12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана1552
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования детей. Работаю в детском клубе "Спутник" Дома детского творчества.
Россия, Ставропольский край, Нововоронеж

 Сведения о руководителе объединения

Ф. И .О. руководителя

Куценко Светлана Сергеевна

Место работы,

должность

МКУДО НВ ДДТ

педагог дополнительного образования

   
   

Образование

(какие учебные заведения окончил)

2004, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет», учитель истории по специальности «История»

Педагогический стаж

12 лет

Стаж работы

в МКУДО НВДДТ

8лет

Квалификационная категория,

дата присвоения

ВКК, 17.04.2016

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации

2011-2014гг. – прошла обучающий трёхгодичный семинар «Становление гражданственности личности средствами краеведения», ГБУ ВО ОЦРДО

2015г.- прошла курс «Современные программы по формированию гражданской идентичности юных россиян», ГБУ ВО «Областной молодёжный центр».

Государственные

и отраслевые награды

Почётная грамота департамента образования, науки молодёжной политики Воронежской области, 2013г.

Благодарность департамента образования, науки молодёжной политики Воронежской области, №819 23.07.2013 г.

Личные достижения

и награды за последние

3 года

Грамота городского Совета ветеранов войны и труда, 2014г., 09.08.2016г.

Грамота регионального фестиваля традиционных и современных ремёсел за 2-е место в номинации «Фоторабота», 16.04.2016г., пр.№81.

Грамота МКУДО Нововоронежский ДДТ, Пр.№90, 31.10.2016г.

Благодарность администрации МАОУ ДОД «Детская школа искусств им.В.В.Силина» городского округа город Нововоронеж, 2015г.

Благодарность департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, пр.№910, 22.07.2016г.

Пояснительная записка

Наименование программы

дополнительная общеразвивающая программа творческого объединения «Археология"

Вид

дополнительная общеразвивающая программа

Направленность

туристско-краеведческая

Срок реализации программы

1 год

Общее количество часов - 144 часа

1-й год обучения - 144 часа

Формы занятий

теоретические, практические

Формы обучения и виды занятий

- по количеству детей, участвующих в занятии: групповые, индивидуальные

коллективные

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – лекция, практикум, конкурс и т.д.;

- по дидактической цели – вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Формы аттестации

Тестирование, практическое занятие на местности

Кратность занятий в неделю

Первый год обучения:

2 занятия по 2 часа.

Количество обучающихся в одной группе

12 человек

Возраст обучающихся

12 - 18 лет

Пол (мужской, женский, комбинированный)

комбинированный

Уровень реализации программы

1-й год обучения - базовый

Актуальность

Наша страна в настоящий момент, как никогда прежде нуждается в совершенно новом подходе в воспитании подрастающего поколения. Именно поэтому особое место в воспитательном процессе необходимо отвести воспитанию, привитию чувства любви к родному очагу, к своему Отечеству, своей малой Родине. Большую роль в этом направлении может сыграть краеведение, в данном случае работа краеведческого кружка.

Настоящая программа является программой работы кружка в клубе по месту жительства.

Занятия включают в себя как лекционные, так и практические работы, нестандартные формы, подготовка и участие в городских, областных и российских конкурсах и викторинах.

Данная программа является очень актуальной в современных условиях, так как краеведение можно считать основным источником патриотического воспитания, а археология является одним из ключевых её компонентов.

Новизна

Особенностью программы является ориентация на творческий, опережающий характер усвоения знаний школьников.

В программе использованы потенциальные педагогические возможности краеведения. Примеры родной истории формируют познавательные интересы юного краеведа, развивают кругозор.

Стремление открыть новые знания стимулирует работу со специальной, научной и методической литературой, развивает энциклопедичность юного краеведа. Эффект открытия «белых пятен» создаёт ситуацию успеха деятельности, что способствует постоянной активности подростка в продуктивной, социально значимой сфере. Формируется ценный образец подростковой взрослости – самостоятельная научно-исследовательская деятельность. В ней проявляется способность субъекта формулировать гипотезы, принимать систему актуальных ценностей, отстаивать свою точку зрения, бороться со своими комплексами, заниматься самосовершенствованием личностных качеств.

