Конспект коррекционно-развивающего занятия «Мы — будущие первоклассники!»
Пояснительная записка к презентации
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: Мы – будущие первоклассники!
Группа детей по направлению работы: подготовительная общеразвивающей направленности, старшая коррекционной направленности, подготовительная коррекционной направленности
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие
Цели и задачи: Развитие социальной и личностной готовности.
развивать групповое взаимодействие;
способствовать принятию детьми позиции ученика;
развивать навыки саморегуляции и самоконтроля;
способствовать снижению уровня личностной тревожности;
развивать концентрацию внимания и слуховое восприятие.
Предпосылки УУД
Познавательные
-
навыки сформированности сенсорных эталонов;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
формулировать собственное мнение и позицию;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
Регулятивные
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение работать по инструкции взрослого;
• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Личностные
формирование познавательной и социальной мотивации;
формирование адекватной самооценки;
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
План-конспект коррекционно-развивающего занятия
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Задача этапа: мотивировать детей на включение в деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).
Приветствие «Здравствуй друг»
Введение в игровую ситуацию с использованием ИКТ (презентация «Малыш Гео идет в школу» этап 1)
II. Актуализация знаний
Задача этапа: формирование умения, навыка, необходимого для «открытия» нового знания.
«Мыслительная гимнастика»
- загадки о школе, школьных принадлежностях
- дидактическая игра «Хорошо - Плохо»
- коммуникативное упражнение «В моем рюкзаке…»
2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановки проблемы.
- презентация «Малыш Гео идет в школу» этап 2
- графическое упражнение «Дорога к школе»
III. Открытие детьми нового знания.
Задача этапа: побудить детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом.
Выдвижение гипотезы (предположения), определение истины и проверки суждений на практике;
- презентация «Малыш Гео идет в школу» этап 3
- развивающее упражнение «4 лишний» (интерактивная доска)
- двигательная гимнастика
- речевое упражнение «Что перепутал художник» (интерактивная доска)
2. Фиксирование нового алгоритма (способа действий) в речи детей, в знаковой форме, предметной модели и т.д.
- мнемотаблица «Скоро в школу»
- арт-терапевтическое упражнение «Веселые краски»
- презентация «Малыш Гео идет в школу» этап 4
IV. Рефлексия (итог).
Задача этапа: организовать рефлексию и самооценку детьми своей деятельности.
1. Оценка занятия детьми и педагогом.
-уголок настроения
2. Прощание.
-ритуал прощания
Ход занятия
I. Создание мотивационного поля (организационный момент)
1. Приветствие «Здравствуй друг!»
Здравствуй правая рука (вытягивают вперед правую руку)
Здравствуй левая рука (вытягивают вперед левую руку)
Здравствуй друг (берут за руку соседа справа)
Здравствуй друг (берут за руку соседа слева)
Здравствуй, здравствуй дружный круг (взявшись за руки взмахнуть)
Мы стоим рука в руке (крепко сжать руки друг друга)
Вместе мы – большая лента (расширить круг)
Можем маленькими быть (сесть на корточки)
Можем мы большими быть (встать на носочки)
Но один никто не будет (собраться в кругу соединив руки)
Введение в игровую ситуацию с использованием ИКТ (презентация «Малыш Гео идет в школу» этап 1)
Проблемная ситуация: Малыш Гео отправляется в школу, он приглашает детей в Фиолетовый лес, чтобы они помогли ему подготовиться к школе.
II. Актуализация знаний
Задача этапа: формирование умения, навыка, необходимого для «открытия» нового знания.
Психолог: Ну что, ребята, поможем малышу Гео подготовиться к школе? Давайте отправимся в путь!
На слайде появляется Незримка Всюсь.
Незримка: И куда это вы малышня направляетесь?
Психолог: В гости к малышу Гео, будем помогать ему, готовиться к школе!
