12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бакланова Лилия Ивановна25
Россия, Курская обл., Курск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Школа №54»



 

Внеурочная деятельность

«Юные исследователи»

Проект

«Мой город Курск»



 

Учитель начальных классов Бакланова Л.И.


 

 


 

Курск 2017 г.


 

Паспорт проектной работы

 

Руководитель проекта: Бакланова Л.И.

 

Название проекта: « Мой город Курск ».

Учебный предмет: литературное чтение, русский язык.

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: окружающий мир.

Тип проекта: информационный, литературно-творческий.

Состав группы: групповой, учащиеся 4 «В» класса.

Время работы над проектом: краткосрочный.

Цели: научиться работать с дополнительной литературой;

повышать интерес к изучению краеведческой литературы.

Объект исследования: в процессе чтения краеведческой литературы расширить знания учащихся о родном крае, о знаменитых земляках.

Предмет: изучение стихотворений курских поэтов, посвященных родному городу, памятного знака Герою Советского Союза Е.И. Зеленко.

Гипотеза: знания, полученные в процессе чтения краеведческой литературы, воспитывают у учащихся чувство гордости за свой Курский край.

Задачи:

Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве (умение вести диалог с одноклассниками в процессе совместной деятельности).

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею (воспитание целеустремленности и настойчивости).

Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Формировать умение работать с информацией.

Режим работы: внеурочные занятия.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: фотографии с видами города Курска; аудиозаписи: «Звуки природы. Курский соловей», песни М. Блантера « Катюша».

Аннотация: обучающиеся познакомились с жизнью Героя Советского Союза Е.И. Зеленко, узнали о необычном памятнике «Курская антоновка».

Предлагаемый продукт проекта: учащиеся научились работать с информацией, отбирать материал, который соответствует теме проекта, в процессе совместной деятельности дети подготовили сообщения, стихотворения, иллюстрации по теме: «Мой город Курск ».

 

Презентация творческих работ

I. Оргмомент.

II. Определение темы занятия. Отгадывание ребуса.

Фото №1.

2 1 3 2 1 3 5 4 4 1 2 3 5

о М й о г р д о с К у р к

- Сколько лет нашему городу?

- Что нравится вам в городе?

Сегодня состоится презентация творческих работ учащихся 4 «В» класса о городе Курске.

III. Рассказ учителя о городе Курске.

IV. Творческая работа о Е.И. Зеленко. (Позднякова Анна и Самохвалов Вова)

1)Сообщение о Е. И. Зеленко.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т. Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И. С. Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе №10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

2)Стихотворение Шкребо Анастасия «Курская Катюша».

(Учащиеся лицея№ 21г. Курска)

Посвящается моим знаменитым землякам: М. Блантеру и Е. Зеленко

Курская Катюша

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой...

Кто не знал на той войне «Катюшу»,

Созданную Блантера рукой?

Под неё в атаку шли солдаты,

И в тылу ковали ратный меч,

Но вот знал ли он, земляк наш,

Живший здесь когда-то,

О какой Катюше пойдёт речь?

Думаю, не знал, что по соседству

Маленькая девочка живет

В двух шагах от места его детства.

Может, про неё потом споёт?

Наряду с мальчишками-друзьями

С крыш сараев прыгала с зонтом

И взрослела, не подозревая,

Что беда стучится в её дом.

Поменяв зонты на парашюты

И на китель платье поменяв,

Проложила Катя страшные маршруты

В небе, в логово врагов попав.

На таран пошла отважно, смело,

Защищая от врага своим огнём

Всё, о чём Катюша в песне пела:

И реку, и отчий курский дом.

Всем известна улица Зеленко,

От неё два шага до реки,

Я хожу по этой улице нередко

И горжусь, что мы с Катюшей - земляки!

V.Рассказ учителя о композиторе Матвее Блантере. Фото композитора М. Блантера и поэта М. Исаковского.

Прослушивание аудиозаписи песни «Катюша».

Матвей Блантер.

Герой Социалистического Труда (1983), лауреат Государственной премии СССР (1946). Народный артист СССР (1975).

Матвей Исаакович Блантер родился 10 февраля 1903 г. в г. Почеп (ныне Брянская область). В юные годы обучался по классам фортепиано и скрипки в Курском музыкальном училище, затем продолжал занятия в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. В 1920—1921 гг. брал уроки композиции у Г. Э. Конюса. Первые самостоятельные композиторские опыты связаны с участием в студии «Мастфор» («Мастерская Н. М. Фореггера»), к спектаклям которой Блантер сочинял эстрадную музыку. В конце 20-х — начале 30-х годов заведовал музыкальной частью Ленинградского театра сатиры, Магнитогорского драматического театра, Горьковского театра миниатюр, основное же внимание уделял творческой работе.

Лучшие произведения М. Блантера вошли в золотой фонд советской песенной культуры.


 

V. Физкультминутка

VI. Творческую работу о курской антоновке. ( Гребенников Алексей и Гребенникова Елизавета).

Сообщение о яблоке антоновке.

В курских садах растёт полезное и вкусное яблоко – антоновка.

2)Сообщение о памятнике «Курская антоновка».

В 2004 году уроженец Курской области знаменитый скульптор Вячеслав Клыков изготовил памятник «Курская антоновка», посвящённый символу родной области.

