Проект «Мир науки глазами детей. Снег» для детей 5-7 лет
ПРОЕКТ «Мир науки глазами детей. Снег»
Детский сад № 125 ОАО «РЖД»
г. Екатеринбург
Воспитатель : Вахтина Надежда Борисовна
Тип проекта: экспериментально - научный
Место проведения: территория и помещения дошкольной организации
Участники проекта: воспитанники, родители.
Возраст детей: 5-7 лет
Состав участников: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Цель проекта: Увлечь детей наукой и познавательным творчеством, учить думать, исследовать и изобретать.
Задачи проекта:
1.Вовлечь детей в исследовательскую и изобретательскую деятельность.
2.Формировать основы исследовательского мышления, а также развить навыки и личностные качества.
3. Создать условия для повышения познавательной активности дошкольников.
Проблема: Как организовать пространство вокруг воспитанников, чтобы повысить познавательную активность и желание исследовать и изобретать, учитывая заинтересованность детей «нетающим снегом».
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской и изобретательной деятельности.
Задачи:
Дети:
Образовательные:
Вовлечь детей в исследовательскую и изобретательскую деятельность
Продолжать учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
Развивающие:
Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно – следственные связи).
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать интерес и желание заниматься опытнической деятельностью; самостоятельность; желание.
Родители:
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
заинтересовать родителей научно-исследовательской деятельностью, формирование созидательного отношения к миру.
Гипотеза: если в центре экспериментально - научной и исследовательской деятельности создать условия для детей с учетом индивидуализации образовательного процесса и систематически, совместно с детьми и родителями, обновлять существующие блоки, возникнут предпосылки формирования у детей исследовательского мышления.
Результат:
Дидактические игры: «Найди одинаковые снежинки», «Судоку» и др.;
Мастер – класс «Снежные истории» (изготовление искусственного снега по информационно – технологической карте с использованием соды и пены для бритья)
Лэпбук «Снежинка»
НОД «Опыты со снегом и льдом «Зимние загадки»
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Форма совместной деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Цель: расширение познавательного опыта и формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы зимой.
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать знания, при необходимости познакомить детей со свойствами снега и льда.
Способствовать нахождению причинно-следственных связей явлений живой и неживой природы.
Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
Познакомить детей с новыми понятиями: колба, пробирка, химическая реакция.
Развивающие:
Развитие познавательно – исследовательской деятельности
Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно – следственные связи).
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать интерес и желание заниматься опытнической деятельностью; самостоятельность; желание добиваться результата в процессе работы.
Планируемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опытов, наблюдают, делают выводы.
Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливая причинно – следственные связи.
Активное и доброжелательное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Материалы: емкости для снега, пластиковые стаканчики, пробирки, стойка для пробирок, кусочки обувной кожи, стаканы стеклянные, чайные ложки, колба пластмассовая, песок, соль пищевая, цветная бумага.
