Проект «Идем в детский сад»
(адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению).
Наименование проекта: «Идем в детский сад».
Описание проблемы, на решение которой направлен проект:
Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей 1 группы раннего возраста к дошкольному учреждению.
Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта:
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Сроки реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года.
Критерии эффективности проекта:
1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.
4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.
5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Аннотация
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.
Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.
Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Содержание проекта
· Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду.
· Целеполагание проекта.
· Ожидаемые результаты реализации проекта.
· Механизм реализации проекта.
· Этапы и содержание проектной деятельности:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
· План образовательной работы с детьми и родителями.
· Мониторинг проекта.
· Перспективы деятельности к завершению проекта.
Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является выставление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».
Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.
Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить);
2. Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание;
3. Релаксационные игры (песок, вода);
4. Сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
5. Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
6. Культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. постепенное заполнение группы;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул);
6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра);
7. протекание адаптации (медицинская сестра).
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Беседы.
Целеполагание проекта
Для реализации проекта я определила его общую цель:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;
3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.
Механизм реализации проекта
Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный (организационный) этап |
||
Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в группе. |
Сентябрь 2017 года. |
Воспитатели. |
Выстроить модель комфортной адаптации детей раннего возраста: ü Прогнозировать адаптации, знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут легче адаптироваться, его индивидуальные особенности); ü Установление контакта с ребенком через родителей. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым. |
Сентябрь 2017 года. |
Воспитатели. |
Информационная деятельность. |
Сентябрь 2017 года. |
Исакова А.П. |
Основной этап |
||
1. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов: ü Приход ребенка вместе с родителями только на прогулку; ü Приход ребенка вместе с родителями в группу во время игровой деятельности; ü Ребенок остается без родителей на 2 часа во время работы детского сада; ü Ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа без родителей); ü Ребенок остается без родителей с завтрака до обеда; ü Ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители; ü Ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как в детском саду.
|
Сентябрь, октябрь 2017 года. |
Воспитатели, родители. |
2. Оформление фото- презентаций «Наша семья». |
Сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года. |
Родители. |
Заключительный этап |
||
Совместная деятельность родителей и детей. Вовлечение в творческие конкурсы. |
Октябрь, ноябрь 2017 года. |
Воспитатель Исакова А.П. |
План образовательной работы с детьми и родителями
Месяц |
План работы с детьми |
Работа с родителями |
Сентябрь |
· Знакомство детей с детским садом, друг с другом. · Сенсорные игры. · Игры- занятия: «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться». · Слушание спокойной музыки, веселых детских песен. · Диагностика вновь прибывших детей. · Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку. · Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Солнышко и дождик», Пальчиковые игры. · Кукольный спектакль «Колобок». |
· Знакомство родителей с группой и воспитателями. · Организационное родительское собрание. · Памятки для родителей «Как помочь ребенку без слез пойти в сад». · Памятка для родителей «Как правильно вести родителям с ребёнком в первые дни посещения детского сада». · Памятка для родителей «Идём в детский сад (Как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)». |
Октябрь |
· Чтение потешек, прибауток, скороговорок. · Кукольный театр «Теремок». · Игры с песком и водой. · Подвижные игры «Ровным кругом», «Колобок». · Гимнастика пробуждения. · Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам). · Музыкальное развлечение «Осень». |
· Совместная деятельность родителей и детей. · Вовлечение в творческие конкурсы. · Благотворительная акция « Год добрых дел». · Консультация «Безопасная дорога». · Памятка для родителей «И ещё несколько полезных советов…» |
Ноябрь |
· Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок». · Дидактические игры «Разложи по цвету», «Чудесный мешочек», «Собери пирамидку». |
· Мини –лекция «Детская истерика». · Консультация «Растим малыша здоровым».
|
Мониторинг проекта
При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 7 детей, средняя степень тяжести у 11 детей, тяжелая степень адаптации у 7 ребенка.
Перспективы деятельности к завершению проекта
Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир», «Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.
Автор: Исакова Анастасия Павловна, воспитатель МДОУ «Детский сад №69», г. Ухта, Республика Коми, РФ.