Памятник размещён на улице Ленина.

Открытие монумента 19 августа 2008 года было приурочено к православному празднику преображения Господня, в народе известному под названием «Яблочный спас».

VII. Описание антоновки.

- Подберите слова к яблоку, отвечающие на вопрос какое?

VIII. Творческая работа о курских соловьях.

Загадки про соловья:

Для заросшей речки в мае

Этой птицы нет главней,

- Как он чудно напевает

Голосистый ... (Соловей)

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (Соловей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)

2)Сообщение о соловье..

Соловей давно и по праву считается живым символом нашего края. Лучшие певцы – именно курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне.

3)Стихотворения о соловье.

1.Соловья прекрасно пенье,

В этом равных ему нет,

С давних пор его уменье

Поражает белый свет.

Песни звук его прекрасной,

Дарит летом радость нам,

2.Ночью звездной, в вечер ясный,

И на зорьке, по утрам,

Соловей коль разойдется –

Не унять ни чем певца,

Песня звонко его льется,

Там, где в роще деревца…

3. На даче соловушка пел.

Слышны были все переливы:

То тёхкал, то звонко свистел.

Все трели его сердцу милы.

Затмились все звуки вокруг.

Одна только песня звучала.

Лаская, тревожила слух.

Покоя в душе не давала.

4. Соловей – соловушка,

Светлая головушка.

Только солнышко взойдёт,

Звонко песню пропоёт.

Громко заливается.

Для друзей старается.

Оживает всё кругом.

С песней счастье входит в дом.

5. Родился я не в мега-переулке,

а там, где серебристый соловей.

Поил меня младенца на прогулке

он досыта мелодией своей.

Поэтому, в любой теперь столице

я долго находиться не могу,

скучаю по своей любимой птице,

и в рощу к ней и еду, и бегу.

IX. Сообщение о музее «Курский соловей». (Позднякова Ангелина).

Музе́й «Ку́рский солове́й» музей, посвященный символу Курского края Курскому соловью, расположенный в Курске. Музей был открыт 4 июня 2007, в Соловьиный день по русскому народному календарю.

Учитель: В музее собраны:

- фотографии курского соловья, сделанные в 2007 году курским фотохудожником Виктором Викторовым и в 1960-е годы 15-летним Гришей Кокоровцом (ныне — Григорий Александрович Кокоровец, фотограф Курского госуниверситета), которая удостоена диплома Международной выставки детского и юношеского творчества в Монреале;

- материалы о Соловье-разбойнике, так как он издревле считается обитателем курского края, как это показывает в своих трудах курский археолог Ю. А. Липкинг;

- буквенные записи трелей курского соловья курского писателя Владимира Конорева (у него их получилось около 900 разновидностей); видеозапись встречи с ним сделана 01.12.2007;

- рассказы «Мой соловей», «Тётёнь» курского писателя Владимира Конорева, книги-подарки других курских поэтов и писателей, воспевающих соловья;

- старинные рушники, на которых соловей запечатлён в вышивке и кружеве;

- исторические данные о происхождении фразеологизма «Курский соловей»;

- диски и пластинки с пением соловья, пластинка «Танго соловья»;

- материалы о людях, кого на их родине называют курскими соловьями (о Надежде Плевицкой, Иване Суржикове, Ирине Стародубцевой, сёстрах Толмачёвых, Владимире Неведрове);

- материалы о курском фирменном поезде «Соловей»;

- глиняные «фирменные» соловьи курских мастеров-глинщиков;

- материалы о соловьиной переписи в Москве, Курске;

- фирменные футболки, значки, конфеты «Соловушек перезвон», мороженое «Соловушка», бальзам «Курский соловей» (больше не выпускается…), даже выращенные Л. Н. Ерёминой и замаринованные в баночках огурцы «Соловей»;

- о фестивале бардовской песни в Курске «Соловьиная трель», марафоне «Курский соловей», зимних автогонках «Курский соловей», празднике дружбы и партнёрства «Курский соловей», детском исполнительском конкурсе «Курский соловей»;

- настоящее гнездо соловья и другие материалы.

X. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы. Курский соловей».

- Ребята, представьте, что вы в майском лесу и слышите пение соловья.

XI. Показ курских сувениров учителем.

XII. Угощение детей курской антоновкой.

 

XIII. Викторина о Курском крае.

 

Кого называют живым символом Курского края? (Соловья)

Где можно услышать самых лучших певцов? (В окрестностях Коренной пустыни)

Золотое и ароматное, считается символом плодородия курской земли, ей поставлен памятник на улице Ленина г. Курска.

Что это? (Курская антоновка)

4.Какое звание носит наш город? (Город воинской славы)

5.Почему улицу Весёлую переименовали в улицу Кати Зеленко?

6.За какой подвиг Катя Зеленко была награждена званием Героя Советского Союза?

7.Сколько лет исполнилось нашему городу 25 сентября 2012 года? (980 лет)

Опубликовано


Комментарии (1)

Панагушина Елена Аркадьевна, 16.09.18 в 05:31 0Ответить Пожаловаться
Отличный познавательный материал подобран. Спасибо огромное за доставленное удовольствие.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.