12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Мухамадиева Альбина Талгатовна24

Муниципальная бюджетная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа №25 им.70-летия нефти Татарстана»

города Альметьевска Республики Татарстан

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОО «СОШ №25

_________/ / Зинатулина Г.Р. директора по УР им. 70-летия нефти Татарстана»

Протокол №1 от __________/ О.А. Киршина _______/М.Р Рамазанов

«29»августа 2015г. «02» сентября 2015г. Приказ №____ от 02.09.2015г.

 

Рабочая программа

Мухамадиевой Альбины Талгатовны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

по дисциплине дополнительного образования

Кружок «Русская словесность» в 9,11 классах

 

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа разработана для проведения кружка «Литературная гостиная», содержание программы рассчитано на 105 часов. Кружок проводится два раза в неделю. В программе участвуют учащиеся и студенты в возрасте от 15 до 21 года, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения (2 полугодия).

Актуальность программы, педагогическая целесообразность.

На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Не случайно был проведен целый ряд правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка», «Год литературы и чтения в СНГ»). Кружок «Литературная гостиная» приобщает студентов и учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Цели и задачи

Цели:

  • Сосредоточить внимание на конкретном раскрытии национально-самобытного характера и мирового значения русской литературы;
  • Способствовать развитию и становлению творческой личности;
  • Изучение живописи, музыки, литературы для расширения интеллектуального кругозора студентов, а также для улучшения профессиональных навыков.

Задачи:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой культуры;
  • развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;
  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;
  • формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;
  • воспитание речевой культуры учащихся и студентов.

Направленность программы

В целом, данная программа направлена на развитие творческого потенциала студентов, на формирование ораторского искусства, красноречия, сценической речи, а также на углубленное изучение русской литературы.

При изложении материала используются различные формы: словесные (лекции, рассказ учителя, беседа, доклады и сообщения студентов), наглядные (просмотр иллюстраций, кинофильмов, автопортретов, репродукций картин, презентаций) и методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Студенты принимают участие в разработке и проведении музыкальных вечеров, литературных гостиных, литературно-поэтических часов, выпускают стенгазеты, создают презентации. Кроме того, многие из них пишут стихи, рассказы, сочиняют песни.

Занимаясь в кружке, студенты развивают свои творческие способности, участие их в литературных мероприятиях способствует их раскрепощению, развитию речи, сценического искусства.

Данное направление способствует формированию творческой личности.

Ожидаемые результаты

Воспитание личностных качеств студентов и учащихся на примере художественной литературы.

Изучение культурного наследия.

Овладение научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства.

Формирование творческого потенциала, коммуникативных качеств.

Расширение интеллектуального кругозора.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы

Классные часы, игры, викторины, беседы с учащимися и студентами.

Литературные гостиные.

Музыкально-поэтические часы, литературно-музыкальные вечера.

Фотовыставки, стенгазеты, презентации.

Подготовка студентами сценариев праздников.

Конкурсы чтецов, инсценировки.

Изучение театральной деятельности.

Круглые столы, выступление учащихся и студентов.

Поэтические встречи.

 

В программе представлен тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы.

Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений с более углубленным осмыслением общих вопросов культуры, литературы, искусства.

Методическое обеспечение программы

Разработки игр, викторин;

Планирование бесед, конкурсов;

Наличие дидактического и лекционного материала;

Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.

 

Тематический план

темы

Наименование разделов и тем.

Общее кол-во часов

Кол-во аудиторных часов

 

Современная русская поэзия

10.

10

 

Творчество С.А.Есенина.

12.

12

 

Творчество М.И.Цветаевой

11.

11

 

Творчество М.А.Булгакова.

10.

10

 

Литература военных лет.

12.

12

 

День родного языка.

14.

14

 

Творчество М.Ф.Достоевского.

12.

12

 

«День Победы».

4.

4

 

«Я лиру посвятил народу своему…»

4.

4

 

Творчество Б.Л.Пастернака.

3.

3

 

Мировая и отечественная культура.

10

10

 

Творчество А.А.Ахматовой.

3.