В основу программы положена идея развития личностного потенциала подростка, его психического и нравственного становления в неурочное время.

Изучение краеведения тесно связано с археологией, так как подразумевает изучение археологических памятников на территории Воронежского края. К данной работе  можно отнести организацию и проведение экскурсий в музеи Воронежской области.

Программа предусматривает работу по трём основным направлениям, согласно требованиям и программе областного движения "Возвращение к истокам" : археологии, краеведению и туризму. На занятиях используются развивающие игры по тем же направлениям.

Археология изучает возникновение и развитие материальной, общественной и духовной жизни людей по предметам деятельности человеческих коллективов. Особо важная роль принадлежит орудиям труда. От эпохи к эпохе видоизменялись ведущие орудия труда, материал из которого их делали (камень, бронза, железо), совершенствовались приёмы их изготовления. Поэтому, при изучении любого раздела надо прочно усвоить: какими предметами материального производства и какими способами их изготовления отличается та или иная эпоха, территория, культура, то есть необходимо знать минимум археологических источников.

Нужно проследить закономерную, последовательную смену эпох (камня, бронзы, железа), изменения техники, производства, хозяйства и образования больших культурно-исторических общностей на территории России (Воронежской области).

Археология изучает не только материальное производство, хотя оно и является основным предметом изучения, но и развитие общественной и духовной жизни человеческого общества.

Изучение археологии в кружке имеет свои особенности и специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что учащиеся должны приобрести не только теоретические, но и практические знания основного археологического материала, умение, хотя бы в общих чертах, определить принадлежность археологических предметов к определённой эпохе, той или иной культуре. Необходимо, прежде всего, поставить перед собой задачу приобретения навыков по археологическому краеведению: уметь обнаружить древнюю стоянку или поселение, отыскать курган, определить культурный слой.

Кроме того, специфика предмета связана с усвоением специальной терминологии, с умением зримо представить значительное количество вещественных источников.

Курс археологии в данной программе изучается по темам.

В программе предусмотрены дни для практического освоения знаний, полученных теоретическим путём:

1. Походы, экскурсии.

2. Участие в областном археологическом лагере для школьников «Возращение к истокам».

3. Межрегиональном фестивале «Аргамач-Пальна».

Туристические навыки приобретаются в летних археологических экспедициях и подразумевают:

Правильную установку и сбор палатки.

Разжигание и поддержание костра разных типов.

Приготовление пищи на костре.

Экологические знания по охране окружающей среды.

Санитарно-гигиенические навыки в условиях полевого лагеря.

В программу включены темы по экономике, психологии и этикету. Для развития творческих способностей и подготовки к археологическому лагерю предполагается функционирование археологического театра.

Предусматриваются мероприятия для свободного общения подростков: «Вечер знакомств», «Новогоднее чаепитие», «Мартовские посиделки».

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, областной дополнительной общеразвивающей программе «Край родной», а также программе областного археологического движения «Возвращение к истокам».

Педагогическая целесообразность

Универсальный характер данной программы позволяет в процессе обучения создать развивающую образовательную среду. Её элементы: воспитание и обучение на основе личностных интересов и потребностей обучаемых; равноправное взаимодействие, сотрудничество педагога и обучаемых; опора на их объективный опыт, комфортный социально – педагогический климат на занятиях; атмосфера взаимопомощи, освоение социального опыта, использование современных личностно – ориентированных технологий обучения, фактора естественного природного воспитания.

В целях оптимизации учебно-воспитательного процесса на занятиях кружка используются следующие педагогические технологии: учебный диалог, создание ситуации успеха, обучение в малых группах.

Цель и задачи программы

Цель программы: воспитание личности, любящей свой край, бережно относящейся к духовным, культурным и историческим ценностям, способной принять активное участие в созидательном процессе по преобразованию своей малой Родины.

Задачи программы:

Обучающие:

Обучить:

теории и практике туризма;

систематизировать и закрепить имеющиеся знания о событиях, связанных с историческим прошлым родного края.

Познакомить учащихся с историей, культурой Воронежского края; представить место археологии в системе научных и исторических знаний; дать сведения об археологических изысканиях на территории родного края.