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат | ||
Организационно- мотивационный этап Цель: вызвать у детей познавательный интерес | Анфиса пришла утром в детский сад и рассказала о том, что её мама купила новые сапоги и расстроилась из-за испорченных сапог. Как вы думаете, почему испортились сапоги? Итак, вы предположили, что: Сапоги были старые. От песка, которым посыпали двор. От соли, которой посыпали улицу. Мы точно знаем, что сапоги были новые, значит остаются всего два предположения. Как вы думаете, мы можем узнать, почему испортилась вещь? Как? ( провести опыт, спросить у родителей, узнать в интернете) Обратите внимание, у нас есть все необходимое, чтобы решить проблему. | Рассказывает Задает вопрос, вовлекает в проблемную ситуацию Задает вопросы, нацеливает на дальнейшую работу | Слушают Отвечают на вопрос, рассуждают, высказывают собственное мнение, используя ранее полученный опыт Отвечают на вопросы | Дети проявляют интерес к деятельности | ||
Опыт 1 Реакция снега и льда на песок и соль Цель: узнать, почему при гололеде используют песок и соль. | Как вы думаете, что произойдет при попадании песка или соли на снег и лед? Давайте проведем опыт: наполним емкости снегом и льдом и первую посыпем песком, а вторую - солью. Ребята, что происходит со снегом и льдом? Какой можно сделать вывод? Вывод: песок покрывает снег и лед и не вступает с ними в реакцию, а под солью начинается интенсивное таяние снега и льда. Давайте зайдем в группу и продолжим наши исследования. Емкости мы возьмем с собой. | Задает вопрос стимулирующий процесс мышления Предлагает провести опыт Задает вопрос, нацеливает на вывод | Отвечают на вопрос Наполняют емкости снегом и льдом, высыпают в первую емкость песок, а во вторую соль, наблюдают Рассматривают, высказывают собственное мнение. Делают вывод | Проявляют любознательность, задают вопросы, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Наблюдают, экспериментируют. Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. | ||
Опыт 2 Растворяем соль в воде Цель: выяснить растворится ли соль в воде. | Давайте узнаем, произойдет ли такая же реакция при смешивании соли с водой. Обратите внимание на сигнальную карту. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Вывод: соль полностью растворилась в воде изменив ее цвет. | Стимулируют на деятельность, наблюдает за детьми во время выполнения задания, выражает признательность Задает вопросы стимулирующие процесс мышления, Способствует тому, чтобы дети самостоятельно делали вывод. | Выполняют действия. Отвечают на вопросы. Делают выводы | Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. | ||
Физкультминутка | Перед проведением следующего опыта предлагаю провести физминутку: А на улице мороз Ну-ка все взялись за нос. По коленкам постучали, Головою покачали. Ручками похлопали, ножками потопали | Наблюдает за детьми во время выполнения упражнения, Предоставляет достаточно времени для выполнения упражнения | Активны и эмоциональны | Дети могут соблюдать правила безопасного поведения, проявлять инициативу и самостоятельность | ||
Опыт 3 Обувная кожа в солевом растворе и воде с песком Цель: выяснить, как влияют на обувную кожу вещества находящиеся в пробирках. | Ребята, а обратите внимание, у меня в руке пробирки, Давайте наберем раствор из разных емкостей и поместим в них кусочки обувной кожи. Как вы думаете, что произойдет? Достаем и помещаем на цветную бумагу : кожу из солевого раствора на синюю, а другую – на зеленую и оставим до полного высыхания. (5 минут рядом с батареей) Как вы думаете, что произойдет? Рассмотрите. Какой можно сделать вывод? Вывод: Кожа, попавшая в соляной раствор, стала грубая и на ней появились белые разводы, а кожа из пробирки с водой и песком осталась в первоначальном виде. | Описывает ход опыта Задает вопрос Стимулирует любознательность, интерес. Поощряет детей к высказыванию, инициирует общее обсуждение Нацеливает детей на вывод | Выполняют опыт Высказывают собственное мнение. Делают вывод, обмениваются впечатлениями. | Дети проявляют любознательность, задают вопросы , интересуются причинно-следственными связями | ||
| ||||||
Рефлексия Цель: стимулирование активности детей в анализе результатов своей деятельности Игра «Светофор» | Предлагаю вспомнить, какие предположения мы выдвигали сначала? Что мы смогли выяснить? (Сапоги испортились после воздействия соли.) Как можно сохранить обувь? Что меньше всего вредит природе? | Задает вопросы, стимулирует процесс мышления, воображения, Комментирует высказывания. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | Дети владеют устной речью, могут выражать свои мысли Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. интересуются причинно-следственными связями . |
Конкурс для родителей с детьми «Он веселый и не тает»
Изготовление сенсорных коробок с использованием искусственного снега
«Антарктида»
«На детской площадке»
Составлена картотека «Опыты со снегом и льдом»
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Информативно - игровой материал
Кияйкина Наталья Федоровна
Вахтина Надежда Борисовна