Педагогический проект «Кадеты — будущее России»
Педагогический проект «Кадеты – будущее России», разработанный педагогом организатором ОБЖ МОУ СОШ№16 с. с.Александровского Александровского района Ставропольского края Лясковским Виктором Семеновичем
Проблемный анализ
История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.
Конец XX века и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав и свобод человека, перехода к рыночной экономике. Функционирование демократии и, в конечном счете, построение правового государства зависит от образованности граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, активно участвующих в жизни общества, принимающих осознанные и ответственные решения. Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию.
В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ “Об образовании”, “Федеральной программе развития образования”, “Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года”и др. Проведение анкетирования, изучение запросов родителей и учащихся в вопросах формирования социального заказа показало необходимость создания на базе МОУ СОШ № 16 кадетских классов, в которые вошли учащиеся в возрасте 11-15 лет. В связи с этим был разработан педагогический проект «Кадеты – будущее России».
Кадетское движение осуществляет обучение и воспитание кадет, направлено на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.
Цель проекта:
выработка нравственно-этических качеств кадетов, развитие интеллектуальных возможностей и способностей, подготовка кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Методические задачи проекта:
•создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;
•содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;
•воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;
•развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
•развития форм кадетского самоуправления.
• повышение профессионального уровня и педагогической культуры учителей школы на основе над – и метапредметности.
Дидактические задачи:
• формирование информационной, политической, социальной компетентностей;
• формирование единой воспитательной позиции по гражданскому, патриотическому воспитанию;
• формирование патриотического сознания и гражданского поведения;
• формирование правовой культуры и гражданского сознания;
• формирование коммуникативной культуры;
• формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности;
• формирование опыта социально-значимой деятельности.
Гипотеза проекта
Процесс создания эффективных условий для формирования военно-патриотического воспитания в кадетских классах способствует развитию активной гражданской позиции личности,готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.
Определение проекта
Особенности проекта:
• по характеру результата - продукционный;
• по типу деятельности - информационный проект, так как и исходные, и готовые материалы являются продуктами информационных процессов;
• по профилю знаний – межпредметный;
• по уровню контактов - внутришкольный, коммуникационный;
• по количеству участников – групповой (всего над проектом работает 4 творческие группы);
• по продолжительности – в течение 5 учебных лет
Основные принципы реализации проекта:
1. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.
2. Принцип создания творческой атмосферы, взаимного доверия и уважения, сотрудничества: педагоги не только транслируют образцы критичности мышления, организации деятельности, но и живут по этим образцам.
3. Принцип саморазвития: создание условий для проявления у всех участников кадетского движения установки на осознание ценности и значимости совместных усилий.
4. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.
5. Принцип самоопределения: осознание себя и своего образовательного учреждения как уникального и особенного, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деятельности.
Объект проекта: становление гражданина с высокой гражданской позицией, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного проявлять их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Предмет проекта: содержание и технологии формирования патриотического сознания и гражданского поведения, обеспечивающих готовность молодых людей самостоятельно принимать решения, способность к сотрудничеству, воспитание чувства ответственности за судьбу страны.
Информационное описание проекта
В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ “Об образовании”, “Федеральной программе развития образования”, “Концепции патриотического воспитания граждан РФ”, приоритетный национальный проект “ Образование” и др.
Кадетское движение направлено на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Проектируемая на данной основе работа должна будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях
Педагог в Проекте направляет процесс познания в русло открытия нового, прививает нравственно-этические качества кадетам, развивает интеллектуальные возможности и способности, подготавливает кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще, культурно обогащая окружение ребёнка.
Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Открытие нового под руководством учителя (опыт учителя, его ценностно-культурная компетентность выступают в роли путеводной звезды) должно проходить следующие стадии развития:
- стадия чувственного, которая помогает создать образ предмета, явления, события и т.д. На данном этапе роль учителя заключается в создании яркого, загадочного образа;
- стадия проблематизации - открыватель узнает о собственном знании и незнании (данная стадия является переходной, именно здесь образ представляется проблемой, которую надо разрешить);
- поиск методов разрешения проблемы (позже эти методы станут собственностью открывателя, именно им он будет искать место в обыденности). Роль учителя на данной стадии - показать ряд методов, из которых исследователь выберет тот, который подходит только ему. Чем больше методов предоставит учитель на этом этапе, тем больше выбора будет у открывателя в будущем;
- в процессе исследования возникают новые образы – незнание трансформируется в знание, открывая новое незнание. Здесь роль учителя совпадает с ролью первой стадии - создании яркого, загадочного образа нового незнания.
Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
Для реализация цели проекта работа ведется по следующим направлениям:
1.Духовно– нравственное
Воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основе классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: “Для чего человек живет?”, “Кто такой нравственный человек?”, “Духовность– норма человеческой жизни”, а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в литературной гостиной “Вдохновение”, участвуют в спектаклях и тематических вечерах, и соблюдают “кодекс чести” кадетов.