Развивающие:

Развить:

умение самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать краеведческий материал, самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их достоверность, работать с литературой;

память, мышление, творческое воображение;

любознательность.

Воспитательные:

Воспитать:

любовь к родному краю, гордость за её прошлое;

стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества;

чувство гордости к системе культурных достижений края;

национальную гордость за своё происхождение;

бережное отношение к истории и культурному наследию.

 

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения.

п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Актуальность краеведения и археологии сегодня

2

-

2

2.

Археологическое лето 2016

-

2

2

3.

Палеолит

3

1

4

4.

Мезолит

1

1

2

5.

Неолит

3

1

4

6.

Бронзовый век

3

1

4

7.

Энеолит

1

1

2

8.

Ранний железный век

3

1

4

9.

Археология древних славян

3

1

4

10.

Археология древнерусских городов

3

1

4

11.

Археологическая разведка

1

1

2

12.

Теория и практика проведения археологических раскопок

1

1

2

13.

Истоки истории Воронежской области

3

1

4

14

Палеолитические стоянки в Костёнках

Проектная деятельность

3

1

4

15.

Экскурсия в археологический музей-заповедник «Костёнки». Встреча с учёными археологами

-

6

6

16.

Наступление мезолита
в Подонье

1

1

2

17.

Энеолитическая эпоха

в Воронежском крае

1

1

2

18.

Эпоха бронзы на Среднем Дону

1

1

2

19.

Скифо-сарматская культура

1

1

2

20.

Славяне в Подонье

3

1

4

21.

Экскурсия в краеведческий музей

-

6

6

22.

Хазарский каганат

1

1

2

23.

История Воронежского края первой половины ХI -ХIII вв.

1

1

2

24.

Тайны, которые ждут разгадок

2

-

2

25.

Край, в котором мы живём ХIV- ХХI вв.

Проектная деятельность

4

6

10

26.

Знаменитые люди Воронежского края

Проектная деятельность

4

4

8

27.

Экскурсия в музей-диораму г.Воронежа

-

6

6

28.

Экскурсия в музей МОУ СОШ № 1

-

2

2

29.

Возвращение к истокам 2017

3

9

12

30.

Туризм и туристические навыки

3

29

32

31.

Итоговое обобщающее занятие

1

1

2

Итого:

54

90

144

144

Содержание тем первого года обучения:

Тема 1. Введение.

Определение науки краеведение и археологии. Источники, культурный слой, типы археологических памятников. Техника безопасности на занятиях кружка.

Практическая работа - просмотр видеослайдов, зарисовка культурного слоя.

Тема 2. Археологическое лето 2016.

Практическая работа - оформление отчётных материалов об участии в летних экспедициях.

Тема 3. Палеолит.

Происхождение человека. Современные гипотезы антропогенеза. Основные этапы антропогенеза.

Нижний палеолит. Техника обработки камня. Древние рубила. Стоянки.

Мустьерская эпоха. Неандерталец. Изменения в технике обработки камня. Виды орудий труда. Использование огня. Граница расселения человека и основные стоянки.

Поздний палеолит. Прогресс в технике обработки камня. Новые материалы и новые типы орудий труда. Homo sapiens.

Территория расселения человека. Стоянки, погребения, жилища.

Появление рода. Палеолитическое искусство и его формы.

Практическая работа - сообщение, изготовление поделок, кроссворд.

Тема 4. Мезолит.

Лук и стрела. Изменения характера охоты. Макролиты и микролиты. Одомашнивание животных.

Практическая работа - зарисовка микролитов и макролитов. Викторина.

Тема 5. Неолит.

Основные черты неолита. «Неолитическая революция». Прогресс в технике обработки камня. Районы неолитических культур. Неолитическое искусство.

Практическая работа - сообщения, зарисовка, работа с картой.

Тема 6. Энеолит.

Значение медных орудий труда. Неравномерность исторического развития разных племён.

Трипольская культура. Происхождение, занятия, инвентарь трипольских племён. Керамика.

Практическая работа - работа с картой, зарисовка, кроссворд.

Тема 7. Бронзовый век.

Основные особенности бронзового века. Первое крупное общественное разделение труда. Бронзовый век степной полосы Европейской части России: дренеямная, катакомбная, срубные культуры. Происхождение, хозяйство, керамика.

