Проект «Малые реки — наша боль и надежда» (7–8 класс)
Малые реки
PPT / 28.44 Мб
III Всероссийский конкурс лучших природоохранных практик
«Надежный партнер-Экология»
проект: «Малые реки – наша боль и надежда»
Автор: Петрова Людмила Витальевна
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №2»
г. Чебоксары
Руководитель: Петрова Людмила Витальевна
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 2»
г. Чебоксары-2021
Введение
«Беречь себя и свою планету»
(Сент-Экзюпери)
Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Значение природы в жизни человека, самими же людьми, сильно недооценивается, что порождает принцип — «пилю сук, на котором сижу». На сегодняшний день экологическое состояния окружающей среды оставляет желать лучшего. Люди повсеместно начинают активно ухудшать экологическую обстановку на нашей планете, что, в первую очередь, пагубно сказывается на самом же человеке.
.
Актуальность проекта.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Исследовательская работа способствует осознанию важности окружающего мира. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
Данный проект, направлен, на формирование сознания этой проблемы у детей. Не первый год я с детьми работаю по исследованию пресных водоемов, родников. Начата эта работа с 2010. Не секрет, что запасов пресной воды на земле мало. В нашем регионе также жители южных районов республики сталкиваются с нехваткой пресной воды. Каждое лето мы с детьми выезжаем в экологические лагеря, экспедиции и экскурсии по изучению, мониторингу и биоиндикации водных объектов Чувашской Республики.
Цель проекта.
Экологическое образование и воспитание учащихся начальной школы
через изучение экологического состояния малых водных объектов Чувашии.
Задачи проекта.
1. Формирование системы экологических знаний доступных пониманию ребенка о природе родного края.
2. Развитие познавательного интереса к миру природы, формирование навыков и умений исследовательской работы.
3. Знакомство с методиками биоиндикации водных объектов.
4.Формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
5. Воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность.
Тип проекта.
Групповой с привлечением родителей.
Участники проекта.
Дети 1- 4 класс и родители.
Сроки реализации проекта.
Долгосрочный, с мая 2010 года по настоящее время.
Вид проекта.
Познавательно-исследовательский проект.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическая, художественная и справочная литература.
Определители, гербарии, ноутбук, фотоаппарат, водный сачок.
Природное окружение для проведения экскурсий и наблюдений.
Реализация проекта
Методы реализации проекта
Наблюдения и сбор материала во время экскурсий, экспедиций.
исследовательская работа на природе;
участие в городских, республиканских, российских НПК
Этапы реализации проекта
Первый этап- подготовительный ( Предварительная работа с детьми и родителями, выбор места исследования. )
Второй этап – организационно-практический ( В течение года на занятиях объединения «Экоша» дети знакомятся с теорией исследовательской работы, с методиками биоиндикации водных объектов для применения на практике).
Третий этап – заключительный (презентация работы и выступления на городских и республиканских НПК)
Предполагаемые результаты
Для детей. - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой;
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу РТ;
- Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех живых объектов природы, их свойства.
- Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами.
- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.
- Научатся проводить простейшие, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
-узнают о методах биоиндикации рек и озер ( Вудивасса, Майера, С.Г. Николаева)
Для родителей.
- К экологическому проекту будут привлечены родители.
-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей и самих родителей. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
Результаты
Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся и руководство ею – это ответственная и сложная задача для каждого педагога дополнительного образования нашего центра.
С целью изучения флоры и фауны родного края, сбора материала и подготовки учебно-исследовательских , как я уже отметила выше мы выезжали с детьми в экспедиции и походы по Чувашии. Исследовательские и природоохранные работы велись нами на территории ГПЗ «Присурский», Национальный парк «Чаваш вармане», Ботанический сад им. Цицина.
Эффективной формой организации исследовательской работы являются выездные экологические походы. Всего было проведено более 30-ти таких походов и экспедиций по районам Чувашии. Во время их проведения дети знакомятся с природой родного края, изучают животных и растения, собирают материал для обработки.
Исследования в экологических походах являются начальным этапом для организации исследовательской работы. Затем дети пишут учебно-исследовательские работы и защищают свои работы на конференциях городского, республиканского, российского и международного уровня.
