Проект "Кулинарная книжка второклассника"
Всероссийский конкурс проектов для учащихся 1-4 классов
«Рецепт здоровья»
Проект
"Кулинарная книжка второклассника"
Выполнил: Тырков Денис,
ученик 3 "В" класса
МАОУ Туртасская СОШ
Уватского муниципального района
Руководитель:
Гургурова Светлана Леонидовна,
учитель начальных классов
МАОУ Туртасская СОШ
Уватского муниципального района
2020
Краткая аннотация
Залог хорошего здоровья - правильное питание. Об этом знает каждый ребенок.
Только большинство моих сверстников ничего, кроме бутербродов, готовить пока не умеют. Я решил освоить кулинарное искусство и поделиться своим первым опытом.
Цель моего проекта: составить "Кулинарную книжку второклассника".
В свой сборник я включил рецепты блюд из овощей, фруктов и ягод. При их отборе использовал важные, на мой взгляд, критерии: все ингредиенты растительного происхождения, простая технология, безопасность при работе, невысокая стоимость продуктов.
Некоторые блюда по рецептам из сборника я уже научился готовить. О своей работе рассказал товарищам, и проект вызвал у них интерес.
Содержание
Введение............................................................................................. .с.4
План работы над проектом .....................................................................с.5
О пользе овощей и фруктов.................................................................... с.5
Критерии отбора рецептов для "Кулинарной книжки" ...............................с.6
Обед для друзей своими руками ..............................................................с.7
Заключение..........................................................................................с.10
Список источников............................................................................... с.12
Приложение........................................................................................ с.13
Введение
Во втором классе мы много говорили о здоровом питании, о необходимости употреблять в пищу продукты растительного происхождения, которые богаты витаминами.
Понимая, что пища должна быть разнообразной, и в ней должны присутствовать и злаковые, и мясо, и рыба, и молочные продукты, в проекте я уделил внимание именно овощам, фруктам и ягодам.
Свой проект я так и назвал: "Кулинарная книжка второклассника".
Цель моего проекта: составить сборник рецептов блюд, которые может приготовить ребенок 8-9 лет самостоятельно, "Кулинарную книжку второклассника".
Мною определены такие задачи:
1) среди множества рецептов блюд из продуктов растительного происхождения выбрать те, по которым второклассник может приготовить себе вкусный и полезный обед;
2) научиться самостоятельно готовить блюда по рецептам из "Кулинарной книжки второклассника";
3) представить свой первый опыт в кулинарии одноклассникам и поделиться с ними понравившимися рецептами;
4) изготовить реквизит для презентации проекта .
Мои знакомые ребята ничего, кроме бутербродов, готовить не умеют. Поэтому тему моего проекта я считаю актуальной. В "Кулинарной книжке второклассника" собраны рецепты, по которым мои сверстники могут самостоятельно приготовить сытные и полезные блюда.
В работе над проектом я применил следующие методы исследования: теоретический метод (изучение литературы и интернет- ресурсов); практический метод (приготовление блюд, изготовление книги, реквизита для презентации); социологический метод (опрос одноклассников).
План работы над проектом "Кулинарная книжка второклассника"
Изучение информации из разных источников.
Отбор рецептов блюд, которые может самостоятельно приготовить ребенок 8-9 лет.
Самостоятельное приготовление блюд по рецептам.
Фиксация своей работы в фотографиях и записях, систематизация.
Оформление сборника рецептов "Кулинарная книжка второклассника".
Изготовление демонстрационных материалов.
Подготовка к публичному выступлению. Создание электронной презентации.
Защита проекта. Выступление на школьном конкурсе проектов "Рецепты Зеленой кухни" и на классном часе "О здоровом питании".
Анализ удачных моментов и недочетов.