Население лесной полосы России в бронзовом веке: фатьяновская и абашевская культуры.

Практическая работа - работа с картой, видеоролик, зарисовка погребального инвентаря, викторина.

Тема 8. Ранний железный век на территории России.

Значение открытия железа. Скифы. Вопрос о происхождении.

Поселения, инвентарь, курганы, оружие, искусство.

Сарматы. Памятники, хозяйство, оружие, искусство. Вопрос о происхождении.

Практическая работа - работа с картой, сообщения, кроссворд.

Тема 9. Археология древних славян.

Современные археологические данные о происхождении славян. Протославянские культуры.

Социально – экономический уровень развития восточных славян середины I тыс. н.э.

Курганы славянских племён. Дружинные курганы. Древнеславянские клады.

Практическая работа - зарисовка курганов, просмотр видеоролика, тест.

Тема 10. Археология древнерусских городов.

Успехи археологов в изучении древнерусских городов. Вопрос о характере древнерусских городов.

Расцвет и высокий уровень древнерусского ремесла. Основные виды ремесла.

Археология древнего Новгорода. Ремесло, жилища, берестяные грамоты. Археологические памятники старой Рязани. Изучение археологических памятников древней Москвы.

Практическая работа – работа с литературой, источниками, сообщения, викторина.

Тема 11. Археологическая разведка.

Виды археологических разведок. Цель археологической разведки. Правила закладки шурфа. Оборудование для археологической разведки.

Практическая работа - археологические наблюдения, разметка шурфа.

Тема 12. Теория и практика проведения археологического раскопа.

Цели раскопок. Необходимое оборудование. Обработка отвала. Обработка полученных источников.

Практическая работа - Просмотр мультфильма, зарисовка технологии раскопок.

Краеведение и туризм

Тема 13. Истоки истории Воронежской области.

Расположение основных археологических памятников в Донской лесостепи. Цели археологических исследований. Памятники, источники, культурный слой.

Практическая работа - работа с картой, сообщения.

Тема 14. Палеолитические стоянки в Костёнках.

Проектная деятельность – (цели проекта: создать, контроль, достичь. Типы проектов. Этапы выполнения проектов. Актуальность и практическая значимость). Палеолит. Легенда происхождения села Костёнки. Орудия труда людей костёнковской культуры. Верхнепалеолитические кремневые изделия. Особенности жилищ. Быт людей данной эпохи. Духовная жизнь людей. Искусство.

Практическая работа - викторина, творческая мастерская.

Тема 15. Археологический музей-заповедник «Костёнки».

Тема 16. Наступление мезолита в Подонье.

Окончание ледникового периода. Новые виды охотничьего оружия. Орудия труда эпохи мезолита. Керамика. Орудия рыбного лова. Погребения. Семилукские плиточки.

Практическая работа - зарисовка, кроссворд

Тема 17. Энеолитическая эпоха в Воронежском крае.

Нижнедонская культура. Вопрос происхождения. Развитие коневодства. Черкасская стоянка. Стоянка Дрониха. Парные погребения энеолитической среднестоговской культуры.

Репинская культура.

Практическая работа - зарисовка погребального инвентаря.

Тема 18. Эпоха бронзы на Среднем Дону.

Способ получения бронзы.

Древнеямная культура. Появление курганов. Последовательность размещения захоронений в кургане. Особенности донских курганов. Орудия труда древнеямной культуры.

Катакомбная культура. Сосуды. Особенности захоронений. Абашевская культура. Сосуды. Погребения. Сравнение абашевской и срубной культур. Оружие. Власовский могильник.

Практическая работа - зарисовка погребального инвентаря, викторина.

Тема 19. Скифо-сарматская культура на территории Воронежского края.

Происхождение скифских племён. Оружие. Городища. Курганы. Посуда. Мастищенское городище. Аверинское городище.

Происхождение сарматских племён. Захоронения. Предметы культуры.

Практическая работа - работа с картой, сообщения, зарисовка погребального инвентаря, кроссворд.

Тема 20. Славяне в Подонье.

История происхождения. Титчихинское городище. Славянские жилища. Занятия славян.

