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, итоги летних военно-полевых сборов, профильной военно-патриотической смены. Задачи на предстоящий учебный год. |
1 |
1 |
0 |
2. |
Правоведение. Гражданское право. Административный кодекс РФ – понятие о правонарушении, ответственность за совершение правонарушений. Уголовное право (Уголовный кодекс РФ) – основные понятия о преступлениях. Уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение отдельных преступлений. |
5 1 1 1,5 1,5 |
5 1 1 1,5 1,5 |
0 |
3. |
Символы воинской чести, боевые традиции. Уставы ВС РФ. Уставы Вооруженных сил РФ. Боевое знамя. Ритуалы Вооружённых Сил: - приведение к присяге, вручение оружия. Дни воинской славы России. Государственные символы России, история возникновения, геральдика. |
7 4 1 1 1 |
7 4 1 1 1 |
0 |
Экскурсии. Посещение Центра Героико-патриотического воспитания «Пост №1» г. Новосибирска, музея военной техники времен Великой Отечественной войны. |
В дни школьных каникул (за счет личного времени) |
|||
4. |
Физическая подготовка. Развития общей выносливости, развитие силы мышц. Упражнения, отягощённые весом собственного тела. Развитие ловкости, упражнения на вестибулярную устойчивость. Полоса препятствий. Акробатические упражнения, развитие быстроты, гибкости. Приёмы самозащиты, связывания противника, рукопашный бой. Спортивные игры, развивающие силу, ловкость, выносливость. |
15 1,5 1,5 2 2 3 2 3 |
2 1 1 |
13 1,5 1,5 2 2 3 1 2 |
5. |
Огневая подготовка. Вооружение и боевая техника. Некоторые виды стрелкового вооружения Российской Армии. Назначение и боевые свойства, материальная часть автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата. Устройство патрона. Снаряжение магазина патронами. Основы и правила стрельбы. Стрельба из пневматического оружия. Устройство и применение ручных осколочных гранат PГД-5, Ф-1. Приемы и правила метания ручных осколочных гранат |
9 1 1 2 1 1 1 1 1 |
3 1 1 1 |
6 2 1 1 1 1 |
6. |
Строевая подготовка. Отработка строевых приемов и движений без оружия и с оружием. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Прохождение торжественным маршем с песней. |
10 2 2 2 2 2 |
2 0,5 0,5 0,5 0,5 |
8 1,5 1,5 1,5 1,5 2 |
7. |
Туристическая подготовка. Туристическое снаряжение: Основные и вспомогательные веревки, карабины. Приемы страховки. Узлы – классификация по использованию. Правила прохождения технических этапов полосы препятствия. Подъем и спуск со схватывающим узлом. Навесная, параллельная переправа. Устройство бивака. Приготовление пищи. |
10 1,5 2 1 1 2 1,5 1 |
5 1,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 |
5 1,5 0,5 1,5 1 0,5 |
8. |
Тактическая подготовка. Действия солдата в бою. Обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. |
3 1 1 1 |
2 1 0,5 0,5 |
1 0,5 0,5 |
9. |
ГО и ЧС. Средства индивидуальной защиты: ГП-5, ОЗК. Выполнение норматива №1,одевание противогаза на время. Выполнение норматива №2, одевание общевойскового защитного комплекта на время. |
4 1 1,5 1,5 |
2 1 0,5 0,5 |
2 1 1 |
10. |
Медицинская подготовка. Оказание первой медицинской помощи при порезах, кровотечениях. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, переломах, потертостях. Оказание первой медицинской помощи при ожогах, отравлениях. Правила транспортировки пострадавшего. |
4 1 1 1 1 |
2 0,5 0,5 0,5 0,5 |
2 0,5 0,5 0,5 0,5 |
Всего часов: |
68 |
30 |
38 |
Учебно-тематический план
3 года обучении
№№ пп |
Разделы и темы |
Общее к-во часов |
Теорет. часов |
Практ. часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, итоги летних военно-полевых сборов, профильной военно-патриотической смены. Задачи на предстоящий учебный год. |
1 |
1 |
0 |
2. |
Правоведение. Административный кодекс РФ. Ответственность за совершение некоторых видов правонарушений. Уголовная ответственность за совершение воинских преступлений. Порядок привлечения военнослужащих к уголовной ответственности. |
