Внеклассное мероприятие «Каша - матушка наша»

2
2
Материал опубликован 21 April 2019

Гусева Елена Сергеевна

Часть программы

«Разговор о правильном питании»

Тема программы, используемая автором

«Каша – матушка наша»

 

Возраст учащихся, для которых предназначена конкурсная работа

7 лет

Название организационной формы конкурсной работы

Внеклассное познавательное занятие

Где была реализована конкурсная работа

Дополнительное образование

Задачи, способствующие созданию условий для формирования:

 

предметных УУД

- иметь представление о каше как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;

- познакомиться со злаковыми растениями, закрепить навыки гигиены;

познавательных УУД

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- ориентироваться в рабочей тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, картинках с использованием своего жизненного опыта;

- проводить анализ учебного материала;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

личностных УУД

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, группах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью

регулятивных УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

коммуникативных УУД

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

В чем заключается новизна и оригинальность конкурсной работы

Познавательное внеклассное занятие содержит целую сеть межпредметных связей (окружающий мир, литературное чтение, музыка) с включением краеведческого материала, элементов учебно-исследовательской работы;

Занятие вписывается и в текущий учебный процесс, и в дополнительное образование, и в систему воспитательной работы.

Его особенностями являются:

- соответствие требованиям новых ФГОС;

- активное включение родителей в совместную деятельность;

- использование исследования как ведущего метода для мотивации учебной деятельности и в качественном освоении новых знаний

 

Ход занятия

На классной доске пословицы: «Каша- мать наша», « Про кашу не забудешь –здоровым будешь»

1. Организационный момент

Занятие начинается с речевки, направленной на положительную мотивацию к изучению нового материала:

Я сегодня удалец!

Я сегодня молодец!

Все сумею, все смогу

И другому помогу! (дети говорят хором)

Учитель:

_ Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть такими бодрыми, веселыми!

2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы занятия.

Учитель:

- Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из художественных произведений, вспомните, откуда они взяты, и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем занятии.

1) Сорока-белобока по полю летала,

Зерна собирала, печку топила,

Кашу варила, деток созывала,

Кашей угощала (русская народная потешка)

2) Раз, два, три- горшочек, вари.

И горшочек варил вкусную кашу. (сказка братьев Гримм «Горшок каши»)

3) – А нет у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить (русская народная сказка «Каша из топора»)

Учитель:

- Что объединяет все эти произведения? (во всех отрывках художественных произведений говорится о каше)

- Верно!

Далее дети самостоятельно формулируют тему занятия:

- Будем сегодня на занятии говорить о каше.

Называют учебные задачи, которые они поставили перед собой перед изучением нового знания.

- Хочу узнать, почему каша полезна для питания.

- Хочу узнать, какие бывают каши.

- Хочу узнать, как и из чего можно приготовить кашу.

3.Открытие нового знания.

Учитель:

- Ребята, к нам сегодня к нам на занятие пришли тетя Нина, Катя и Бусинка ( в роли тети Нины выступает мама Макаровой Маши, в роли Кати и Бусинки ученицы 5 класса Чипизубова Маша и Игумнова Юля).

Тетя Нина:

- Здравствуйте, ребята! Я узнала, что сегодня на занятии вы ведете разговор о каше.

Скажите, а зачем нам нужны каши? Почему их необходимо есть?

(Ответы детей)

- Правильно, молодцы! Каш а - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными, хорошо учиться в школе.

А что вы еще знаете о кашах?

(Дети выступают с небольшими сообщениями о каше)

1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай. 5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.

Тетя Нина:

- Молодцы, вы много интересного рассказали о каше. Про кашу наш русский народ придумал много пословиц и поговорок. Давайте прочитаем некоторые. (Читает пословицы , помещенные на классной доске).

- Какая из них вам больше понравилась? Почему?

-- А кто знает, в какое время суток лучше есть кашу? (на завтрак)

- Верно. Каша – самый подходящий продукт для завтрака. Она содержит нужное количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся » организмом.

