Методическая разработка

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Выделянская СОШ» Кияновой Л.А.

Проект

«Бесценное слово Виталия Закруткина».

(Юбилейный номер устного журнала,

посвященный 110-летию донского писателя В.А.Закруткина.)

Тип проекта: информационный, межпредметный (литература, история, краеведение, изобразительное искусство), краткосрочный (1 неделя), групповой.

Категория обучающихся: 9 класс.


Актуальность проекта.

Современная школа, исходя из новых требований к результатам образования, призвана выпускать из своих стен людей, умеющих ставить перед собой цели, самостоятельно искать пути их достижения, планируя свою деятельность, принимая нестандартные решения и анализируя результаты своих действий, людей активной жизненной позиции, мобильных, коммуникабельных, творчески относящихся к выполняемой работе. Кроме того, в последнее время первостепенное значение придается воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Знакомство с культурой родного края, его историей, традициями, природой поможет детям стать достойными гражданами своей страны, любящими свою землю, уважающими её культуру, гордящимися её героическим прошлым и старающимися сохранить её богатства. Ценный материал для этого дает нам донская литература, наиболее эффективное изучение которой осуществляется, с моей точки зрения, при использовании проектной деятельности учащихся.

Из различных форм урочной деятельности по литературе, которые способствуют достижению вышеуказанных целей, очень плодотворной и комплексной, на мой взгляд, является выпуск юбилейного номера устного журнала, посвящённого творчеству писателя.

 

Цели проекта:

- развивать у учащихся интерес к изучению жизни и творчества В. А. Закрут-кина, содействовать возможности перевода интересов учащихся в другие области искусства, обобщению круга знаний по другим учебным предметам, смежным с литературой;

- побуждать детей к размышлению над идейным замыслом и восприятию эстетической ценности произведений В. А. Закруткина с целью определения собственной нравственной позиции;

- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию самостоятельности мышления;

- развивать у обучающихся необходимые навыки работы с различными источниками информации, отбора и систематизации материала;

- развивать у воспитанников творческие способности, умения представлять полученные знания перед товарищами, навыки речевой культуры;

- формировать у учащихся такие качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность;

- воспитывать у детей чувства патриотизма и уважения к культурному и историческому наследию родного края.

Началом работы над проектом может послужить проведение литературной недели, посвященной творчеству В.А.Закруткина, все мероприятия которой подготавливают основу для успешной реализации проекта. В первый день недели учащиеся знакомятся с объявлением следующего содержания:

«Внимание! Внимание!

Всем, кто любит литературу!

Всем, кто ценит, знает или хочет узнать

историю и культуру родного края!

Всем, кто неравнодушен, активен, талантлив!
Предлагаем принять участие в выпуске юбилейного номера

устного журнала «Бесценное слово», посвященного 110-летию донского писателя В.А.Закруткина.

Ждем всех желающих с … по … марта 2018г. в редакции журнала, расположенной по адресу: х. Выдел, ул. Молодежная 2, 2-й этаж,

кабинет русского языка и литературы».

Мероприятия, проводимые в ходе литературной недели, пробуждают интерес учащихся к творчеству писателя и помогают им определить свои предпочтения к тому или иному виду деятельности:

- торжественная линейка, посвященная открытию литературной недели, на которой ребят знакомят с планом мероприятий;

- посещение библиотеки и знакомство с выставкой книг «»Достойный сын Донских степей»;

- закруткинские чтения «Мир, который сотворил Закруткин» (по классам);

-просмотр к/ф по произведениям Закруткина

(«Подсолнух» ; «Матерь человеческая» );

- конкурс чтецов «Живое слово Закруткина»;

- конкурс иллюстраций к произведениям Закруткина;

- конкурс стенгазет «Певец Донского края».

Этапы работы над проектом.

 

Подготовительный этап.

- выбор темы и определение жанра проекта;

- обсуждение цели работы, вида конечного продукта (юбилейного номера устного журнала);

- создание творческих групп;

- распределение обязанностей среди участников групп.

Планирование проектной деятельности:

- составление индивидуальных планов каждой группы и отдельных её участников;

- определение источников информации;

- планирование способов сбора информации;

- обсуждение формы представления материала;

- составление памяток-инструкций.

 

Структура проекта.

1-я страница журнала

«В.А.Закруткин - писатель, солдат, певец Донского края».

Задания для группы:

- познакомьтесь с биографией В.А.Закруткина, определите её основные этапы;

- найдите воспоминания современников писателя и выберите интересные факты из жизни писателя, пользуясь различными источниками информации;

- подготовьте рассказ о писателе;

- создайте мультимедийную презентацию из 10-15 слайдов.

2-я страница журнала

« Человек на земле, человек на войне, человек и творимое им слово».

Задания для группы:

- перечитайте одно из произведений В.Закруткина из данного списка:

«Кавказские записки» (эпизоды по выбору);

«Матерь человеческая»;

«Подсолнух»;

«Сторона Донская»;

- составьте отзыв о прочитанном произведении.

3-я страница журнала

«Мир, который он сотворил».

Задания для группы:

- подберите иллюстрации к произведениям В.Закруткина, пользуясь различными источниками;

- подготовьте мультимедийную презентацию из 10-15 слайдов и её словесное сопровождение;

 

4-я страница журнала

«Бесценное слово Виталия Закруткина».

Задания для группы:

- подберите стихотворения, посвященные Закруткину и его книгам, используя различные источники;

- подготовьте выразительное чтение наизусть одного из них;

5-я страница журнала

«А Дону осталось сердце…»

Задания для группы:

- подберите материал о станице Кочетовской и доме-музее В.А.Закруткина;

- создайте мультимедийную презентацию из 10-15 слайдов для виртуальной экскурсии.

Работа над проектом:

- консультации групп учителем;

- анализ собранного материала, обсуждение в группах;

- редактирование текстов, презентаций;

- определение форм наиболее эффективного представления материала на этапе защиты проекта;

- предзащита проекта;

- доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

Итоговая защита проекта:

Защиту проекта можно организовать как открытое мероприятие, на которое пригласить учителей, родителей и т.д. Ведь юбилей – это настоящий праздник. Это позволит участникам проекта в полной мере осознать значимость выполненной ими работы.

Оценивание работы учащихся:

- выступление учителя - координатора проекта, который отметит наиболее удачную работу конкретных групп и отдельных учеников;

- награждение самых активных учащихся дипломами «Знаток донской литературы».

Анализ ошибок, на мой взгляд, лучше провести после мероприятия, чтобы не омрачать праздничного настроения.

Литература

1.Виталий Закруткин в книгах и жизни. Ростовское книжное издательство, 1978 г.

2.Виталий Закруткин «Кавказские записки». Ростовское книжное издательство,1970г.
3.Виталий Закруткин «Цвет лазоревый». Издательство «Советская Россия». Москва,1975г.
 

4.Ибрагимов Г.И. Дидактическая подготовка современного учителя: проектно-технологический подход//Педагогика.-2012.-№6.

5.Лазарев.В.С.Метод проектов в образовании: новое понимание// Народное образование.- 2012.-№8.

6.Литература Дона. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2005 г.


7.Литература Дона и о Доне. Ростов-на-Дону, 2007 г.

8.Метод проектов на уроках русского языка в 5-11 классах. Практические материалы. Под ред. Т.И.Павловой. Ростов-на-Дону. Издательство ГБОУ ДПО РИПК и ПРО, 2015.

9.Региональные программы Донской средней общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону,1993 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный материал, но ведь это не урок!

30 March 2018