Проект «Изготовление книжки–раскладушки "Забавные снеговики"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад № 20 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников «Золотой петушок»
Методическая разработка
«Проект
«Изготовление книжки – раскладушки «Забавные снеговики»
По доминирующему методу: практико-ориентированный.
По характеру содержания: включает детей и учителя-логопеда.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется среди детей одной группы, посещающих логопедический пункт, в контакте с семьей.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (две недели).
Заявитель: дети 6-7 лет
Автор проекта: Верхозина Ирина Ивановна,
учитель-логопед
Место выполнения работы: город Среднеуральск Свердловской области
2017 год
Структура проекта
Проблема
С каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Учитель-логопед решает комплекс сложных задач. Для достижения положительной динамики у детей необходима систематическая коррекция речевых нарушений. Одним из направлений логопедической работы является развитие произвольной мимической моторики. Регулярные, многократно повторяющиеся логопедические упражнения необходимо сделать для ребёнка игрой, увлекательным занятием в детском саду и дома.
Причины
Недостаточно методических пособий по развитию произвольной мимической моторики.
Родители уделяют мало времени работе с детьми по коррекции нарушений речи.
Актуальность темы
Использование эффективных форм и методов работы способствует исправлению речевых нарушений. Одним из способов решения этой проблемы является метод проектов. Данный метод позволяет оптимизировать стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей, актуализировать личный опыт ребенка. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у воспитанников целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки. У детей воспитывается любознательность, активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.
Цель: Преодоление проблем, связанных с нарушениями произвольной мимической моторики, в совместной деятельности детей, родителей и учителя-логопеда по изготовлению книжки – раскладушки «Забавные снеговики».
Задачи проекта:
Углубить интерес детей к книге.
Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах коррекции речи детей.
Формировать у детей умение изготавливать книжки – самоделки в процессе совместной деятельности с родителями, учителем-логопедом.
Развивать творческие способности детей.
Развивать коммуникативные навыки у детей.
Изготовить пособия для развития произвольной мимической моторики.
Этапы проекта
1. Организационный этап (1 неделя).
Учитель-логопед – раскрывает проблему.
Учитель-логопед определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.
Дети – вхождение в проект.
Родители информируются о предстоящем проекте с целью вызвать положительный отклик на существующую проблему.
2. Основной этап (1 - 2 неделя)
Планирование деятельности
Учитель – логопед
- обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта;
- пополнение книжного уголка литературой о снеговиках,
иллюстрациями;
- беседы о книгах, снеговиках;
- обучение мимической гимнастике через дидактические игры, стихи,
демонстрацию фотографий, картинок, игрушек и презентаций;
- подготовка выставки разных книг;
- чтение книг;
- продумывание практической деятельности;
- подбор необходимых материалов для изготовления
книжки;
- занятия;
- продуктивная деятельность.
Дети
- составление рассказов о своих книгах и книгах, имеющихся в группе;
- разучивание игр;
- участие в продуктивной деятельности;
- участие в подготовке выставок.
Родители
- поиск с детьми новых знаний о книгах, снеговиках;
- изготовление с детьми снеговиков из снега, других материалов;
- сочинение с детьми чистоговорок со словом «снеговик».
- обращение к родителям с целью организации ими совместной
деятельности с детьми по рисованию и изготовлению снеговиков с
разными выражениями лиц из снега, других материалов.
Ожидаемый результат
- расширить знания детей о книгах;
- повысить любознательность, активность, самостоятельность;
- развить творческие способности детей;
- развить мимическую моторику.
Продукт
- методическая разработка;
- пособие для развития произвольной мимической моторики;
- выставка работ детей.
План осуществления проекта
Была проведена выставка разных книг. На логопедических занятиях два раза в неделю в течение двух недель проводится работа над проектом. Совместно с детьми рассматривали части книг, материалы, из которых они изготовлены, обсуждали их содержание. В процессе бесед дети знакомились с деятельностью писателя и художника при создании книги. В ходе викторины дети называли книги и мультфильмы, в которых героем был Снеговик. В процессе подачи теоретического материала уделялось внимание формированию проблемы: «Какие бывают книги?», «Где можно приобрести книги?», «Есть ли у вас книга, которая помогает говорить правильно?», «Как изготовить такую книгу?» «Что нужно сделать, чтобы изготовить книгу?».
Учитель-логопед предлагает каждому ребенку изготовить книжку. А для того, чтобы она была интересной, можно сделать книжку-раскладушку. Дети могут использовать помощь взрослых, детей.
Дальше педагогом и детьми планируется совместная деятельность по изготовлению книжки - раскладушки:
- Обсуждение макета книжки.
- Подбор необходимых материалов.
Учитель-логопед изготавливает для каждого ребенка полоску из листа формата А3 путем разрезания его пополам по длинной стороне, картинные символы с изображением мимических поз, трафареты снеговиков. На каждого ребенка готовится набор принадлежностей для аппликации (ножницы, клей, салфетки) и рисования (фломастеры).
Организация деятельности
На логопедических занятиях два раза в неделю проводится совместная деятельность.
Изготовление книжки - раскладушки.
Дети складывают из полоски «гармошку» из пяти частей.
Позже дети обводят по трафарету снеговика и вырезают.
При работе с ножницами необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых нужно напомнить детям.
Дети вырезают картинки с изображением мимических поз и наклеивают их на головы снеговиков.
После этого дети дорисовывают детали.
Созданная в результате этой деятельности «Книжка-игрушка «Забавные снеговики» демонстрируется родителям, детям, педагогам в процессе бесед, выставок. Воспитанники учат младших детей пользоваться этой книжкой.
Дети используют книжку для выполнения мимической гимнастики.
3. Заключительный этап (2 неделя).
Ожидаемый результат
Знакомство с различными видами книг, строением книги.
Создание книжки-самоделки.
Совершенствование умения составлять рассказы.
Желание научиться читать.
Повышение педагогической компетентности родителей.
Развитие творческих способностей детей и родителей.
Формирование способов общения.
Продукт
Книжка-игрушка «Забавные снеговики».
Выставка изготовленных детьми миниатюрных книжек.
Методическая разработка «Проект «Изготовление книжки – раскладушки «Забавные снеговики».
Рефлексия
Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Дети рассказывают о своей книжке, анализируют и оценивают результат работы: «Какая книжка получилась?», «Для чего она будет использоваться?».
Этот проект значим для всех его участников:
Дети получают новые знания и умения в игровой форме, проявляют творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности. Дошкольники, выполнившие серьёзную работу от начала и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения для них более эффективным. Это вызывает в них энтузиазм, увлекает их, является демонстрацией глубины усвоения предмета детьми. Дети предлагают сделать другие книжки.
Учитель-логопед продолжает осваивать метод проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители получают новые знания, повышают компетентности в вопросе коррекции речи своих детей средствами игры, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Взаимодействие педагогов и родителей – важное условие эффективности воспитания и развития детей. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.
Информационные источники:
1. Загадки о книге и чтении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://zanimatika.narod.ru/DetKniga3.htm
2. Книга – Википедия – Microsoft Internet Explorer. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%ED%E8%E3%E0
3. Основы полиграфии: Книга и её элементы. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.printer-publisher.ruprint.ru/stories/24/62_3.php
4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.