12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедь Оксана Станиславовна1987
Мне 50 лет, с 1993 года работаю в школе, учитель высшей квалификационной категории
Россия, Смоленская обл., Смоленск
4

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино»

«Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Тема «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Тип Урок «открытия» нового знания

Цель: изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Задачи:

-научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- расширять активный запас слов учащихся;
-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;
-развивать умение пользоваться литературоведческими терминами;
- формировать умение слушать, работать в группе;

-совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

-воспитывать чувство любви к Родине.

 

Планируемые результаты

Предметные

Освоение содержания произведения, умение работать с текстом, анализировать его.

Метапредметные

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование работы;

Познавательные: использование различных источников информации;

Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать и вести диалог

Личностные

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности


 

Межпредметные связи: история, обществознание, искусство.


 

Ресурсы урока:

Информационно-методические: учебник – хрестоматия «Литература» 5 класс, в 2 ч. Ч.1 Авт.-сост. В.Я. Коровина, репродукция картины Тропинина В.А. «Старый солдат».

Материально-технические: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

 

Отвечают на вопросы учителя

Составляется кластер на доске.

Богатырь-

-сильный человек;
-храбрый;
-справедливый;
-мужественный;
-любящий свою Родину.
 

Задает вопросы: Ребята, я приветствую вас на уроке литературы. Скажите, пожалуйста, кто, по-вашему, может называться богатырем? Кто такой богатырь? Какие черты характера присущи человеку, которого вы назвали бы богатырем?

Спасибо. А сегодня мы познакомимся с героями, которых называет богатырями Михаил Юрьевич Лермонтов.

Актуализация необходимых знаний

-победы нашего народа в многочисленных войнах.
 

-Великая Отечественная войн, Отечественная война 1812 года.

-Храбрость, мужество, честь и бесчестие, патриотизм и предательство.

-Эти проблемы актуальны всегда.

-Война в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, события на Украине.

-Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа?

-Какие исторические события, связанные с героическим прошлым нашей Родины, нашли отражение в произведениях художественной литературы?

-Какие проблемы поднимаются в этих произведениях?

- А сегодня эти проблемы актуальны?

-Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить?

Организация познавательной деятельности

Ученик выступает с заранее подготовленным сообщением о Бородинском сражении.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу и громкую славу в случае победы. Русская армия, которой командовал М. Кутузов, понимала, что в сражении решается судьба Москвы, а значит- России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, а у французов- 19 тыс. человек. Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.


 

Какое историческое событие легло в основу данного произведения?

 

Выразительное чтение стихотворения учителем.

От лица старого солдата, который был участником героического сражения.

Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди –ордена, он был ранен, на лице шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей.

Слушая произведение М.Ю.Лермонтова, вы обратили внимание на то, от чьего имени ведется повествование?

А каким вы его себе представляете?

Учитель предлагает рассмотреть картину В.А. Тропинина «Старый солдат» и сравнить, чем похожи эти персонажи.

 

Компьютерная презентация «Бородинская битва» и работа с классом по вопросам

 

Вынуждены были отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления.

Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух.

Русские солдаты готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Деловито, без страха и суеты готовятся к бою.

Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями.

Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад.

Да, удалось. На это указывают строки:

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Эпитеты, метафоры, сравнения.

Почему русские войска отступали?

Какие чувства испытывали русские воины?



Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой?
 

А как ведут себя французы и почему?

Что обещали русские солдаты своему командиру?

Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? Найдите подтверждение в тексте.

Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

Михаил Юрьевич Лермонтов так нарисовал эту картину, что мы без труда все наглядно представляем, ощущаем накал того страшного боя.

А какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор?

Учащиеся выполняют задание, пользуясь таблицей. (см.приложение).

После подготовки выступают с сообщениями.

1 группа. Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой.

2 группа. Метафоры: ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали раны.

3 группа. Сравнения: умремте ж под Москвой, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; земля тряслась-как наши груди.

Учитель делит класс на 3 группы и просит найти примеры.

 

4. Рефлексия.


 


 

Да. Они богатыри. Эти люди обладали огромной моральной силой.

Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу.

Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. Русская армия одержала нравственную победу над французами.

Произведение актуально, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема

В начале урока мы говорили о богатырях. Герои Бородинской битвы. Они богатыри?
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений?

- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения?

- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?


 

6. Домашнее задание.

Выучить понравившийся отрывок из стихотворения наизусть.

Дополнительное домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению,

Написать небольшую заметку «В жизни всегда есть место подвигу» (на выбор учащихся)

Подведение итогов

Учащиеся говорят о том, что запомнилось, что особенно понравилось.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Комментирует домашнее задание, мотивирует на выполнение дополнительного задания. Просит подумать о том, можно ли совершить геройский поступок в мирное время. Кто способен на подвиг?

 

Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» выведена на экран

Эпитеты

Эти слова помогают передать быстроту происходящего, динамичность и напряженность описываемого боя

Метафоры

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.