В рамках проекта «Малые реки- наша боль и надежда» мы с детьми исследовали следующие водные объекты Чувашской республики и написали следующие исследовательские работы.
1. Биоиндикационное исследование качества воды запруды на берегу
речки Шыгырданка села Алманчиково и пруда в верховьях речки
Кызыл- Чишма окрестностей села Алманчиково Батыревского района (2010г.).
2. «Биоиндикационное исследование водоемов окрестностей деревни
Малая Таяба Яльчиковского района» (2011г.)
«Биоидикационное исследование водоемов окрестностей села Стемасы Алатырского района» (2012г.)
"Оценка качества воды озера Сюткюль на основе анализа зообентоса" (2013г.)
«Фауна донных беспозвоночных по гидрологическому режиму на различных участках р. Юнга» (2013г.)
«Экологическое состояние реки Юнга (Чувашская Республика») (2013г.)
7.«Биоиндикационное исследование реки Булла Батыревского района» (2014г.)
Оценка качества воды реки Б.Шатьма Красноармейского района на основе анализа зообентоса. (2014г)
«Оценка качества воды родника святых страстотерпце
благоверных князей Бориса и Глеба окрестностей деревни Миренки Алатырского района» (2012г.).
«Оценка качества воды святого источника Александра Невского мужского монастыря».(2013г)
«Оценка качества воды святых источников села Абашево Чувашской республики» (2014г.)
«Фауна донных беспозвоночных на различных по
гидрологическому режиму участках реки Кинерка Чувашской Республики» (2015г.)
"Комплексное исследование озера Тени Чувашской Республики" (2015г.)
14. «Биоиндикационное исследование реки Аниш» (2015г.)
15. «Оценка качества вод заселенных бобром малых рек в лесном ландшафте». (2016г)
16. Материалы по биологии речного бобра в окрестностях села
Штанаши Красночетайского района Чувашии (2016г)
17. «Оценка качества воды родника Монумента Победы г. Чебоксары» (2016г)
18. «Видовое разнообразие рыб реки Мочкаушка окрестностей деревни
Малое Кумаркино Ядринского района Чувашской республики » (2016г)
19. «Оценка качества воды реки Мочкаушка Ядринского района»(2017г)
20. «Зообентос реки Ошмашка Ядринского района Чувашской республики»(2018г)
21. «Оценка качества воды родника Ботанического сада г. Чебоксары» (2018г)
22. «Экологическое состояние реки Орбашка Аликовского района» (2019г)
23. «Святые источники села Абашево»(2019г)
24. «Оценка качества воды реки Большая Шатьма методом биоиндикации» (2020г)
Анализ результатов проекта
При разработке проекта были учтены многие аспекты: тип проекта (практико – ориентированный, познавательно – исследовательский, долгосрочный, открытый, коллективный); сроки реализации; методы и формы работы практические; экспериментирование (опыты), наблюдение) ; участники; условия реализации проекта; этапы и их содержание (подготовительный: сбор и анализ литературы по данной теме, выявление проблемы; выявление знаний детей по экологии (диагностика); определение цели; планирование предстоящей деятельности; обеспечение методического и дидактического комплекса для реализации проекта. Основной: апробация содержания долгосрочного проекта; проведение мероприятий согласно плана; взаимодействие с родителями, представителями общественных организаций для реализации основных задач; освещение результатов реализации проекта на сайте школы. Заключительный: участие в городских и республиканский НПК.
Ожидаемые результаты реализации проекта у детей:
-Созданы необходимые условия для организации по экологическому воспитанию и образованию;
-Дети готовы самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
-Дети умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
-Дети освоили знания об экологии родного края;
-Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе
-У дошкольников сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
У родителей повысился уровень экологического сознания, сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.
Перспектива дальнейшего развития проекта:
Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему для активного использования в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты. К экологическому проекту будут привлекаться как можно больше родителей. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.
Список использованной литературы.
1. Программа экологического образования «Мы» автор Н.Н. Кондратьева;
2. Программа «Наш дом – природа» автор Н.А. Рыжова;
3. «Любовь к природе воспитываем с детства» автор С.Н. Николаева;