Проект на тему «Огород на окошке»
Авторы: Глина Светлана Викторовна ДОУ № 88 «Солнышко»
Мухина Елена Владимировна ДОУ № 88 «Солнышко»
г.Горловка
Познавательно-исследовательский проект
в подготовительной к школе группе
« Огород на окошке»
Наш девиз:
Огород наш, огород
Все на нем всегда растет
Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы…
Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветет и оживет!
Воспитывая у детей с самого раннего возраста любовь и интерес к родной природе, привлекая их к труду в природе, взрослые тем самым помогают формировать такие нужные качества характера, как трудолюбие, бережное отношение к зелёным насаждениям, развивают чувство красоты.
Природа окружает детей везде, и они всегда соприкасаются с ней. Знаменитый русский педагог К.Д.Ушинский писал:»Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тчательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, непреметной искусственностью.»
Актуальность
Для ребёнка много в мире непонятного и таинственного. На каждом шагу - «чудо». Вот из маленького белого семени вырастает большое, сочное растение. Ребёнка интересует, он хочет узнать: почему семечко без воды не прорастёт, почему одним растениям нужен свет, а другие могут расти и в затемнённом месте. С возрастом его не удовлетворяют ответы, не подкреплённые фактами. Он сам по мере своих сил и возможностей начинает допытываться до истины. Постепенно сам и с помощью взрослых он узнаёт о сущности многих явлений. Более понятным начинает казаться то, что раньше было таинственным.
«Огород на окошке» особенно полезно иметь городским детям, которые подчас видят овощи и фрукты только в магазинах и не знают, как они растут.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Мы считаем, что повышение уровня экологического развития ребенка будет более эффективней при повышении экологической грамотности родителей. Бережное отношение к природе, экологическая пропаганда среди родителей и детей являются актуальными как в настоящем, так и в будущем.
Интеграция образовательной области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Тип проекта:исследовательский.
Цель: Содействовать формированию у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
• Расширить знания детей о культурных растениях.
• Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений ;
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
• Продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отображать наблюдение в рисунке.
• Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Участники проекта: воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Предполагаемый результат:
Выращивая своими руками овощи,ребёнок,безусловно,почувствует интерес к этому делу. Кроме того, он научится ухаживать за растениями.Конечно,площадь окна ещё не поле,но,как знать,во что превратятся те крупицы интереса,которые появятся у ребёнка в результате самостоятельной работы с огородными растениями.Взрослые должны помочь ребёнку постепенно познавать окружающий мир.Следует поощрять малейшее проявление интереса к живой природе.
- Создание в группе огорода на окошке.
- Создание дневника наблюдений за ростом растений.
- Создание фото-отчета ежедневных наблюдений за растениями в огороде на окошке.
Необходимые материалы: Контейнеры с землей, семена растений, лейка, оформление для огорода.
Список используемой литературы:
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.-М «Просвещение»,1978
Дрязгунова В.А Дидактические игры для ознакомления длшкольников с растениями.-М «Просвещение», 1981
Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [текст]- М.: Просвещение, 2004-200с.
Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. Т.М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007
Комарова, И.Г., Грибова, Л.Ф. Мир, в котором я живу. [текст]: учебное пособие / Н.Г.Комарова, - М.: Просвещение, 2006.- 142с.
Пастух Е.Я. Воспитание у детей любви к природе и сельскохозяйственному труду-М.-1961
Ресурсы Интернета
1.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
2.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
3. http://www.numama.ru/blogs/ko
4.http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html
5.http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty
Содержание проекта
Работа над проектом «Огород на окошке » проходила поэтапно.
I этап: подготовительный.
- Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода.
- Составление плана над проектом.
- Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.
- Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта «Огород на окошке».
- Наглядная информация для родителей.
- Оформление огорода на окошке, посадка семян.
II этап: основной.