Орудия труда, охоты и рыболовства. Посуда. Украшения. Религиозные представления. Воргольское святилище. Захоронение.

Практическая работа - работа с картой, зарисовка, тест.

Тема 21. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 22. Хазарский каганат.

Территория расселения. Национальный состав. Маяцкая крепость. Оружие, посуда, орудия труда. Занятость населения. Ремесленные центры. Язычество. Захоронения. Культура алано – болгар.

Практическая работа - зарисовка, сообщение, викторина.

Тема 23. История Воронежского края первой половины ХI – ХIII в.в.

Половецкие племена. Половецкие курганные могильники. Половецкие каменные изваяния. История русско-половецких отношений. Период с конца ХI – ХV в.в.. Предметы материальной культуры древнерусского времени.

Практическая работа - Экскурсия в городскую библиотеку, викторина.

Тема 24. Тайны, которые ждут разгадок.

Обобщение полученных знаний. Тайна Маяцкого комплекса. Поиск новых памятников. Власовское святилище – лабиринт. Селение бродников.

Белые пятна на археологической карте.

Практическая работа - зарисовка керамических изделий.

Тема 25. Край, в котором мы живём ХIV- ХХI в.в.

Проектная деятельность – (цели проекта: создать, контроль, достичь. Типы проектов. Этапы выполнения проектов. Актуальность и практическая значимость). Основание города Воронеж. Строительство Белгородской укреплённой черты. Воронеж – колыбель русского флота. Деятельность Петра I в Воронеже. Трудовые и боевые подвиги воронежцев в годы Отечественной войны 1941-1945г.г. Нововоронеж: история образования и современность.

Практическая работа - встреча с интересными людьми, квест-игра, защита презентаций.

Тема 26. Знаменитые люди Воронежского края.

Проектная деятельность – (цели проекта: создать, контроль, достичь. Типы проектов. Этапы выполнения проектов. Актуальность и практическая значимость. А.В.Кольцов, И.С.Никитин, Н.И.Костомаров, М.А.Веневитинов, И.А.Бунин, И.Н.Крамской, Н.Н.Ге, М.Е.Пятницкий.

Практическая работа - творческий вечер, викторина, защита презентаций.

Тема 27. Экскурсия в музей-диораму.

Тема 28. Экскурсия в музей МОУ СОШ №1.

Тема 29.Возвращение к истокам 2017. Подготовка к Торжищу в «Царьграде».

Практическая работа - Творческая мастерская.

Тема 30. Туризм и туристические навыки.

  1. Правила установки палатки. Виды палаток. Составные части. Выбор места. Подготовка к постановке. Установка.

Практическая работа - Установка на скорость и качество.

  1. Виды костров.

Выбор древесины для костров. Подготовка кострового места. Выбор кострового места. Виды костров.

Практическая работа - игра «Кто быстрее» (необходимо с помощью веточек деревьев установить разные виды костров).

30.3. Ориентирование на местности.

Виды карт. Правила вычерчивания топографической карты.

Топо-знаки. Правила обращения с компасом. Ориентирование. Азимут.

Практическая работа - Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния. Упражнения на глазомерную оценку азимутов.

30.4. Культура общения участников археологической экспедиции (этикет).

Правила бесконфликтного поведения. Предотвращение конфликтных ситуаций.

Практическая работа - Этический тренинг. Походные игры.

30.5. Анализ психологической совместимости участников археологического отряда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Возрастные особенности учащихся (12-18 лет). Характер, темперамент, толерантность.

Практическая работа - Тестирование. Анализ результатов.

30.6. Туристические песни.

Практическая работа - Разучивание туристических песен, подготовка к конкурсу «Археологической песни».

30.7. Экономический расчёт финансовых расходов однодневного

похода (археологическая разведка).

Практическая работа - Составление меню. Расчёт продуктов с учётом количества участников похода. Необходимое оборудование.

30.8. Лекарственные травы. Охрана природы.

Практическая работа - Сообщения. Викторина.

30.9. Однодневный поход.

Практическая работа - поход по пересечённой местности.

30.10. Спортивно-туристический маршрут.

Практическая работа - игра на местности.

30.11. Природно-краеведческая экскурсия.

