Проект "Мы - будущие авиастроители"
Название проекта: «Мы - будущие авиастроители»
Авторы проекта: Артамонова Т.Н., воспитатель, Майкова И.А., воспитатель, Шишкина К.Р., воспитатель.
Руководитель проекта: Романова В.В., воспитатель ВКК.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий.
Актуальность проекта:
В период дошкольного возраста происходит первичное осознание себя как личности, закладываются нравственные ориентиры, формируется фундамент гражданской ответственности. Такие жизненно важные понятия как патриотизм, толерантность берут свое начало в детстве, самом благоприятном времени для выработки правильных поведенческих нормативов, принятия своего места в картине мира и ответственности за него.
Детская проектная деятельность обладает рядом неоспоримых преимуществ: налицо результативное саморазвитие ребенка, которое происходит с учетом его желаний и потребностей, а также самостоятельное использование приобретенного опыта на практике. Проект позволяет в интересной форме развивать творчество и поисковую активность, обеспечивающую развитие активности ребенка.
Данная тема интересна своей близостью основной массе родителей группы, так как большая часть из них в силу специфики своей работы связана с деятельностью авиационного завода.
Проблема проекта: нашего проекта заключалась в том, чтобы познакомить детей с профессиями их родителей, большинство которых работает на авиазаводе, пробудить взаимный интерес к сотрудничеству. Наш детский сад находится в непосредственной близости к Иркутскому Авиационному заводу, большая часть родителей напрямую связана с этим предприятием, так что тема не является чем-то заоблачно – непонятным. Работа с проектом в данном направлении могла быть успешной только при условии эмоционального включения дошкольников в творческий процесс, напрямую связанный с его практическим воплощением. Одного словесного руководства недостаточно, раскрытие темы происходит через основные виды деятельности детей дошкольного возраста: игру, труд, образовательную деятельность.
Цель проекта:
Создание условий для развития и поддержания интереса детей среднего дошкольного возраста к самолетостроению посредством творческой самореализации в процессе освоения новых знаний.
Задачи проекта:
Материально-технические:
пополнять предметно-развивающую среду группы материалами, пособиями, играми.
Оздоровительные задачи:
охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Образовательные задачи:
Познакомить в общих чертах со спецификой работы Иркутского авиационного завода;
дать знания о выпускаемых самолетах;
познакомить детей с профессиями, связанными с авиационной промышленностью;
познакомить с профессиональными праздниками.
Развивающие задачи:
развивать творческую активность.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за свою семью, свой город, свою страну; уважительное отношение к результатам труда.
Практические задачи:
уметь реализовать задуманное через применение полученных умений и навыков.
Ожидаемые образовательные результаты:
Формирование мотивационных образовательных результатов, таких как:
-Патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности;
-Позитивное отношение к миру, к другим людям, к людям труда;
-Дети должны получить представление о начальном самолетостроении, овладев различными по технике реализации навыками и предпосылками конструктивно-модельной деятельности.
Этап реализации Проекта | Мероприятия Этапа | Цель мероприятия | Описание |
Организационный. | 1. Разработка примерного плана проекта 2.Изучение методической литературы. 3. Анализ и подготовка материального обеспечения. | Повышение компетентности в области тематики проекта | Проконсультировались у старшего воспитателя, разработали план работы над проектом. Изучили ресурсную базу, в том числе наполнение группы игровыми атрибутами и маркерами игрового пространства. Провели дополнительное обновление игровых зон. |
Практический | Проблемный вопрос «Как появляются самолеты» Беседа « Где строят самолеты?» Ситуативный разговор «Для чего нужны самолеты» Разговор «Где работают родители?» Рассматривание иллюстраций «Воздушный транспорт», газеты «Иркутский авиастроитель». Просмотр видео роликов, снятых родителями. Наблюдение за пролетающими самолетами. Совместные прогулки с родителями по территории заводского парка. С./р. игры «Мы летим на самолете», «Завод самолетов», «Аэродром». Подвижная игра «Самолеты» Проблемное обсуждение «Кто быстрей доставит груз?» Дидактические игры: «Что лишнее?», Дидактическая игра «Кто кем работает?» Рисование: «Летит по небу самолет» Лепка. Коллективная работа «Самолеты » Коллективная аппликация «Самолеты летят над Иркутском». Конструирование «Самолет построим сами» Целевая прогулка к зданию Иркутского авиационного завода. КТД: «Выставка самолетов». Спортивное развлечение «Мы будем строить самолеты» | Формировать первичные представления о сферах человеческой деятельности. Учить составлять рассказ на заданную тему. Развивать связную и диалогическую речь. Учить интересоваться работой родителей. Развивать интерес к профессиям родителей