5кл -6кл |
7кл-8кл |
9кл |
||
Цикл бесед, часов общения Классный час |
«О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних |
Торжественное получение паспорта Праздник «Я -гражданин России» |
||
Привлечение школьников к работе в общественных организациях, в пионерском и молодежном движении - деятельность ученического самоуправления |
Привлечение школьников к работе в общественных организациях, в пионерском и молодежном движении -работа в профильных отрядах |
Привлечение школьников к работе в общественных организациях, в пионерском и молодежном движении -работа отряда «Волоетеры» |
||
О взаимоотношениях девочек и мальчиков |
Этический калейдоскоп обзор правил хорошего тона |
Подготовка к семейной жизни: «Чтоб семья была счастливой» |
||
Экскурсия в музей села Александровского -экскурсия |
Цикл встреч с интересными людьми«В человеке должно быть все прекрасно |
По выставочным залам мирового значения. Знакомство с иконописью заочные путешествия |
||
Акция «День рождения школы» |
Технология преодоления конфликтных ситуаций, тренинговые занятия |
Цикл бесед «Навыки саморегуляции и безопасного поведения» |
||
Занятие с элементами тренинга «Стать равным самому себе» |
«Моя нравственная позиция», «Мой нравственный идеал» мини проект |
«Открытая трибуна. Поговорим о нравственных категориях» |
||
Занятия в системе дополнительного образования спецкурсы |
||||
7-9 классы Спецкурс «Этикет военного» |
2. Гражданско-патриотическое
Воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: акции, митинги, вахты памяти, операции. Это торжественный вечер “Посвящение в кадеты”, где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; это День Защитника Отечества; спартакиада допризывной молодёжи; соревнования по пулевой стрельбе; уроки мужества не только в своём классе, но и проведение таких уроков для учеников 6-7 классов; помощь ветеранам ВОВ; посещение музея; военкомата.
5кл-6кл |
7-кл-8кл |
9кл |
Неделя мужества |
Акция «Ветераны живут рядом» разведка добрых дел |
«К защите Родины готов» Соревнования допризыв- ной молодежи |
Вахта Памяти - Конкурс «Письмо ветерану», |
Вахта Памяти Операция «Поздравление», |
Вахта Памяти Трудовой десант «Аллея славы» |
Мои права и обязанности в школе |
О правовых отношениях в ученическом коллективе |
Права детей по государственному законодательств |
Экскурсия в музей с. Александровского «История быта казаков Ставрополья» |
Встреча с атаманом Казачьего и Терского и Александровского войска Мещеряковым С. В. |
Встреча с представителями духовенства «Сила духа русского воинства» «Во славу Отечества» |
Занятия в системе дополнительного образования спецкурсы |
||
5класс Основы военного дела Занимательное страноведение |
7 класс Великие географические открытия Этикет военного |
Историческое краеведение |
6класс Этикет военного |
8класс Проблемы экологии села Александровского Природное и культурное наследие России и родного края Служу России |
9 класс Я гражданин России Основы государственной системы России |
3. Спортивно-оздоровительное
Воспитание направлено на развитие морально– волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. (Дни здоровья, внеклассные мероприятия, акции и т.д.) Все кадеты принимают участие в школьных, районных, краевых спортивных соревнованиях.
5кл-6кл |
7-кл-8кл |
9кл |
«Веселые старты» спортивно развлекательная встреча |
«О красоте внешней и внутренней». Диалог о здоровье |
Слагаемые здоровья. Занятие тренинг |
Поход в лес. Практические занятия по ориентированию на местности и стрельбе из ПВ |
Поход в лес. Практические занятия по ориентированию на местности и стрельбе из ПВ |
Поход в лес. Практические занятия по ориентированию на местности и стрельбе из ПВ |
Летние учебно-полевые сборы |
Летние учебно-полевые сборы |
Летние учебно-полевые сборы |
Смотр строя и песни «Служу Отечеству!» |
Конкурс «Лучший кадет года» |
Участие в районных казачьих играх |
Соревнование по стрельбе «Лучший снайпер - из кадет!» |
Соревнования по военно-прикладным видам спорта: - стрельбы из ПВ; - ориентирование на местности с преодолением полосы препятствий |
Соревнования по военно-прикладным видам спорта: - стрельбы из ПВ; - ориентирование на местности с преодолением полосы препятствий |
Занятия в системе дополнительного образования кружки |
||
5 класс Начинающий кадет |
7 класс Меткий стрелок Служу Отечеству |
9 класс Меткий стрелок Служу Отечеству |
6 класс спецназ |
8 класс Меткий стрелок Служу Отечеству |
4. Профессиональное самоопределение
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Результатом становления ценностного отношения учащихся кадетских классов к гражданскому долгу выступает уровень его развития: сформированность личностных идеалов подростка, учащегося кадетского класса, представления об идеальном профессиональном образе, значимых для него ценностях, осознанность социального поведения, гармоничность межличностных отношений, социальная адаптация, восприятие временной перспективы, межличностная чувствительность. Процесс становления ценностного отношения к гражданскому долгу интенсивен в период обучения в кадетском классе, когда выбор будущей профессии и социальной роли для учащихся являются средствами жизненного самоопределения, выбора образа жизни.