- А какие каши вы знаете? (гречневая, рисовая, овсяная, пшенная…)

- Отчего зависит названия каши (от названия крупы).

(Тетя Нина показывает крупы: ячневую, рисовую. манную, гречневую, перловую, пшенную, овсяную. Дети называют вид крупы и какую кашу их нее можно приготовить. Рассматривают зерна, трогают их на ощупь, делятся своими впечатлениями.)

4.Применение нового знания.

Учитель:

- А сейчас, ребята, откройте, пожалуйста, рабочие тетради «Разговор о правильном питании» на странице 28 и найдите задание 2.

- Отгадайте и напишите из каких растений, зерен и круп получились манная, пшенная , гречневая, овсяная и пшеничная каша.

(Дети выполняют задание в тетради , затем идет проверка работы)

Динамическая пауза

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»).

5. Знакомство с материалом о пользе овсяной каши.

Учитель:

Уважаемая тетя Нина, совсем недавно мы с ребятами выявляли, каким кашам они отдают предпочтение, и выявили, что любят:

Перловую-14 человек

Пшенную-18 человек

Овсяную- 8 человек

Гречневую- 19 человек

Манную- 17 человек.

Тетя Нина:.

- Я очень рада, что в вашем классе не забывают про ароматную кашку! Но меня огорчает, что немногие ребята любят овсяную кашу. А ведь овсянка на Руси ценилась с древних времен. Современные ученые ценят эту кашу не меньше, рекомендуя ее каждому, кто хочет быть здоровым. Овсянку не зря назвали кашей «Геркулес». Название словно говорит нам: «Если ты будешь есть кашу «Геркулес», то станешь таким же здоровым, сильным, выносливым и быстрым, как знаменитый Геракл».

Очень полезна овсянка и школьникам. Те ученики, которые постоянно употребляют овсянку, хорошо учатся, у них хорошая память. Овсяная каша укрепляет зубы и кости. И даже улучшает настроение!

- А из чего же варят овсяную кашу? (из овсяных хлопьев). Тетя Нина показывает детям овсяные хлопья, зерна овса. Дети рассматривают зерна овса, изучают их на ощупь, обращают внимание на их форму, запах.

- Ребята, а вы знаете, что в нашем селе много полей, на которых выращивается овес? Папы Вити, Коли и Саши работают на этих полях, выращивают и убирают овес. Поэтому мы обязательно должны знать все об этой зерновой культуре.

6. Проведение мини-исследования в группах.

Учитель:

Ребята, а сейчас мы с вами проведем настоящее исследование об овсяной каше. В этом нам помогут наши помощники: Катя и Бусинка (в роли Кати и Бусинки ученицы 5 класса).

Работа будет осуществляться по командам: команда Кати и команда Бусинки.

Каждой команде дается задание.

Команда Кати: расставить в правильной последовательности картинки последовательного превращения зерна овса в овсяную крупу. (Дети получают предметные картинки)

Команда Бусинки: картинки последовательного превращения зерна овса в овсяную крупу;

(Дети получают на карточках описание действия приготовления овсяной каши. Нужно расположить карточки в правильной последовательности).

7. Представление результатов.

Во время выступления ребята команды Кати движениями и голосом имитируют действия и шум работающих трактора, комбайна, высыпающегося зерна из кузова машины, переработки зерна установками на заводе. Команда Бусинки показывают на практике, как нужно приготовить овсяную кашу.

Тетя Нина:

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Вот теперь я надеюсь, что вы полюбите овсяную кашу!

 

Учитель:

- Ребята, ваши родители тоже очень хотят, чтобы вы росли здоровыми и сильными, хорошо учились и радовали их своей хорошей учебой. Поэтому они сделали для вас сюрприз! Вас ждет горячая, вкусная, овсяная каша с изюмом, бананом!