Незримка: Ха-ха, вот глупый малыш, зачем же ходить в школу? Там много всяких трудных правил и домашнее задание делать надо! Ерунда все это! Не пущу я вас в Фиолетовый лес!
Незримка исчезает, на слайде появляется лабиринт с вопросами, под каждым вопросом скрывается загадка.
«Мыслительная гимнастика» (интерактивная доска)
- загадки о школе, школьных принадлежностях
Психолог: Вот ведь вредный этот Незримка, но мы с вами, ребята, все загадки отгадали, давайте пойдем дальше!
На слайде вновь появляется Незримка.
Незримка: Ах, вот вы какие, умные значит, да? Ну и идите к своему Гео, а я побегу проказничать дальше!
Психолог: Погоди, Незримка! Пойдем с нами, может быть, когда ты больше узнаешь о школе, ты тоже захочешь туда пойти?
Незримка: что-то я сильно в этом сомневаюсь! Но так уж и быть, схожу с вами, все равно скучно, и заняться нечем!
На слайде появляется Ворон Метр.
Ворон Метр: Каррр, здррравствуйте ребятишки, Куда вы так весело направляетесь?
Незримка: Да вот, глупый Гео, в школу хочет пойти, а дети ему помочь хотят. А я с ними просто так, от скуки иду!
Ворон Метр: Какой ты, Незримка непонятливый, школа – это место где тебя научат читать, писать, решать различные сложные задачи, эксперименты, в школе у тебя появится много новых друзей! И еще много все замечательного ждет тебя в школе! Правда, ребята? Предлагаю тебе, Незримка, поиграть с ребятами в игру. Называется она «Хорошо – Плохо». Я буду показывать тебе и детям картинки с разными ситуациями, а вы будете говорить что можно делать в школе, а что нельзя?
- дидактическая игра «Хорошо - Плохо» (интерактивная доска)
Во время игры Незримка намеренно указывает только на плохие поступки, тем самым побуждая детей аргументировать свой выбор.
Ворон Метр: как ты не старался, Незримка, запутать детей, они все равно все отгадали правильно! Молодцы, ребята! Полетел я дальше, дел у меня много, удачной вам дороги! До свидания!
Психолог: до свидания ворон Метр! Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать первоклассник?
Ответы детей.
Психолог: Я предлагаю вам, представить, что все качества, необходимые первокласснику, можно сложить в волшебный рюкзак, который всегда будет с вами. Давайте, каждый из вас сложит в свой рюкзак те качества, которые, по его мнению, пригодятся ему при поступлении в школу?
- коммуникативное упражнение «В моем рюкзаке…»
Психолог: Ну что же, мы основательно подготовились к поступлению в школу, но Малыш Гео нас уже заждался, давайте отправимся дальше!
- физминутка «Веселое путешествие»
III. Открытие детьми нового знания.
Задача этапа: побудить детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом.
Выдвижение гипотезы (предположения), определение истины и проверки суждений на практике;
Психолог: Вот мы с вами и в Фиолетовом лесу! А вот и малыш Гео! Здравствуй!
На слайде появляется малыш Гео.
Гео: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли! Здравствуй Незримка!
Незримка: Привет-привет! Мы тут пришли с ребятами к школе тебе помочь подготовиться, да и я может, тоже захочу в эту вашу школу пойти!
Гео: Это же замечательно! Вдвоем нам будет веселее учиться!
Психолог: Ну что, малыш Гео, давай начнем готовиться к школе? Ребята, как вы думаете, кто самый главный в школе? А в классе? Конечно же, это учитель! А как вы считаете, каким должен быть учитель?
Ответы детей.
Психолог: Да, учитель должен быть не только самым добрым, но еще и самым умным, ведь он передает знания другим! А давайте, представим, на минутку, что все вы стали учителями в школе, и вам нужно подготовиться к уроку. Давайте подумаем, какие принадлежности вам понадобятся
- развивающее упражнение «4 лишний» (интерактивная доска)
Незримка и Гео тоже участвуют в игре.