и чувство сопричастности к историческому наследию иркутского авиазавода. Развивать наблюдательность, любознательность. Формировать умение обсуждать информацию. Учить выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом. Учить осознанно выполнять правила игры. Формировать навыки сравнения и обсуждения предлагаемых условий. Закрепление полученных знаний в игровой деятельности. Поощрять стремление передавать в рисунках, аппликации, реальные образы объектов. Продолжать формировать умение создавать коллективные работы. Учить анализировать постройки, соотносить их по величине. Расширение кругозора, знакомство с авиазаводом. Закрепление полученных знаний в продуктивной деятельности. Конечный продукт проекта. Прививать интерес и позитивное отношение к здоровому образу жизни. | На прогулке обратить внимание на пролетающий самолет и задать вопрос. Выслушать ответы и замотивировать на проект. Провести беседу в утренний отрезок дня, выслушать версии, познакомить с фотозоной «Наши самолеты» Провести ситуативный разговор на прогулке, сравнить практическую значимость самолетов с другим транспортом. Осуществлять в первую или вторую половину дня. Обсудить с родителями, направить их в русло проекта. На прогулке в ДОУ обратить внимание на красоту и мощность самолетов. Обменяться слайдами и фотоснимками в режиме реального времени с родителями. Сюжет развертывается при участии педагога, при необходимости сюжетная линия корректируется. Распределяются роли : летчик, стюардесса, пассажиры. Следующая сюжетная линия: самолетостроители, летчики и пассажиры, которым нужен самолет. Игра по принципу соотнесения частей и целого. Педагог организует игру с подгруппой и индивидуально. Педагог проводит с мячом. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос. Продуктивная деятельность организуется педагогом во время НОД, и во время самостоятельной деятельности детей. На целевую прогулку можно пригласить и родителей, кто располагает свободным временем. Выставка оформляется в фойе детского сада силами детей и родителей. Развлечение интегрированное, проводится в зале с привлечением родителей. |
Подведение итогов. Рефлексия. Аналитический. | Презентация итогового продукта на родительском собрании. Представление проекта на педсовете | Осознание реализации проекта и его оценка | Дети и родители на родительском собрании делятся своими наработками. Представляют поделки и рисунки. |
Оборудование проекта
Материально-техническое оснащение проекта:
Уголок ИЗО (материалы для зарисовок, набросков, образцы самолетов на фотографиях, трафареты для прорисовки контура).
Уголок творчества (материалы для самостоятельной конструктивно-модельной деятельности, схемы, образцы моделей, иллюстративная подборка).
Книжный уголок (детские журналы, книги - энциклопедии, иллюстрации)
Консультации для родителей, оформление стендового доклада.
Консультации для педагогов.
Игротека с подборкой игровой атрибутики, маркеров игрового пространства.
Методические и дидактические пособия:
Комплект тематических наглядных материалов «Транспорт»
«Расскажите детям о транспорте» Серия наглядно-дидактических пособий.
Методическое обеспечение проекта:
Подбор теоретической и методической литературы.
Подбор периодической литературы: (газеты «Иркутский авиастроитель»).
Материалы по передовому педагогическому опыту.
Описание продукта проекта: выставка рисунков «Наши самолеты», выставка макетов «Иркутские самолеты».
Опираясь на полученные знания, была подготовлена и проведена выставка работ детей в рамках коллективного творческого дела выставка детских рисунков и выставка макетов «Иркутские самолеты», выполненных детьми при помощи родителей.
Перспектива проекта:
Тема проекта очень обширна, развивать и изучать ее можно в течение длительного времени. Уважительное отношение к людям труда, духовно-нравственным ценностям нельзя определить конкретным отрезком времени. Так как Иркутский авиационный завод является градообразующим предприятием, данная тема находит свое продолжение в семье, профессиональные праздники помогают эмоциональному сопереживанию событийности.
Данную тему мы планируем разрабатывать и дальше, познакомить детей с историческим наследием самолетостроения.
Список литературы:
1.Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб, 2008.
3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.-72 с.
4.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.-128 с.
5.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.-2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-128 с.
6.Калиничеко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой активности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.-112 с.
7.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112 с.
8. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-144 с.
9.Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010.- 128с.
10.Новикова, И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон. / И.В Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 2012. – 112 с.: ил.
11.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-80 с.