О пользе овощей и фруктов
На уроках окружающего мира и на классном часе "Секреты правильного питания" я узнал, что "самые полезные продукты: овощи, фрукты, ягоды, разные каши, хлеб". В основе пирамиды правильного питания находятся злаковые: рис, гречка, овсянка и другие крупы в виде каш и гарниров макароны из твердых сортов пшеницы и зерновой хлеб. Этих продуктов нужно есть больше всего. Далее идут овощи и фрукты. Из книг я узнал, что их нужно съедать не менее 400 граммов в день - это пять порций размером с ладошку.
Различные овощи и фрукты содержат большое количество витаминов и других полезных элементов. Для каждого человека, а для ребенка особенно, употребление этих продуктов обязательно.
Без этих даров природы организм человека не сможет нормально работать. Разные продукты содержат разное количество нужных веществ. Ежедневное употребление овощей и фруктов благотворно влияет на здоровье человека. Они помогают уберечь организм от сердечно- сосудистых заболеваний, болезней органов пищеварения, улучшить зрение, повысить иммунитет и многое другое.
Критерии отбора рецептов
для "Кулинарной книжки второклассника"
Изучив вместе с мамой множество рецептов, я отобрал несколько из них и составил небольшой сборник описания блюд.
При отборе рецептов я использовал следующие критерии:
Во- первых, в блюдах используются только продукты растительного происхождения, которые богаты витаминами и минеральными веществами.
Допускается только сметана и соль.
Во- вторых, самая простая технология приготовления.
Учитывая, что я, как и большинство моих знакомых сверстников, кулинаром не являюсь, то нужно уделить внимание только тем блюдам, в которых выполняются очень простые действия с овощами и фруктами. На первом месте - фруктовые салаты, на втором - овощные. Почему так? Фруктовый салат испортить трудно, даже лишний сахар не слишком ухудшит вкус. А вот овощной салат на втором месте- его можно испортить, если переборщить с солью, луком и растительным маслом. На третьем месте - горячие блюда - супы и второе. Здесь все понятно. Готовить так, чтобы не пригорело, не "сбежало" и не было сырым - это настоящее мастерство! Это дано избранным! По этой причине я пока не берусь готовить блюда с крупами.
Третий критерий отбора блюд для моей книжки - это безопасность. По этому критерию я исключил блюда, для приготовления которых используется мясорубка. Использовать блендер можно, если рядом взрослые. Я чаще заменяю его картофелемялкой (толкушкой). Пользоваться ножом я уже умею. (Я научился нарезать хлеб еще в детсадовском возрасте!)
И, наконец, последним критерием я назвал небольшую стоимость. Понятно, что на пути моих "экспериментов" с продуктами, потери просто неизбежны. Чтобы не нанести урон семейному бюджету, я буду брать самые распространенные и недорогие продукты. Поэтому я решил не включать в свой сборник рецепты овощных блюд с добавлением мяса, курицы, рыбы.
Рецепты в "Кулинарной книжке второклассника" записаны доступно, так, чтобы не высчитывать граммы, потому что это пока для меня весьма затруднительно.
Обед для друзей своими руками
Итак, представим, что в воскресенье я жду в гости моих одноклассников Артема и Юру и хочу удивить приглашенных своими первыми успехами в кулинарном деле.
Сейчас ознакомлю вас с меню на обед, который могу приготовить сам./Приложение 1/
Меню:
1) Салат "Школьный"
2) Суп- пюре из овощей (диетический)
3) Десерт. Фруктовый салат "Доброе утро"
4) Морс из клюквы
Надо сказать, что рецепты блюд этого меню я опробовал на практике. Это был мой первый опыт в роли кулинара. /Приложение 2/
Первое блюдо - салат "Школьный".
- Угадайте основные ингредиенты этого салата.
Подскажу загадкой:
На гряде она царица,
И никто с ней не сравнится,
Кобальт, йод и каротины,
Очень много витаминов. (Морковь)
Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека. (Яблоко)
Ингредиенты
Морковь— 1 ш
Яблоко— 1 шт.
Сметана— 2 ст. л.
Сахар— 1 ч. л.