3

 

Итого:

105

105

Содержание программы

1 Тема. Современная русская поэзия

Краткий очерк жизни и творчества Эдуарда Асадова. Стихотворения: «Я могу тебя очень ждать», «Студенты», «Сатана», «Трусиха», «Дорожите счастьем, дорожите!», «Отцы и дети» и другие.

Жизнь и творчество Натальи Курбановой. Стихотворения: «Я родилась и выросла в России» и другие.

Краткий очерк жизни и творчества Николая Рубцова. Стихотворения: «Звезда полей», «Березы», «Тихая моя родина», «Весна на море», «Утро», «Памяти матери», «Зимняя песня» и другие.

Жизнь и творчество Евгения Евтушенко. Стихотворения: «Лучшим из поколения», «Свадьбы», «Фронтовик», «Баллада о браконьерстве», «Смеялись люди за стеной», «Прогулка по карнизу» и другие.

А.Вознесенский. Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Купание в росе», «Первый лед», «Роща», «Тоска», «Шаланда желаний», «Цикламена», «Прими, Господь, поэта улиц» и другие.

Р.Рождественский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Чудо», «Сказка с несказочным концом», «Стихи, написанные восьмого марта», «Баллада о таланте, боге и черте» и другие.

Б.Ахмадулина. Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Эти склоны одела трава», «На берегу то ль ночи, то ли дня», «Летит с небес плетеная корзина», «Русскому поэту – моему другу», «Корни» и другие.

Т.Снежина. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Скажи, что стоит жизнь моя», «Тот, кто жизни построил фундамент», «Надо мною в тихой мгле», «Сюда я уже не вернусь», «Ушли навсегда те минуты», «Позови меня с собой» и другие.

Требования к знаниям: знать элементы биографии и творческого пути поэтов, стихотворения разных периодов творчества, соотносить изученные произведения с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений, изобразительно-выразительные средства языка.

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой и его значение в произведении; анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство.

2 тема. Творчество С.А Есенина.

С А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Стихотворения, например: «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багря­ных...», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу...». Из цикла «Персидские мотивы». Тема Родины в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия надвигающейся ломки в деревне.

Требования к знаниям: знать основные факты о жизни и творчестве поэта; характеризовать творческую историю произведений, понятие имажинизм, элементы идейно-художественного анализа, изобразительно-выразительные средства языка.

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

3 тема. Творчество М.И.Цветаевой.

М.И.Цветаева. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Стихотворения, например: «Прохожий», «Кто создан из камня…», «Мне нравится, что вы больны не мной…» и другие. Духовная высота, предельность требований к жизни, острота антитезы.

Требования к знаниям: знать основные факты о жизни и творчестве поэтессы; характеризовать творческую историю произведений, понятие модернизма, элементы идейно-художественного анализа, изобразительно-выразительные средства языка.

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

4 тема. Творчество М.А.Булгакова.

М. А. Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, сатира, лиризм, сочетание реальности и фантастики). Тема совести и чести человека. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита». Любовь героев как высокая духовная ценность. Противостояние трагическим обстоятельствам действительности. Сатира М.Булгакова «Собачье сердце».

Требования к знаниям: знать произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; характеризовать творческую историю произведений, элементы идейно-художественного анализа (композиция, жанр).

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

5 тема. Литература военных лет.

В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.

Требования к знаниям: знать произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; характеризовать творческую историю произведений, элементы идейно-художественного анализа (композиция, жанр).

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

6 тема. День родного языка.

Из истории языка. Происхождение языка, его становление и развитие. Основоположник современного русского литературного языка. Место русского языка в современном мире.

Требования к знаниям: знать, что такое международный, государственный, межнациональный, мировой язык.

Требования к умениям: грамотное оформление газеты.

7 тема. Творчество Ф.М.Достоевского.

Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание» (с обоб­щением ранее изученного).

Многоплановость и сложность социально-психологи­ческого конфликта в романе «Преступление и наказа­ние». Смысл теории Раскольникова. Социальные и фило­софские истоки его бунта. Идея христианского смирения, всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольни­кова. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. Своеобразие изображения внутреннего мира героев романа. Мировое значение творчества Ф. М. Достоевского.