- Что нужно сделать перед тем , как сесть за стол, ребята?

Дети:

- Помыть руки с мылом.

Учитель:

- Правильно, молодцы! Моем руки, и за стол!

(Дети проходят в школьную столовую и угощаются овсяной кашей. )

8. Подведение итогов. Обобщение.

- Ребята, помните, когда мы с вами проводили опрос, кому какая каша нравится, то овсянку предпочитали всего 8 человек. А теперь ваше мнение изменилось?

Дети:

-Да, нам всем понравилась овсяная каша, мы даже брали у поваров добавки.

- А мне понравилась овсяная каша с бананами!

- Я буду маму всегда просить, чтобы она мне варила такую кашу, хочу быть таким же сильным, как Геркулес!

Учитель:

- А давайте споем об овсяной каше песню! (Исполняется песня на мотив песни «Плакала девчонка»)

1.На плите в кастрюле каша кипела.

Всех ребятишек угостить хотела.

Овсяная, овсяная каша желанная.

Вкусная, нежная каша полезная.

2.Кушай, кушай, Маша, овсяную кашу.

Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.

Овсяна , овсяная каша желанная.

Вкусная, нежная каша полезная

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

- Выполнили ли мы, ребята, те задачи, которые поставили перед собой в начале занятия?

Дети:

- Да. Мы узнали, почему каша полезна для питания и какие бывают каши. Теперь мы сумеем приготовить овсяную кашу.

Учитель:

- Я попрошу вас закончить следующие предложения:

Я понял (а), что…

Я узнал (а)….

Мне было интересно…

Я теперь буду…

10. Домашнее задание.

Учитель:

- Ребята, я хочу вам предложить, чтобы вы дома сочинили небольшую сказку или стихотворение про кашу. А родители вам в этом помогут.
 

 

Использованная литература:

1.Безруких..М.М., Т.А.Филиппова, Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.

2.Безруких,.М.М., Т.А.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-72 с.

3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб. -1995.- 168с.

4. В. М. Ковалев Русская кухня: традиции и обычаи. – Москва, «Советская Россия», 1990 - 234 с.

5.Л.А. Обухова, Л.А.,Лемяскина, Н.А.. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.- «ВАКО», 2004.

 

Приложение 1

Задание для команды Бусинки

В правильной последовательности составьте порядок действий приготовления овсяной каши

 

-Налить в кастрюлю стакан молока.

- Вскипятить и посолить по вкусу.

- Добавить 1 столовую ложку меда.

- Всыпать в молоко половину стакана овсяной крупы.

- Варить на медленном огне 10 минут.

- Добавить в кашу 2 столовые ложки сливочного масла. По желанию добавить свежие ягоды, варенье, яблоки.

- Каша готова! Приятного аппетита!!

Приложение 2

 

Задание для команды Кати

Расставить в правильной последовательности картинки превращения зерна овса в овсяную крупу.

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Результаты исследования команды Кати. Примерный текст выступления детей

Наступила весна. Началась посевная. На поля вышли тракторы, вспахали землю. Потом в эту землю посеяли зерна овса. Всю весну и все лето вызревал урожай. Хороший овес вырос на поле. Пришла осень, выехали на поле с овсом комбайны. Убрали урожай, обмолотили, а машины увезли весь овес на зернохранилище. Оттуда повезли зернышки овса на завод, где из него сделали овсяные хлопья.

 

 

 

 

 

 

темы занятия. Приложение 4

Фото 1. Актуализация опорных знаний. Формулирование

 

 

 

 

 

Фото 2.Открытие нового знания.

 

 

 

 

 

Фото 3. Применение нового знания.

Фото 4. Проведение мини-исследования в группах о пользе овсяной каши.

 

 

Ф ото 5. Физминутка

 

Фото 6. Представление результатов исследования

 

 

Фото 7. Вкусное угощение!

 

Фото 8. Рефлексия учебной деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересное мероприятие!

21 April 2019