Технология приготовления
Морковь и яблоки я почистил и натер на крупной терке. Добавил сахар по вкусу и сметану. Всe ингредиенты перемешал, дал салату постоять 20 минут и подал на стол.
На приготовление салата было затрачено 15 минут.
Особое место в рецепте Супе- пюре (диетическом) занимает этот овощ.
Загадка:
Голова съедобная,
Цвета солнца жёлтого,
Варят, жарят, запекают,
Даже семечки съедают! (Тыква)
Ингредиенты
Картофель (средний) — 2 шт.
Морковь (небольшая) — 1 шт.
Тыква — немного
Капуста белокочанная — немного
Лук репчатый — 1 шт.
Масло растительное (без запаха) - 1 ст.л.
Сметана (для подачи)
Вода — 1,5 л
Соль (по вкусу)
Технология приготовления
Все овощи я почистил, порезал кусочками и положил в кастрюлю. Залил водой, поставил на огонь. Когда вода закипела, я снял пену, посолил, положил масло. Затем я убавил огонь и прикрыл крышкой. Варил на слабом огне до готовности (пока овощи не стали мягкими).
Снял с плиты, дал немного остыть и измельчил блендером. В конце добавил сметану и подал на стол.
Приготовление супа - пюре заняло 50 минут.
А морс из замороженной клюквы было приготовить нетрудно. Было затрачено около 20 минут.
Морс из замороженной клюквы
Ингредиенты
Клюква — 1 стакан
Вода — 3 литра
Сахар — по вкусу
Технология приготовления
Ягоды я размял толкушкой для картофеля. Залил водой и поставил на огонь, добавил сахара. Когда закипело, снял с плиты и аккуратно процедил морс и соединил его с соком.
Самым вкусным был фруктовый салат "Доброе утро". Он был сделан за 20 минут.
Кроме киви и яблока в него входят эти фрукты. Угадайте их.
Загадки
Сок его вам склеит пальцы,
Сочный, сладкий, словно мед!
Он оранжевый и яркий,
Как у нас в аптечке йод. (Апельсин)
Этот фрукт полезный очень,
Он энергию дает.
Сладкий он, как будто сахар,
Но вреда не нанесет.
Очень яркий, цвет красивый,
Будто солнышко взошло,
Кстати, этот фрукт далекий
Обожает все тепло. (Банан)
Ингредиенты
Яблоко — 1-2 шт.
Киви — 1-2 шт.
Банан — 1- шт.
Апельсин — 1 шт.
Мед или сахар - по вкусу
Технология приготовления:
Фрукты я вымыл и очистил от кожуры. Апельсин, киви, банан, яблоко нарезал кубиками. Салат заправил сахаром по вкусу и аккуратно перемешал.
Подробные описания состава и технологии приготовления этих и других блюд представлены в "Кулинарной книжке второклассника".
Заключение
В "Кулинарную книжку второклассника" вошли рецепты 5 салатов, 5 овощных супов, 5 напитков, 3 десертов и 2 горячих вторых блюд.
Работа была представлена на школьном конкурсе "Рецепты Зеленой кухни" в рамках недели окружающего мира и технологии. Презентацию "Кулинарной книжки второклассника" для ребят своего я провел на классном часе " О здоровом питании". Во время выступления в качестве реквизита использовались сделанный из картона макет кастрюли и муляжи овощей и фруктов. /Приложение 3/ /Приложение 4/
Спустя неделю после презентации, выяснилось, что семь одноклассников по рекомендованному мной рецепту сами приготовили салат "Доброе утро" и остались очень довольны. Это показало, что моя работа была интересна и полезна другим детям.
Работая над проектом, я сделал несколько выводов.
1) При желании ребенок в 8- 9 лет может сам приготовить вкусные блюда из овощей и фруктов, даже если у него пока нет кулинарного опыта.
2) Для создания "Кулинарной книжки второклассника" использованы четыре критерия: все ингредиенты растительного происхождения, простая технология, безопасность при работе, невысокая стоимость продуктов.