Психолог: Какие вы все молодцы! Конечно, учителю вряд ли понадобится пистолет и скакалка в подготовке к уроку! А как вы считаете, в каком уроке, учителю может понадобиться скакалка? А пистолет? Правильно! Скакалка на уроке физкультуры, а пистолет, на уроке истории в качестве наглядного материала!
Гео: Ребята, а неужели мне придется целый день сидеть и учить уроки?
Незримка: Вот, вот, говорил я, что школа это полная ерунда, так и с ума сойти можно, зубрить целый день!
Психолог: Да что ты такое говоришь, Незримка! В школе, чтобы отдохнуть есть специально отведенное для этого время. Ребята, вы знаете, как оно называется?
Дети: Перемена!
Психолог: Правильно, перемена. На перемене дети могут немного отдохнуть перед следующим уроком, перекусить, пообщаться с друзьями и подготовиться к следующему уроку! Давайте, прямо сейчас устроим перемену?
- двигательная гимнастика «Веселая переменка» (интерактивная доска)
Психолог: Ну что, отдохнули, размялись? Готовы к следующему заданию?
Незримка: А пока вы тут прыгали да плясали, я картинки красивые нарисовал про школу, посмотрите!
На слайде появляются картинки с изображением школы, класса, урока, но в каждой картинке есть что-то лишнее.
Психолог: Незримка, картинки твои очень красивые, но кое-что мне кажется неправильным, как вы думает, ребята?
- речевое упражнение «Что перепутал художник» (интерактивная доска)
Незримка: ну так и быть, с вашими исправлениями картинки даже лучше смотрятся! Спасибо!
Психолог: да не за что, Незримка! Скажи мне, ты не поменял своего мнения о школе?
Незримка: Ну не знаю, вроде вы все интересно рассказываете, но я все равно боюсь, а вдруг у меня ничего не будет получаться? Вдруг я буду самым плохим учеником.
Психолог: Не переживай, Незримка, плохих учеников не бывает, бывает, что иногда что-то не получается, но нужно попытаться сделать еще и еще раз, до тех пор, пока не получится. И к тому же, в школе ты обретешь много друзей, которые всегда помогут тебе и поддержат. Правда, ребята?
Гео: Незримка, я всегда буду тебе помогать, а ты будешь придумывать для нас интересные игры, ведь у тебя такое богатое воображение!
Незримка: Убедили вы меня ребята, пойду я вместе с Гео в школу, получать новые знания! Спасибо!
Фиксирование нового алгоритма (способа действий) в речи детей, в знаковой форме, предметной модели и т.д.
Психолог: Вот и хорошо, я уверена, что ты будешь самым лучшим учеником в школе! Ребята, а теперь я предлагаю вам повторить и закрепить знания о школе, что такое школа? Какие в школе правила? Хорошо?
- составление рассказа по мнемотаблице «Скоро в школу» (интерактивная доска)
Психолог: Какие вы молодцы! Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад, но на прощание предлагаю поиграть в веселую игру с красками. Посмотрите, у меня есть большая картина с изображением геометрических фигур, но ей не хватает красок, давайте каждый из вас выберет свою фигуру и закрасит ее в определенный цвет! (в итоге получается здание школы)
- арт-терапевтическое упражнение «Веселые краски»
Психолог: Ребята, пришла пора прощаться с нашими друзьями и возвращаться в детский сад, до свидания Незримка, до свидания Малыш Гео!
Незримка и Гео: До свидания ребята, спасибо вам большое за помощь!
- двигательное упражнение «Веселое путешествие»
IV. Рефлексия (итог)
Психолог: Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие? Расскажите, какое задание было самым трудным? А самым легким? Предлагаю вам оценить наше занятие в уголке настроения, если вам понравилось – повесьте солнышко, если нет – тучку, если вы не можете сказать точно – цветочек.
Теперь пришла пора нам прощаться, до свидания, до новых встреч!
Панагушина Елена Аркадьевна