Практическая работа - наблюдение окружающего мира, фотографирование объектов.

Тема 31. Итоговое обобщающее занятие.

Практическая работа - тестирование.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

С позиции компетентностного подхода у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:

информационно-познавательная компетенция способствуют формированию умения объяснять «своими словами», анонсировать и давать краткую аннотацию прослушанного и просмотренного материала, умения составлять описание объектов археологии, истории и культуры;

ценностно-смысловая и самосовершенствования проявляется в умении работать по индивидуальному маршруту и в команде, развитии таких качеств личности, как трудолюбия, организованности, чувства долга, ответственности, требовательности к себе, соблюдения норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни в социуме (беседы, упражнения для снятия общего напряжения);

коммуникативная компетенция демонстрирует умение культурно вести диалоги, выступать с сообщениями, высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других людей.

Предметные результаты:

Первичное овладение знаниями и умениями самостоятельной краеведческой деятельности: работа с каталогом, специальной литературой, интервьюирование.

Овладение навыками проведения учебных экскурсий, туристического мастерства и походного быта.

Анализ и обобщение результатов историко-культурной деятельности: анализ нравственного примера из родной истории; структурирование опыта предков, постижение жизненной мудрости предков.

Будет сформировано уважительное отношение к наукам «Археология», «История» и «Краеведение»; обучающиеся смогут осознать значение археологических, исторических источников жизни человека и общества, будет сформировано уважительное отношение к культурно-историческому наследию, к истории своей семьи и страны в целом; будет сформировано уважение к государственным символам России, Воронежского края, чувство гражданственности и патриотизма; смогут соотносить исторические события во времени.

Формы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов реализации программы является тестирование по пройденному материалу и практические занятия на местности.

Способы определения результативности:

Теоретические знания.

Высокий уровень оценки - обучающийся хорошо знает основные этапы и особенности исторического развития Воронежской области, археологические культуры, владеет навыками туристического мастерства.

Средний уровень оценки - обучающийся хорошо знает основные этапы и особенности исторического развития Воронежской области, археологические культуры, но не всегда может правильно объяснить и продемон­стрировать туристическое мастерство.

Низкий уровень оценки - обучающийся не знает названий археологических культур, основных этапов и особенностей исторического развития родного края и не может продемонстрировать туристическое мастерство.

 

 педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;

 отчетность выполнения практических заданий;

 тестирование;

рейтинговое оценивание активности участия в научно-практических конференциях и творческих конкурсах по краеведению и археологии и при выполнении самостоятельных работ.

Реализация этой программы возможна на основе следующих принципов:

целенаправленность учебного процесса; систематичность и регулярность

занятий; постепенность развития природных данных уча­щихся, доступность учебного материала; учёт возрастных физических и технических возможностей детей; результативность обу­чения; индивидуальный подход в обучении; комфортная эмоциональная среда на за­нятиях в коллективе.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение

Педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить как к проведению теоретических занятий, так и к практической работе.

Большое значение имеет индивидуальный, дифференцированный подход к обучению каждого ребёнка.

При реализации программы очень важно:

Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями и области.

Привлекать к работе узких специалистов (археологов, музейных работников, библиотек и т.д.).

Использовать потенциальные возможности в исследовательской деятельности и краеведческом поиске интернета.

Иметь и применять литературу, аудиокассеты, компьютерные диски с записями по темам: «Музейное дело» и «Краеведение», различные энциклопедии.

Наличие информационно-познавательных стендов, конспектов мероприятий.

Материально-техническое обеспечение

Смета расходов

Наименование

Количество

Цена

Сумма

1

Проектор

1

40000

40000

2

Экран

1

7500

7500

3

Ноутбук

1

20000

20000

4

Флешкарта 32гб

1

1000

1000

5

Указка

1

100

100

6

Мел

5

20

100

7

Набор скульптора

15

500

7500

8

Пластилин

15

150

2250

9

Глина

15

80

1200

10

Мяч

1

350

350

11

Набор фломастеров

15

100

1500

12

Простые карандаши

15

20

300

13

Ручки

15

20

300

14

Набор писчей бумаги

2

250

500

15

Палатка

1

5500

5500

16

Файлы

1

100

100

Итого:

88200

Наполняемость группы 12 человек

На одного обучающегося в год

7350 рублей

Годовой календарный график

Дата начала и окончания учебного года

1сентября 2015г.-20 мая 2016г

Количество учебных недель

36 (включая каникулы)

Количество учебных дней

180

Сроки проведения итоговых и промежуточных аттестаций

21-29 декабря

10-19 мая

Сроки каникул:

осенние

зимние

весенние

01.11.15-08.11.15

30.12.15-12.01.16

24.03.16-31.03.16

Список использованной литературы

Археологические памятники Бассейна Дона: Межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2004. – 239с.

