Урок-исследование по русскому языку в 7 классе «Фонетические средства выразительности. Звукопись»
Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Фонетические средства выразительности. Звукопись Каждый звук нашей речи- малый колдующий гном. К. Бальмонт
Звукопись Аллитерация – (от лат. аd ("к,при, со") + littera "буква", т.е. буквально "собуква") повтор согласных. Ассонанс- (от франц. аssonance) - "созвучие") повтор гласных.
Звукопись Звукоподражание — употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Уже более двух веков образцом звукоподражания остаются строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так: О как, о как нам к вам, бога, не гласить!
Историческая справка Уже в 18 веке М.В.Ломоносов в "Риторике" доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: "В российском языке, как кажется, частое повторение А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства глубины и вышины; учащение письменных Е,И - к изображению нежности, ласкательства; через Я показать можно приятность, увеселение, нежность, через О,У,Ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль".
Историческая справка Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт тоже пытается наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако».
Историческая справка Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы... Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. [л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи. Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук [м] - о милом, мягком, о матери, о море. С [а] - связывается широта, даль, океан, марево, размах. С [о] - высокое, голубое. С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
Ассоциативная разминка Дайте характеристику звукам (1-2 определения) по величине, силе, красоте. [в], [а], [р] [п'], [х'] [а] [к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] [о], [и], [м], [л], [у] сильные, активные; слабые, хилые; широкий, сильный; небольшие, шероховатые; просторные, гладкие.
Ассоциативная разминка Определите настроение, характер следующих звуков: [а], [р] [с'], [х'] [с], [к], [т] [м], [л], [д] [ж], [з], [с] [ф] храбрые, бодрые; трусливые; печальные; добрые; осторожные, злые.
Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом. Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.
Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом. Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.
Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом. Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Какова роль звукописи в художественной литературе помогает изобразить и представить различные образы, картины, вызывает определенные чувства; рождает новые слуховые впечатления; помогает нарисовать и понять образ лирического героя.
На наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы. На наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы. Г. Лидман-Орлова
Костер мой догорал на берегу пустыни, Костер мой догорал на берегу пустыни, Шуршали шелесты струистого песка, И горькая душа тоскующей полыни В истомной мгле качалась и текла. М.Волошин
Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? К.Бальмонт
Сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают Сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают
Сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают Сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают
Сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают Сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают
Рефлексия Прав ли был К. Бальмонт, считавший, что «каждый звук нашей речи - малый колдующий гном»?
Интернет-ресурсы http://im7-tub.yandex.net/i?id=31846427-06 http://im7-tub.yandex.net/i?id=74060100-15 http://im8-tub.yandex.net/i?id=97522231-12 http://im6-tub.yandex.net/i?id=4894726-01 http://im4-tub.yandex.net/i?id=36956122-06 http://im0-tub.yandex.net/i?id=26868839-08 http://im7-tub.yandex.net/i?id=118173798-00 http://im7-tub.yandex.net/i?id=130022359-09 http://im2-tub.yandex.net/i?id=113444355-14 http://im7-tub.yandex.net/i?id=137443168-02