5кл-6кл |
7-кл-8кл |
9кл |
Фестиваль искусств |
Часы общения«Я выбираю профессию»
|
Защита проекта «Выбор рабочего места» |
Посещение музеев боевой и трудовой славы села, города Ставрополя, городов-героев |
Встречи с ветеранами и участниками войн, солдатами и офицерами срочной службы |
Еженедельный информационный обзор «В мире новых профессий» |
Уроки жизненных навыков цикл встреч с представителями различных профессий |
Организация временного трудоустройства учащихся в течение учебного года и в летний период |
Персональные выставки талантливых детей |
Встреча с кадетами кадетской школы им. Ермолова г. Ставрополя |
Встреча с заместителем командира части Ставропольского СОБР Кацурба Сергеем Константиновичем. |
Экскурсионная поездка в воинскую часть Ставропольского СОБРа |
Создание «Летописи доблестных дел» |
Поисково-исследовательская работа: «Военные династии» |
Поисково-исследовательская работа: «История жизни разведчика Козлова» |
Защита проектов «Профессия, нужная людям» |
Выпуск боевого листка «Мы-кадеты» Защита проектов «Гражданские профессии» |
Выпуск боевого листка «Мы-кадеты» Защита проектов «Военные профессии» |
Занятия в системе дополнительного образования спецкурсы |
||
7класс История Российской Армии |
9 класс Психология успеха Самореализация и выбор профессии |
|
8класс Графика Я выбираю профессию Сам себе адвокат |
||
Социализация личности средствами профиля |
||
5 класс ЮИД (юные инспекторы движения) |
7 класс ЮПП (юный помощник полиции) |
9 класс ЮП (юный правовед) |
6 класс ЮП (юный пожарный) |
8 класс ЮС (юный спасатель) |
Теоретическая значимость проекта
Теоретическая разработка и обоснование организационно-педагогических условий реализации ранней профилизации образовательно-воспитательного процесса в условиях кадетского класса.
Практическая значимость проекта
Предоставление обучающимся возможности реализовать возможности и потребности путем организации обучения в кадетском классе; разработка программы воспитания и обучения в кадетском классе; подготовка методических рекомендаций.
Основные этапы работы над проектом
2009 год – подготовительный
Анализ востребованности идеи кадетского воспитания среди обучающихся и их родителей; обсуждение проблемы на совещании при директоре и родительском собрании; согласование открытия кадетского класса с педагогическим коллективом, органами самоуправления школы. Подготовка научно-исследовательского проекта по проблеме исследования и представление на заседании методического совета ОУ.
Изучение психолого-педагогической литературы, передового опыта по организации учебного процесса в кадетских классах. Анализ-обобщение изученного материала, создание рабочей группы.
Подготовка педагогических кадров к работе над проектом. Разработка программ воспитательной направленности, спецкурсов, дополнительного образования.
2010-2013года – практический
Отработка механизма комплектования кадетских классов . Оформление нормативной и диагностической документации. Комплектование кадетских классов.
Организация учебного процесса в соответствии с новыми учебными планами и модифицированными программами. Семинары и отчеты в ходе работе.
Формирование системы работы классного руководителя в кадетском классе. Отчет об организации работы. Результаты диагностики.
2014-2015 учебный год - обобщающий
Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы над проектом. Проведение обобщающего семинара. Отчет. Подготовка публикаций. Выступления на конференциях, семинарах.
Теоретическое обоснование результатов проекта.
Оформление рекомендаций по внедрению разработанных материалов Отчет. Издание сборника материалов.
Прогнозируемые результаты проекта:
1. Организация отбора в кадетские классы
2. Обеспечение уровня подготовки 80%, достаточного для поступления в высшие или специальные учебные заведения
3. Успешное освоение программы обучения.
4. Создание целостной системы военно-патриотического воспитания.
Нормативные документы
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка".
3. Закон РФ "Об образовании".
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
6. Распоряжение Президента Российской Федерации № 118-рп от 9.04.1997 года «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ/ школ-интернатов».
Преподаватель – организатор ОБЖ В.С. Лясковский
Директор МОУ СОШ № 16 А.И. Гсева