Требования к знаниям: знать произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; характеризовать творческую историю произведений, элементы идейно-художественного анализа (композиция, жанр).

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

8 тема. День Победы.

Краткая история Великой отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и победе.

Требования к знаниям: знать произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения.

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

9 тема. «Я лиру посвятил народу своему…»

Индивидуальное творчество студентов (песни, стихотворения, сценические постановки).

Требования к знаниям: знать произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения.

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи.

10 тема. Творчество Б.Л.Пастернака.

Б. Л. Пастернак. Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения, например: «Про эти стихи». «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет», «На ранних поездах», стихотворения из романа «Доктор Живаго» (обзор).

Требования к знаниям: знать основные факты о жизни и творчестве поэта; характеризовать творческую историю произведений, понятие футуризм, элементы идейно-художественного анализа, изобразительно-выразительные средства языка.

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

11 тема. Мировая и отечественная культура.

Приобщение студентов к истокам мировой и отечественной культуры. Информация об известных композиторах, художниках.

Требования к знаниям: знать произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения.

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи.

12 тема. Творчество А.А.Ахматовой.

А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее). Стихотворения, на­пример: «Песня последней встречи», «Перед весной бы­вают дни такие...», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Приморский сонет», «Родная земля». Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта в их спаянности в поэме А. Ахматовой «Реквием».

Требования к знаниям: знать основные факты о жизни и творчестве поэта; характеризовать творческую историю произведений, понятие акмеизм, элементы идейно-художественного анализа, изобразительно-выразительные средства языка.

Требования к умениям: владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

Тема занятия

Кол-во часов

Вид контроля

 

Современная русская поэзия

   

1.

Творчество Эдуарда Асадова.

1

 

2.

«Я родилась и выросла в России» (творчество Натальи Курбановой).

1

 

3.

«Тихая лирика» (творчество Николая Рубцова). Составление презентации.

1

1

4.

«Громкая лирика» (творчество Е.Евтушенко)

1

 

5.

«Громкая лирика» ( творчество А.Вознесенского, Р.Рождественского). Игра-путешествие по творчеству поэтов.

1

1

6.

Творчество Беллы Ахмадулиной.

1.

 

7.

«Позови меня с собой, я приду сквозь злые ночи…» (творчество Татьяны Снежиной). Доклад студентов.

1

 

8.

Выпуск газеты «В мире современной поэзии».

 

2

9-10

Конкурс «В мире современной поэзии» (конкурс чтецов).

1

2

 

Творчество С.А.Есенина.

   

11.

«Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С.Есенин.

   
 

Этапы биографии С.Есенина. Создание презентации.

 

1

12

«Персидские мотивы» в лирике Есенина.

   

13.

«Москва кабацкая».

   

14.

Звуки, запахи, цвет в поэзии Есенина.

   

15.

Песни, романсы на стихи поэта (просушивание музыкальных композиций). Игра «Угадай мелодию»

1

1

16.

Исполнение песен, романсов на стихи Есенина (с использованием жестов, мимики, пантомимы).

 

2

17.

Просмотр кинофильма «Есенин». Обсуждение фильма.

 

2

18.

«…Отчего прослыл я хулиганом…»

   

19.

«Анна Снегина», «Черный человек».

   

20-21

Подготовка к вечеру, посвященному творчеству С.А.Есенина (создание презентации и т.д.)

2

 

22.

«Я сердцем никогда не лгу…» (литературно-музыкальный час).

1

2.

 

Творчество М.И.Цветаевой.

   
 

Этапы биографии М.И.Цветаевой.

   

23.

«Надену крест серебряный на грудь, перекрещусь и тихо тронусь в путь…»

   

24.

«Мне нравится, что Вы больны не мной…»

   

25.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

   

26-29

«Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету…

.

 

30-31

Выпуск газеты «Мне дело – измена, мне имя – Марина, я - бренная пена морская…».Создание презентации.

 

2

32-33

Литературно – музыкальный час, посвященный творчеству М Цветаевой.

2

2.

34-43

Творчество М.А.Булгакова.

10

 

44-55

Литература военных лет.

12

 

56-69

День родного языка.

14

 

70-81

Творчество Ф.М.Достоевского.