Археологические памятники Восточной Европы: Межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2002. – 224с.

Березуцкий В.Д., Гринёв А.М. Россошанские курганы. Монография / ООО «Пресса ИПФ».- Воронеж, 2008. – 174с.+ илл.16с.

Березуцкий В.Д., Золотарёв П.М. Археологические древности земли воронежской. – М.: Братишка, 2007. – 448с.

Березуцкий В.Д. «Очерки по археологии и древней истории Подонья».- Воронеж: ВГПУ, 2003г.-162с.

Бронзовый век бассейна Дона. Монография – Воронеж: ВПУ, 1996. – 350с.

Винников А.З., Синюк А.Т. «По дорогам минувших столетий».- Воронеж, 1990.

Воронеж в документах и материалах.- Воронеж, Центр. – Чернозём. кн. изд-во, 1987г.-272с.

Кравец В.В. Кочевники Среднего Дона в эпоху Золотой Орды: монография/ В.В.Кравец. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 206с.: прил.97с.

Краеведение: программа курса в 5-11классах образовательных учреждений Воронежской области. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 40с.

Консимов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования.- Москва: ФЦДЮТиК.-328с.

Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М.: ФЦДЮТиК, 2004. – 72с.

Любимов Л. Искусство древнего мира.- Москва: Просвещение, 1980г.

Мартынов А.И., Шер Я. А. Методы археологического исследования.- Москва: Высш. Шк., 1989.-223с.

Михеева Л.Н. Русские народные праздники. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 80с.

Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии (Учебное пособие). – М.: ФЦДЮТиК, 2004. – 72с.

Панова В.И. История Воронежского края.- Воронеж: «Родная речь», 1995.- 192с.

Поздний палеолит Десны и Среднего Дона: хронология, культурогенез, антропология. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 107с.

Пушкина Т.Ф. Папка краеведа: рабочая тетрадь к учебному пособию «С чего начинается Родина» / Т.Ф. Пушкина. – Воронеж: Альбом, 2009. – 40с.

Пушкина Т.Ф. Организационно-методические аспекты преподавания основ краеведения на первой ступени обучения: программа и методические рекомендации / Т.Ф. Пушкина. - Воронеж: Альбом, 2009. – 52с.

Пушкина Т.Ф. С чего начинается Родина: учебное пособие / Т.Ф. Пушкина. – Воронеж: Альбом, 2009. – 132с.

Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2007. – 276с.

Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере.- Москва: Педагогическое общество России, 2003.- 80с.

Синюк А.Т., Березуцкий В.Д. Мостищенский комплекс древних памятников (Эпоха бронзы – ранний железный век). – Воронеж: ВГПУ, 2001. – 192с.

Хардман Ш., Стил., Теймс Р. Древний мир. Полная энциклопедия / Пер. А.Озерова. – М.:Эксмо, 2008. – 256с.

Я познаю мир: Археология. Дет. Энцикл./Петраковский А.И.- Москва, 2003.- 398с.

http://zanimatika.narod.ru/RF31.htm Методическая копилка учителя. Краеведение. Познавательные краеведческие викторины.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Сидорова Зоя Григорьевна, 27.11.16 в 01:07 0Ответить Пожаловаться
Светлана!
Я с Вами согласна, что особое место в воспитательном процессе необходимо отвести воспитанию, привитию чувства любви к родному очагу, к своему Отечеству, своей малой Родине.
Представленная Вами программа поэтапно позволяет решить поставленные задачи. Подробно разработаны формы и методы для реализации данного вида деятельности. Думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.

Светлана, 26.12.16 в 22:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.