3) Если не отвлекаться на посторонние дела, то на приготовление одного салата из моего сборника уходит от 15 минут до 30 минут.
4) Рецепты из "Кулинарной книжки второклассника" вызвали большой интерес у сверстников.
Цель проекта достигнута - "Кулинарная книжка второклассника" составлена и представлена вниманию сверстников .
Хозяйничать на кухне мне понравилось. Это был мой первый опыт самостоятельного приготовления блюд. Теперь я точно смогу приготовить обед для своих друзей!
Список источников
Косовская М., Тяхт А. и др. Приключения Тима в мире бактерий - изд. "CLEVER", 2018
http://www.takzdorovo-to.ru/~FsKZX Материалы для проведения интерактивного урока Секреты правильного питания для учащихся 1—4 классов
https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates/eda-i-napitki/500-fruktovo-yagodnyj-miks.html - шаблон презентации
https://yandex.ru/video/preview/ https://desertikdoma.ru/
https://kylinarnaya-kopilka.ru/ - рецепты
https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates/eda-i-napitki/500-fruktovo-yagodnyj-miks.html
http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-morkov - загадки
https://afez.ru/zagadki-dlya-detej-s-otvetami/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МЕНЮ НА ОБЕД С ДРУЗЬЯМИ
Салат "Школьный" Время приготовления: 20 минут | Ингредиенты Морковь— 1 шт. Яблоко — 1 шт. Сметана— 2 ст. л. Сахар— 1 ч. л. Технология приготовления Морковь и яблоки почистить и натереть на крупной терке. Добавить сахар по вкусу и сметану. Перемешать, дать постоять 20 минут, подать на стол. |
Суп-пюре из овощей (диетический) Время приготовления: 50 минут | Ингредиенты Картофель (средний) — 2 шт. Морковь (небольшая) — 1 шт. Тыква — немного Капуста белокочанная — немного Лук репчатый — 1 шт. Масло растительное - 1 ст.л. Сметана (для подачи) Вода — 1,5 л Соль (по вкусу) Технология приготовления Овощи очистить, порезать в кастрюлю кусочками. Залить водой, поставить на огонь. Когда вода закипит, снять пену, посолить, положить масло, убавить огонь и прикрыть крышкой. Варить до готовности. После этого измельчить блендером. Добавить сметану. |
Морс из замороженной клюквы | Ингредиенты Клюква — 1 стакан Вода — 3 литра Сахар — по вкусу Технология приготовления Ягоды размять ложкой или толкушкой для картофеля. Залить водой и поставить на огонь, добавить сахар. Аккуратно процедить морс и соединить его с соком. Время приготовления: 20 минут |
Фруктовый салат "Доброе утро"
Время приготовления: 20 минут | Ингредиенты Яблоко — 1-2 шт Киви — 1-2 шт Банан — 1- шт Апельсин — 1 шт Мед или сахар - по вкусу Технология приготовления: Фрукты вымыть и очистить от кожуры. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИГОТОВЛЕНИЕ супа - пюре (диетического)
1.Очистить овощи | 2. Нарезать кубиками |
3. Сварить | 4. Измельчить блендером |
5. Добавить сметану | 6. Суп готов! |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ морса из замороженных ягод | |
1. Размять ягоды | 2. Добавить мятые ягоды в воду |
3. Всыпать сахар, довести до кипения | 4. Снять с огня, процедить, охладить |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ Фруктового салата «Доброе утро» | |
1. Вымыть фрукты | 2. Очистить от кожуры |
3. Нарезать кубиками | 4. Заправить медом |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПОДГОТОВКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ
Изготовление книжки | Изготовление реквизита для презентации |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конкурс проектов "Рецепты Зелёной кухни" |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Классный час "О здоровом питании" |
/data/files/q1604135815.pptx (Кулинарная книжка второклассника Тырков Денис) |