10 4 3 3 |
10 4 3 3 |
0 |
3. |
Уставы ВС РФ. Дисциплинарный устав ВС РФ. Устав Караульной и гарнизонной службы ВС РФ. |
10 5 5 |
10 5 5 |
0 |
Символы воинской чести, боевые традиции. Дни воинской славы России. Несение вахты памяти. Государственные символы России, история возникновения, геральдика. |
4 2 2 |
4 2 2 |
0 |
|
Экскурсии. Посещение воинской части. Ознакомление с размещением, бытом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту. |
В дни школьных каникул (за счет личного времени) |
|||
4. |
Физическая подготовка. Развития общей выносливости, развитие силы мышц, упражнения, отягощённые весом собственного тела, развитие ловкости, упражнения на вестибулярную устойчивость, полоса препятствий, акробатические упражнения, развитие быстроты, гибкости, приёмы самозащиты, связывания противника, рукопашный бой. Спортивные игры, развивающие силу, ловкость, выносливость |
30 |
4 |
26 |
5. |
Огневая подготовка. Вооружение и боевая техника. Назначение и боевые свойства, материальная часть автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Основы и правила стрельбы. Начальные упражнения по стрельбе из пневматического оружия. Некоторые виды стрелкового вооружения Российской Армии. Виды и устройство мин. Виды боевой техники: артиллерийская техника, бронетанковая техника, реактивная артиллерия, авиационная техника, корабли и суда Военно-Морского Флота |
18 |
8 |
10 |
6. |
Строевая подготовка. Отработка строевых приемов и движений без оружия и с оружием. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Прохождение торжественным маршем и с песней. |
20 |
4 |
16 |
7. |
Туристическая подготовка. Туристическое снаряжение: Основные и вспомогательные веревки, карабины. Приемы страховки. Узлы – классификация по использованию. Правила прохождения технических этапов полосы препятствия. Подъем и спуск со схватывающим узлом. Навесная, параллельная переправа. Устройство бивака. Приготовление пищи |
20 |
10 |
10 |
8. |
Тактическая подготовка. Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Преодоление препятствий. Действия солдата в наступлении. Действия солдата в обороне. |
6 |
4 |
2 |
9. |
ГО и ЧС. Средства индивидуальной защиты: ГП-5, ГП-7, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, ОЗК. Выполнение нормативов №1, №2. Приборы измерения мощности радиоактивного заражения ДП-5В, ДП-22. |
8 |
4 |
2 |
10. |
Медицинская подготовка. Шок. Водные травмы. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь. Использование природных лекарственных средств. |
8 |
4 |
4 |
Всего часов: |
136 |
60 |
76 |
Список литературы:
Сборник информационно-методических материалов Администрации Новосибирской области «Информационно-методическое обеспечение деятельности военно-патриотических клубов Новосибирской области»
Составители: С.В. Бородин, Д.Н. Семенов, О.Н. Шаблов. Издательство НИПК и ПРО – Новосибирск, 2005 г.
А.Т. Смирнов, М.П. Фролов – учебное пособие по ОБЖ 5-11 классы, издательство Астрель-Аст, 2007 г.
На службе отечеству, книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС. РФ. В 2-х частях – «Об истории Российского государства и армии» Новосибирск, 1997 г.
Учебное пособие А.Т. Смирнов, В.А. Васнев, Основы военной службы, Дрофа, Москва – 2004 г.
Учебное пособие, «Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях», школа выживания, «Ампресс», Москва-2002 г.
А.М. Куприн «С картой и компасом» - Москва, ДОСААФ, 1981.
«Азбука психологической безопасности», Н. Нарицын, Издательство «Русский журнал» - Москва 2000 г.
И.С. Юньев «Краеведение и туризм» - Москва, Знание – 1974 г.
«Самозащита и оборона», изд. Современный литератор, Минск – 2001 г.
А.М. Катуков «Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по военной подготовке» Москва, Просвещение – 1988 г.
М.Ф. Шабето. «Боевое самбо», изд. «Современное слово» Минск – 2000 г.
Полный сборник кодексов Российской Федерации, Москва, АСТ- 2000 г.