Этад Даты и сроки реализации проекта | Мероприятия | |
1 этап – подготови-тельный 1 неделя февраля | - Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. - Составление плана над проектом. - Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования. - Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта «Огород на окошке». - Наглядная информация для родителей. - Оформление огорода на окошке, посадка семян. | |
2 этап - основной | Содержание работы с детьми | Цель: |
1-февраля 2-февраля | Беседы: - «На Зеленой планете », - «Как проращивают семена». | - Познакомить с хозяйкой огорода. Дать понятие словам: огород, почва, грунт, посадочный материал, инвентарь. Раскрыть значение огорода в жизни сельского жителя. - Обогащать знания детей о проращивании семян. - Развивать познавательную и речевую активность детей. |
В течении всего проекта. | Чтение и рассматривание книг и иллюстраций о растениях: В.Коркин «Что растет на нашей грядке», Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова «Три картофельки»,Д.Родари «Чиполлино» | - Продолжать прививать детям интерес к познава- тельной литературе, углублять и расширять знания о видах растений и их выращивании. – Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. |
6-февраля 7-февраля | Практическая деятель-ность: - посадка петрушки, укропа. - проращивание семян кабачка в разных условиях. - выращивание рассады овощных культур:томата в разных условиях: на свету и под темным колпаком. - выращивание зерновых:пшеницы | - Вызвать интерес к выращиванию овощных и цветочных культур. - Формировать навыки посадки и ухода за растениями. - Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (влаги, света, тепла). - Вызвать у детей желание трудиться, участвовать в посильной практической деятельности. - Воспитывать бережное отношение к растениям. |
ежедневно | Исследовательская деятельность: - рассматривание посадочного материала через лупу, - наблюдение за ростом рассады овощных и цветочных культур. - опыты: «Какая земля?», «В каких условиях лучше прорастают семена», «Солнце и растения», «Вода и растения», «Человек и растение». | - Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. - С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам. - Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. - Замечать изменения, которые происходят с растениями во время роста. |
В течение проекта | Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин»,» «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее»,. Орудия труда», «Что растет на огороде».»Съедобное-несъедобное»,Магазин «Семена»,»Овощехранилище»,»Детки на ветке»,»Консервный завод» « Огород у нас в порядке», «Кабачок». Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Догони» | - Обогащать знания детей о растениях,их характерных признаках, узнавать их по описанию. - Развивать речь, вербальное воображение, фантазию. |
17-февраля 24-февраля | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка». | - Обогащать знания детей о растениях их характерных признаках. |
В течение проекта | Оформление дневника наблюдений. | - Зафиксировать наблюдение за растениями. |
3 этап – заключительный 28-февраля | - Фотовыставка «Чудо на окне» - Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. - Подведение итогов. |
- реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Образовательные области | Совместная деятельность с детьми |
Познание | 1. Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее». 2. Просмотр мультфильмов об овощах. 3. Рассматривание альбомов об овощах, об огороде. 4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Какая земля?», «В каких условиях лучше прорастают семена», «Солнце и растения», «Вода и растения», «Человек и растение». 5. Загадывание загадок об овощах. 6. Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о росте растений. 7. Беседы: «В гостях у бабушки в деревне», «Как проращивают семена». |
Коммуникация | 1. Заучиваний стихотворений, пословиц, загадок. 2. Беседы о разнообразии растительного мира. |
Социализация | 1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка». 2. Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде». 3. Игра – драматизация по сказке «Репка» |
Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы: В.Коркин «Что растет на нашей грядке», Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова «Три картофельки», Д. Родари «Чиполлино». |
Физическая культура Здоровье Безопасность | 1. Физкультминутка «Росточки», «Мы капусту солим», «Наши алые цветки», «Из зернышка в семечко». 2. Игра малой подвижности « Огород у нас в порядке». 3. Игра-хоровод «Кабачок». П/И «Овощи в корзину», «Догони». |
Музыка | 1. Слушание песен «Урожайная», «Огородная» 2. Хоровод «Кабачок» |
Художественное творчество | 1. Работа детей с книжками-раскрасками 2. Рисование «Овощи» 3. Лепка «Овощи» 4. Аппликация «Зеленый лучок». |
Труд | Изготовление табличек-указателей. Посадка семян овощей. Уход за растениями: полив, рыхление. |
III этап: заключительный.