12

 

82-85

«День Победы».

4

1

86-88

Творчество Б.Л.Пастернака.

3

 

89-92

<Я лиру посвятил народу своему>

4

 

93-102

Мировая и отечественная культура.

10.

 

103-105

Творчество А.А.Ахматовой.

3

2

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

  1. Агеносов В.В. и др. Русская литература XX в. Учебник. Ч. 1,2. 11 кл. –М.: "Дрофа", 2001.
  2. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. –М.: "Дрофа", 2001.
  3. История зарубежных литератур/Под. ред. Мулярчика А.С. Учебник для 10-11 кл. – М.: "Русское слово", 2002.
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. –М.: "Просвещение", 2001.
  5. Русская литература XX в. / Под ред. Журавлева В.П. Учебник. Ч. 1,2. 11 кл. –М.: "Просвещение", 2001.
  6. Русская литература XIX в. / Под ред. Г.Н. Ионина. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. –М.: "Мнемозина", 2001.
  7. Русская литература XX в. / Под ред. Ю.И. Лыссого. Учебник - практикум. –М.: "Мнемозина", 2001.

Художественная литература.

  1. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 2000.
  2. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» - М: «Художественная литература", 1990.
  3. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» - М: «Правда», 1986.
  4. Есенин С.А. Избранное – М: «Правда», 1984.
  5. Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго» - М.: «Художественная литература», 1990.

DVD-диски.

Материально-техническое оснащение кружка

«Литературная гостиная»

Наименование темы

Оборудование

Аудио -, видеообеспечение

Отметка о наличии

Современная русская поэзия

Видеодвойка, музыкальное сопровождение, сборники стихотворений

Сборник песен В.Высоцкого(кассета), презентации по творчеству современных поэтов

1 экземпляр

Творчество С.А.Есенина.

Компьютер, медиапроектор, музыкальное сопровождение.

Презентация по творчеству С.Есенина, видеофильм «Есенин», кассета с песнями на стихи С.Есенина.

1 экземпляр

Творчество М.И.Цветаевой

Видеодвойка, музыкальное сопровождение (музыкальный центр)

Диск с презентацией по творчеству М.Цветаевой, видеоклипы из жизни поэтессы, аудиодиск «Песни на стихи М.Цветаевой»

1 экземпляр

Творчество М.А.Булгакова.

Компьютер, медиапроектор, музыкальное сопровождение

Диск с презентацией по творчеству М.Булгакова, видеофильмы «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

1 экземпляр

Литература военных лет.

Компьютер, медиапроектор, музыкальное сопровождение

Диск с презентациями по творчеству писателей и поэтов, диск с песнями военных лет.

1 экземпляр

День родного языка.

Компьютер

 

1 экземпляр

Творчество М.Ф.Достоевского.

Компьютер, медиапроектор, видеодвойка.

Диск с презентацией по творчеству Ф.М.Достоевского, видеофильм «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы

1 экземпляр

«День Победы».

Компьютер, медиапроектор, видеодвойка.

диск с песнями военных лет, фрагменты из фильмов о ВОВ.

1 экземпляр

«Я лиру посвятил народу своему…»

Компьютер, медиапроектор, видеодвойка, музыкальное сопровождение

 

1 экземпляр

Творчество Б.Л.Пастернака.

Компьютер, медиапроектор, видеодвойка, музыкальное сопровождение

Диск с презентацией по творчеству Б.Л.Пастернака, видеофильм «Доктор Живаго», диск с песнями на стихи поэта.

1 экземпляр

Мировая и отечественная культура.

Компьютер, медиапроектор, видеодвойка, музыкальное сопровождение

Диск «Мировая художественная культура», кассеты «Шедевры мировой классики», «Шедевры русской классики».

1 экземпляр

Творчество А.А. Ахматовой.

Компьютер, медиапроектор, видеодвойка, музыкальное сопровождение

Диск с презентацией по творчеству поэтессы, песни на стихи А.Ахматовой.

1 экземпляр

Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 28.04.16 в 15:34 0 Ответить Пожаловаться

Всероссийский конкурс для учителей литературы на лучшую МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ «СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ»
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.