-высадка культур;
- создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта;
- подведение итогов.
Содержание работы
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети познакомились с культурными растениями.
У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания по уходу за растениями.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окошке.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окошке»»
План экспериментальной деятельности.
Земля. «Где лучше расти?»
Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние
качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по
составу.
Материалы. Семена кабачка, чернозем, глина с песком, черенки традесканции.
Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь
глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в
разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в
течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет
хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем.
Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший
рост).В чернозем сажают семена кабачков.
Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.
Вода.
Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и
развития растений.
Материалы. Рассада сладкого перца, две емкости с землей.
Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания перца,
нужна ли вода для жизни растений. Один росток поливают водой,другой
нет.
Итоги. Через 7 – 10 дней смотрят результат опыта (росток,который
поливали подрос, а росток , который не поливали засох). Растениям
необходима вода.
Солнце.
Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и
развития растений.
Материалы. Росток сладкого перца, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания
ростка, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают один росток
колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через
7 – 10 дней (росток под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (росток на свету
позеленел – значит в нем образовалось питание)
Человек.
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы: 2 контейнера с землей и ростками растений .
Процесс: Взрослый предлагает выяснить нужен ли уход за растениями
(одно растение получает уход, другое нет).
Итог: Через 7-10 дней выявляют, что растение, за которым ухаживает
человек благоприятно растёт, а растение без ухода погибает ( растениям необходим уход).
Приложение 1
Помидор.
Помидор я,иль томат,
Витаминами богат,
На вид я неужасный:
Круглый я и красный,
Положить меня в салат
Каждый будет очень рад.
Кабачок.
Вот пузатый кабачок
Лёг под кустик на бочок,
Словно белый поросёнок
К солнцу поднял пятачок!
Если много их найдём,
То зимой не пропадём:
И икра из них прекрасна,
И оладий напечём!
Пшеница.
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто-
В формочках в печи ей место.
Подрумянился,окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Лук.
Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещённый,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Приложение 2
«Огороды на окошках» в нашем детском саду»
Приложение 3
Авторское стихотворение «Космический огород на окошке»
Мухина Е.В.
В космический сад пришла весна!
И космодетям нравится она.
Её мы ждали целый год,
Посадим космоогород!
В свободном полёте готовили мы,
Космический лук и помидоры.
Фасоль и пшеницу посеяли тоже,
Космическая группа на поле похожа!
Носили мы землю,трудились мы все.
Сажали и ждали,растите к весне!
Мы делали лунки,водой поливали.
Смотрели мы зорко,смотрели и ждали.
И спорили мы о космоземле:
Где лучше семенам в воде или где?
В сухой или мокрой,со светом иль нет.
Нам мамы и папы давали совет!
А овощи наши росли и росли.
И мы теплоту к ним свою берегли!
И чудо случилось,лучок наш пророс!
Красивый,зелёный пошёл в полный рост!
Он вкусный и сладкий,наш космолучок!
Собрали мы сами огромный пучок!
Весной огород мы посадим в саду:
Фасоль,помидоры нам всем на еду!
Космический лук,кабачок внеземной,
Посадим всё это,мы космовесной!
Мы все космонавты,нам космос любим.
И память о нём мы все сохраним!
И овощи наши и садик родной
Всё в памяти нашей,такой внеземной!
Авторское стихотворение «Огородик нашего садика»
Глина С.В.
Вот огород наш непростой
Волшебный он, ребята,
Здесь посадили лук золотой
Пшеницу, кабачки, томаты.
Он как из другой планеты
Когда на улице зима
Рук тепло, вода и лучик света
Наша забота – и на подоконнике весна!